Новый договор по СНВ - выигрывают и Обама, и Медведев
Завтра президенты России и США прибудут в Прагу на подписание эпохального договора о контроле над ядерными вооружениями, пишут СМИ. Кремль доволен взаимоувязкой наступательных и оборонительных потенциалов, но Европа не приветствует уступки Обамы по ПРО и настаивает на создании надежного "зонтика безопасности".
Договор СНВ - первый шаг к "перезагрузке" американо-российских отношений, пишет The Christian Science Monitor в редакционной статье, подчеркивая, что Соединенным Штатам нужна помощь Москвы по афганскому и иранскому вопросам, а также для реализации концепции безъядерного мира. Кремль особенно доволен ядерным паритетом - для России это условие более важно, так как ее обычные вооружения ветшают. При этом договор укрепляет восприятие России как "великой" державы. США, со своей стороны, рады возобновлению мониторинга и верификации вооружений, говорится в статье.
Договор, возможно, не удалось бы согласовать, если бы администрация Обамы не внесла серьезные коррективы в планы антииранского противоракетного щита, и все же вчера министр иностранных дел РФ Лавров заявил, что его страна оставляет за собой право выхода из нового СНВ, если сочтет систему ПРО угрозой для безопасности.
По прогнозам газеты, СНВ - не гарантия дальнейших шагов, так как интересы Вашингтона и Москвы асимметричны. "Не ждите многого", - заключают аналитики американского издания.
"Россия оставляет за собой право выйти из нового договора СНВ, который будет подписан завтра в Праге Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, если противоракетный щит, который Соединенные Штаты намереваются построить в Восточной Европе, будет угрожать нарушением нынешнего стратегического равновесия", - пишет итальянская La Repubblica. Министр иностранных дел Сергей Лавров настаивает на гарантиях со стороны Вашингтона.
"Как известно, в феврале этого года Болгария и Румыния сообщили, что ведут переговоры с Соединенными Штатами о размещении на их территории некоторых элементов щита, начиная с 2015 года", - отмечает издание. Но, несмотря на все эти моменты, министр Лавров подчеркнул, что новый договор о сокращении наступательных вооружений свидетельствует о новом уровне доверия в отношениях между двумя бывшими противниками эпохи холодной войны.
Теракты в московском метро - мрачное напоминание о том, как высоки ставки в современной борьбе за обеспечение безопасности, пишет в статье для The Wall Street Journal министр обороны РФ Анатолий Сердюков. "Сокращая ядерные вооружения, мы создаем условия для того, чтобы они были под надежным контролем", - пишет он, указывая на важность ратификации нового СНВ. Сердюков призывает законодательные органы США и России ратифицировать договор и создать условия для его выполнения: "Мы в полной мере ожидаем, что новый СНВ станет для наших стран толчком к дальнейшим совместным усилиям по решению задач взаимной безопасности".
В преддверии открывающегося на следующей неделе саммита по ядерной безопасности генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен дал интервью французскому изданию Le Point, в котором выразил убеждение, что создание надежной системы ПРО - "ключевой пункт территориальной защиты НАТО".
"Перед нами реальная угроза: мы знаем, что у Ирана есть ядерные амбиции и он создает средства доставки ядерного оружия при помощи ракет. Мы должны защищаться от подобных угроз, причем не только со стороны Ирана", - сказал он, отметив, что присоединение Европы к американскому проекту стало бы однозначным подтверждением европейского вклада в трансатлантические отношения. Что касается позиции России, Расмуссен признался: "Я был бы очень рад, если бы Россия присоединилась к общему противоракетному щиту. Тогда бы "крыша безопасности" покрывала Россию, Европу и США, от Ванкувера до Владивостока. Если нам это удастся, мы получим действительно общую архитектуру безопасности, которая увенчает наши усилия по построению зоны, защищенной от угроз". Несмотря на то, что Расмуссен разделяет видение мира без ядерного оружия, он сказал: "Пока существует ядерное оружие и государства стремятся его иметь, у нас оно должно быть, чтобы гарантировать надежность сдерживания".
Сегодня опасность умышленной мировой ядерной войны почти отпала, но при этом ядерная угроза со стороны террористов и неядерных стран, желающих обзавестись такими вооружениями, серьезна как никогда, пишет на страницах The Los Angeles Times вице-президент США Джо Байден. "Новая редакция ядерной доктрины" США - важный шаг к устранению этих угроз, утверждает он.
Новая редакция сильно отличается от предыдущих и знаменует тот факт, что мышление времен "холодной войны" отошло в прошлое. Отныне решения по количеству единиц и развертыванию ядерного оружия США будут учитывать вопросы ядерного нераспространения и борьбы с терроризмом, а не руководствоваться только задачей стабильного сдерживания. Отказ США применять ядерное оружие против неядерных государств, подписавших ДНЯО и соблюдающих его условия, будет дополнительным стимулом для того, чтобы страны воздерживались от распространения ядерного оружия.
Одновременно Обама просит Конгресс увеличить финансирование ядерного комплекса на 5 млрд в ближайшие 5 лет, что поможет модернизировать объекты и оплатить труд высококвалифицированных специалистов, поясняет Байден.
В то время как президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама готовятся прибыть в Прагу в четверг на подписание эпохального договора о контроле над ядерными вооружениями, многих чехов не покидают воспоминания о событиях 1968 года, пишет корреспондент The New York Times. Они сочли капитуляцией перед Москвой прошлогоднее решение Обамы отказаться от предложенной Джорджем Бушем системы противоракетной обороны, часть которой должна была разместиться в Чехии. Хотя Буш утверждал, что цель системы в том, чтобы защитить Европу от иранских ракет, многие видели в ней защиту от обретающего новую агрессивность Кремля.
Как сказал в беседе с журналистом Иржи Шнайдер, директор Пражского института исследований в области безопасности, во время визита Обамы и Медведева могут возникнуть два противоречивых толкования событий. "Подписывая это соглашения в Чехии, государстве, входящем в Евросоюз и НАТО, Соединенные Штаты символически утверждают свою приверженность европейской безопасности и отметают давние разногласия Востока и Запада времен холодной войны, - полагает он. - Но есть опасность, что русские также захотят воспользоваться этим визитом, чтобы повлиять на принимающую страну: мол, "мы здесь, и вы не свободны от российской сферы влияния".