Коалиция: проект-300
Коалиция медленно, но неотвратимо движется к цифре «300». На данный момент в ее состав входит 256 человек (и еще четверо поддерживают неофициально), но последнее пополнение — шестеро членов «Народной Самообороны» — стало самым массовым после момента создания: ранее больше пяти человек одновременно не приходило. И если раньше предполагалось, что ленточка с цифрой «300» будет пересечена весной 2011 года, то теперь, на основании имеющейся у «Сегодня» информации, можно с большой вероятностью говорить об осени этого года. Особенно, в случае если «Регионы» одержат убедительную победу на местных выборах 31 октября 2010 года. 300 голосов в Раде дадут возможность регионалам провести изменения в Конституцию в течение двух сессий: осенью и, окончательно, весной следующего года. То, что основной закон страны таки планируют корректировать, для «Сегодня» подтвердил нардеп-регионал Михаил Чечетов — по его словам, Конституцию будут исправлять с тем, чтобы усилить власть президента.
Помешать этому сценарию может разве что какой-то экстремальный вариант наподобие или нового кассетного скандала (осень 2000-го года), или же раскола во власти (как это произошло осенью 2005 года с Ющенко и Тимошенко), либо если Украину накроет вторая волна мирового кризиса (не менее сильная, чем осенью 2008 года).
НУНС. Поскольку вся шестерка последних перебежчиков (во главе с Давидом Жванией) была из НУНС, то и повышенный интерес сейчас — именно к нему. Тем более, что в СМИ уже появилась информация о возможном переходе еще двух нардепов из этой фракции в коалицию — Екатерины Лукьяновой («Самооборона») и Оксаны Билозир («Единый центр»). По информации источника в НУНС, именно эти две группы и являются «зоной риска», составляющей резерв коалиции, а общее число «коалиционного резерва» составляет 10—12 человек.
Сейчас в коалицию входят 14 нунсовцев, из них 10 вошло в парламент по спискам «Самообороны» (и Лукьянова уже подтвердила свое намерение). По сути, можно говорить уже о самоликвидации этого некогда амбициозного проекта Юрия Луценко. Последний уже обвинил бывшего спонсора НС Давида Жванию в том, что тот перекупает депутатов в коалицию. Но еще 8 «самбистов» пока еще в оппозиции — впрочем, по словам источника во фракции, еще 2—4 человека могут уйти в большинство. Нардеп-«самбист» Юрий Стець в комментарии для «Сегодня» сказал, что в коалицию не войдет, однако на вопрос — уверен ли он во всех оставшихся коллегах — нардеп ответил: «Уверенности нет. Ведь я раньше не мог представить, что в коалиции окажутся Новиков и Лукьянова».
Самым большим кадровым резервом коалиции (6 человек) в НУНС источник во фракции называет группу «Единый центр» Виктора Балоги, которая периодически выступала за союз с ПР в течение последних двух лет. Официальный комментарий кого-либо из этой группы вчера получить не удалось, однако близкий к группе источник сказал нам, что возможное появление в коалиции Билозир — это ее личное решение, так как она в близких отношениях с Анной Герман. Что касается всей группы, то она колеблется между вхождением в коалицию или в проект Яценюка.
Также в числе колеблющихся между коалицией и поддержкой Яценюка он называет главу фракции Николая Мартыненко, а к возможному резерву коалиции добавляет Николая Круця («За Украину!») и Александра Клименко (УНП). В то же время Клименко объясняет свою позицию так: «Я поддерживал ряд законопроектов коалиции, когда считал их правильными. Но я член УНП, а наша фракция решения о вхождении в коалицию не принимала».
В БЮТ ЖДУТ ВЫБОРОВ
В БЮТ ситуация менее определенная. «Из тех 130-ти человек, которые реально входят во фракцию, около 60 имеют серьезные причины для недовольства, — объяснил нам источник во фракции БЮТ. — Их можно поделить на две основные части: одна — это местные функционеры, которых отодвигают от руководства организациями, другая — люди, практически уверенные в том, что в проходную часть списка блока (80—100 человек) они не попадут. Поговаривают, что Юля хочет затормозить их уход — на 5 июля назначено заседание фракции с ее участием. Но все равно взрыв реален: в августе будут утверждать списки на местные выборы, и те, чьих людей отодвинут, скорее всего, уйдут. И это может быть 30—40 человек». «Разговоры о 60-ти недовольных депутатах из БЮТ — это часть того удара, который собирается нанести ПР по нашей политсиле, — говорит в свою очередь нардеп-бютовец Андрей Шкиль. — Да, во фракции много недовольных нынешним положением, но это не паника. И я уверен, что 30 человек от нас в коалицию не уйдут — эта цифра будет намного меньше».
Дмитрий Коротков