Янукович как вызов русскому движению
Гуманитарная и внешняя политика команды Виктора Януковича могут стать угрозой не только для националистов, но и для пророссийских движений. Ветер позитивных перемен становится для них вызовом более серьезным, чем победа «оранжевых» на выборах в 2004 году. Если государственная дискриминация русских на Украине прекратится, они могут утратить смысл существования.
При Ющенко Крым напоминал идеологическую крепость, отбивающую атаки на русскую идентичность. Эти пять лет стали временем подъема для крымских политиков, выступавших за двуязычие в образовании, сближение с Россией и против НАТО. Но если политика нового президента не изменится, команда Януковича может вырвать из рук этих политиков их лозунги. Да, собственно, уже вырывает. На 21 апреля депутаты Верховного совета Крыма наметили слушания об отмене запрета на прокат фильмов в кинотеатрах на русском языке. Об этом было объявлено 6 апреля – и в тот же день министр образования Украины Дмитрий Табачник вступил за отмену обязательного дубляжа иностранных фильмов на украинский и ограничения вещания российских каналов на русском языке на территорию Украины.
Разрешение сдавать выпускные экзамены в школах на языке обучения, объявленный отказ от вступления в НАТО и начавшийся процесс дегероизации Бандеры – первые ласточки. На очереди – разрешение вести делопроизводство на региональных языках. Ждать признания русского вторым государственным языком де-юре не приходится, но де-факто огромному числу русскоязычных граждан хватит и этого, чтобы вздохнуть свободнее. На носу – совместные парады 9 мая в Москве, Киеве и Севастополе, ожидаются некие прорывы на саммите 17-18 мая. Все еще очень зыбко, еще возможно охлаждение из-за цены на газ, еще 11 апреля в Вашингтоне Януковичу предстоит выслушать американский ультиматум. Но процесс пошел. И если пойдет дальше, умеренным защитникам русских (которые не ставят целью воссоединение Крыма с Россией) останется лишь выпить по случаю сбычи мечт и самораспуститься. Или искать для себя новые цели.
До недавнего времени всех крымских политиков пророссийской ориентации можно было поделить на два лагеря. Первый объединял радикалов, которые требовали присоединения Крыма к России. Антирусская политика Ющенко вполне оправдывала их агрессивность и вызывала у обывателя к ним сочувствие. Если гуманитарная и внешняя политика команды Януковича перестанет раздражать крымских русских, рассчитывать на сочувствие радикалам будет трудно. Романтика идей о возврате Крыма России еще в 90-е разбилась о факт: это не нужно в первую очередь самой РФ. И о будничное понимание, что безболезненным подобный территориальный демарш быть не может. Превращать полуостров во второе Приднестровье согласится лишь тот, кому нечего терять, а люмпены в Крыму в меньшинстве.
Второй лагерь пророссийских политиков объединяет тех, кто предпочитает заниматься защитой прав русских в рамках законов Украины. Их программы строятся на трех китах: на лозунгах об укреплении самостоятельности Крыма (о федерализации страны), о введении двуязычия и на протесте против искажений истории. Победа Януковича, голосовать за которого умеренные призывали перед вторым туром, стала для них еще большей угрозой, чем для радикалов.
Уже сегодня проводить митинги в поддержку двуязычия в образовании нет смысла. Такая же ситуация со спорными трактовками в учебниках истории. Если вслед за этим последует увеличение языковых квот русского языка на телевидении и в кинопрокате, то набор лозунгов пророссийских организаций и вовсе сойдет к минимуму.
По большому счету все пророссийские партии Крыма стоят сейчас перед серьезным выбором. Чтобы не уйти в небытие после очередных местных выборов, им нужно срочно легитимизировать свое существование в глазах избирателя. Пока для этого просматриваются два пути: либо сделать ставку на «ядерный электорат», либо найти новые цели, интересные широким слоям граждан с русской идентичностью.
Сложность заключается в том, что у основных конкурентов есть запасные аэродромы. «Витренковцы» могут продолжать бороться с «гидрой мирового капитала», коммунисты – эксплуатировать ностальгию по советскому прошлому. Выходом для «профессиональных русских» могла бы стать борьба за экономическое благополучие Крыма – но за полтора десятилетия своего существования они никогда не занимались вплотную вопросами социально-экономического характера. Сегодня в их рядах полно гуманитариев, но при этом практически нет хозяйственников; с лихвой хватает митинговых вождей – но при этом нет ни одного мало-мальски известного экономиста. Будет ли что предложить пророссийским партиям крымчанам – вот вопрос, на который им придется искать ответ до ближайших выборов.
Есть правда у них и ещё один вариант – уйти в радикализм. Но этот шаг чреват опасностью переродиться в маргинальное движение и утратить более-менее массовую поддержку в обществе. Смена государственной принадлежности полуострова вряд ли найдет сегодня отклик у широких масс крымчан. Ну а знамя главных борцов за культурное равноправие граждан востока и запада Украины пока перехватила Партия регионов.
Павел Казарин