Призраки в Европе: реакция на подписание пакта с Россией
Карловы Вары. Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама собираются в Прагу, где в четверг состоится подписание этапного договора о контроле над вооружениями. А в Праге Марсела Балоунова (Marcela Balounova), как и многие другие жители Чехии, мучается воспоминаниями о 1968-м годе, когда почти миллионное войско стран Варшавского Договора оккупировало Чехословакию, положив начало периоду политических репрессий.
«Русские вторгались на нашу территорию раньше, вторгаются к нам теперь», - говорит пятидесятилетняя г-жа Балоунова, хозяйка арт-салона в этом живописном курортном городке. В 1711 году сюда в первый раз приехал на лечение Петр Великий, и с тех пор город пользуется такой популярностью среди жителей России, что большинство вывесок, рекламирующих предметы роскоши и услуги, здесь пишутся на русском языке: от предложения вилл за миллионы евро до рекламы промывания толстой кишки. «Я до сих пор помню, как плакала, когда пришли русские. И прошло больше 40 лет, и это место стало напоминать Москву в миниатюре».
Для Соединенных Штатов Америки подписание договора с Россией о сокращении вооружений в сердце бывшего Восточного блока, через год после того, как Обама изложил в Праге свою мечту о мире без ядерного оружия, представляет возможность символически «перезагрузить» отношения с Москвой.
Но если американо-российская сделка по сокращению предельного количества развёрнутых боеголовок на 30 процентов в Вашингтоне и Москве приветствуется как дипломатический триумф, то чехи в большинстве своём разделяют опасения г-жи Балуновой. У местного населения растёт озабоченность относительно истинных мотивов России и решимости Америки придерживаться своих обязательств в Восточной Европе, где уже не в первый раз творится мировая история.
В Чешской Республике эта тревога особенно понятна: многие видят в прошлогоднем решении Обамы отказаться от планов Буша по развёртыванию противоракетной системы в Восточной Европе, в том числе и в Чехии, капитуляцию перед Москвой. Несмотря на уверения Буша, что целью системы является защита Европы от иранских ракет, многие усматривали в ней защитный бастион от вновь обретшего былую уверенность Кремля.
По заявлению официальных лиц США Обама жаждет развеять тревогу местного населения относительно России. За совместным обедом с одиннадцатью главами государств или правительств Восточной Европы он намерен призвать их к отказу от устаревших представлений времен «холодной войны».
«Президент Обама попытается убедить руководителей стран этого региона в необходимости новой позиции по отношению к России: страхи перед русскими, притаившимися за дверью, остались в прошлом», - говорит высокопоставленный чиновник США, не уполномоченный официально высказывать своё мнение.
Иржи Шнайдер (Jiri Schneider), директор Пражского института по изучению проблем безопасности, отметил, что в ходе визита Обамы и Медведева может произойти столкновение двух разных видений ситуации.
«Подписывая этот договор в Чешской Республике, входящей в состав Европейского Союза и НАТО, Соединённые Штаты Америки символически подтверждают свои обязательства в отношении европейской безопасности и отказываются от старого деления времен «Холодной войны» на восток и запад - сказал он. - Но есть риск, что русские, в свою очередь, воспользуются этим визитом, чтобы поставить в неудобное положение принимающую страну, заявив "а вот мы и здесь, и вам не выйти из сферы российского влияния"».
Для многих чехов поколения «холодной войны», которые ещё нутром помнят своё отвращение при виде русских танков на улицах Праги, попытки администрации Обамы наладить отношения с Россией представляются наивными и полными опасности. Во вторник центральная чешская газета, Hospodarske Noviny, сухо сообщила, что Прага для администрации Обамы исполняет роль «дворецкого» и «живописного фона».
Семидесятивосьмилетний Любош Добровски (Lubos Dobrovsky), бывший диссидент, сначала работавший в советскую эпоху мойщиком окон, а затем ставший министром обороны и председателем комиссии по роспуску Варшавского Пакта, пренебрежительно отозвался о новом договоре о сокращении вооружений как о «дешёвом маркетинговом трюке Вашингтона и Москвы».
Господин Добровски вместе с бывшим президентом Чешской республики Вацлавам Гавелом (Vaclav Havel), бывшим президентом Польши Лехом Валенсой (Lech Walesa) и другими центрально- и восточно-европейскими лидерами в июле прошлого года поставил свою подпись под открытым письмом, призывающим администрацию Обамы воздержаться от «полномасштабной роли» в Восточной Европе и с осторожностью отнестись к возрождению российского империализма.
В своём интервью он настаивал: Россия по-прежнему, не колеблясь, стремится навязать свою волю другим странам, что показали и недавние события: достаточно вспомнить вторжение в Грузию в 2008 году, угрозы Чешской Республике и Польше, если они будут сотрудничать с Соединенными Штатами по вопросу противоракетной системы обороны, и более чем вялая поддержка дипломатии США в Иране.
Добровский раскритиковал секретаря Соединенных Штатов Хиллари Родхэм Клинтон за её «инсинуации о том, что она может себе представить Россию в НАТО», тем самым «создавая опасную иллюзию, что Соединенные Штаты и Россия стоят друг друга». Он скептично отозвался об эффективности договора, в соответствии с которым у обеих стран остаётся «более чем достаточное количество носителей и ракет, чтобы уничтожить весь мир».
Но каковы бы ни были последствия договора для процесса разоружения, по мнению многих чехов, куда большую проблему, чем её военная мощь, представляет захватническая экономическая политика России.
Здесь, в Карловых Варах, где российское влияние столь сильно, что местная чешская хоккейная команда собиралась присоединиться к национальной хоккейной лиге России, жители Чехии жалуются, что вложения российских инвесторов в недвижимость вздули цену на 40 процентов. За прошлый год тут побывало около 25 тысяч российских туристов, и в меню городских ресторанов борщ вытесняет кнедлики, чешские клёцки.
В Чешской Республике 75 процентов поставок натурального газа идёт из России, и в связи с этим растёт опасение, что Россия колонизирует энергетический сектор. Чешско-российский консорциум под управлением российской инженерной компании «Атомстройэкспорт» является ведущим претендентом на строительство целых пяти ядерных реакторов: в южной Богемии, Моравии и Словакии, всего на сумму 20 миллиардов евро, или 27 миллиардов долларов. А российский энергетический гигант «Лукойл» финансировал издание на русском языке книги чешского президента, Вацлава Клауса (Vaclav Klaus), где преуменьшается влияние промышленности на глобальное потепление.
Наталья Судленкова (Natalia Sudliankova), редактор крупнейшей в стране русскоязычной газеты «Пражский Телеграф», сказала, что ни для кого не секрет, что Кремль поддерживает интересы российского бизнеса в этом регионе. «То, что делает Москва, делала бы и любая другая страна, - говорит она. – Если они могут купить влияние, они его покупают».
При всех своих опасениях, однако, многие чехи подчеркивают, что Россия редко когда была так же слаба, как сейчас, когда ее потрепал мировой финансовый кризис, когда она теряет контроль над бывшими сателлитами Москвы, такими как Молдавия и Украина, когда в московском метро происходят теракты. Это, утверждает Петр Поспишал (Petr Pospichal), организовывавший тайные встречи с диссидентами из России во время «холодной войны», и ставший послом в Болгарии в 1990-х, даёт чехам и жителям всех стран Восточной Европы шанс преодолеть стереотипы и поискать новый подход.
«Никогда не ожидал, что память о 1968-м годе окажется такой стойкой, - заметил он. – Со времен советской эпохи мир здорово изменился, и Россия уже не сверхдержава, какой был Советский Союз. Нам, чехам, не следует воспринимать каждую попытку России отстоять свои национальные интересы, как действия агрессора».
На самом деле среди 150 тысяч человек русскоговорящего населения Чешской Республики многие надеются, что подписание договора о сокращении вооружений российским президентом на территории Чехии поможет избавиться от призраков прошлого.
Константин Макаренко, двадцатиоднолетний русский риэлтер из Сибири, чьи родители 10 лет назад в приехали в Карловы Вары в поисках новых экономических возможностей, посетовал, что у большинства чехов память «избирательная»: они помнят 1968 и 1989 годы, но без зазрения совести забывают 1944-й, когда Красная Армия освободила страну от фашизма.
Тем не менее, он оптимистично полагает, что встреча в четверг может возвестить начало новой эры. «Чехи всё ещё, кажется, считают нас оккупантами, и я надеюсь, этот визит поможет изменить ситуацию, - сказал он. – Я уже устал, что меня обвиняют в том, что случилось до моего рождения».
Дэн Билефски, "The New York Times", США