Идея "Кавказского эмирата" опаснее, чем чеченский сепаратизм
Чеченский террорист Доку Умаров, взявший на себя ответственность за теракты в московском метро, стал для Кремля "врагом номер один". Сторонники так называемого "Кавказского эмирата" отстаивают идеологию и готовы за нее умереть, создавая для России "чудовищную ситуацию", пишут СМИ. Медведев призывает быть "более жестокими" с террористами.
29 марта кавказская война ворвалась в Москву, а двумя днями позже главарь кавказских боевиков Доку Умаров взял на себя ответственность за взрывы в метро. В видеообращении "эмир Кавказа" пригрозил принести войну на улицы российских городов, пишет Le Monde.
ФСБ дорого бы заплатила за возможность поймать того, кто с 2006 года стоит во главе боевиков, отмечает корреспондент Мари Жего. На счету Умарова множество преступлений: похищение и убийство российского генерала Геннадия Шпигуна в 1999 году, нападение на Назрань в июне 2004, организация захвата заложников в бесланской школе в сентябре 2004 года. Позже он заявил, что по его приказу в декабре 2009 был подорван "Невский экспресс", и даже взял на себя ответственность за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. По его инициативе возобновил свою деятельность батальон смертников "Рияд-Ас-салихин" ("Сады праведников"). Как отмечает журналистка, в последние годы чеченский сепаратизм приобрел ярко выраженный исламистский оттенок.
Чеченский террорист Доку Умаров стал для Кремля "врагом номер один", пишет испанская El País. Так называемый "Кавказский эмират", созданный Умаровым, может представлять для России более значительную угрозу, чем прежний чеченский сепаратизм, он "ставит российские власти в гораздо более сложное положение", полагает редактор сайта "Кавказский узел" Григорий Шведов. По его словам, сторонники эмирата "отстаивают идеологию и готовы за нее умереть", не выдвигая требований и не допуская никаких дискуссий, что создает "чудовищную и безвыходную ситуацию".
О создании Кавказского эмирата Умаров заявил в октябре 2007 года. Ранее, в 2006 году, после смерти Абдул-Халима Садулаева, преемника Аслана Масхадова, он провозгласил себя главарем чеченских сепаратистов. Уже Садулаев заявлял о стремлении объединить Северный Кавказ в едином исламском государстве, и Кавказский эмират - продолжение этого проекта.
По мнению Шведова, отмена режима контртеррористической операции и последующая передача полномочий местным властям развязала руки Рамзану Кадырову, известному своими "средневековыми методами". Эксперт отметил, что на Кавказе сегодня сосуществуют два подхода: метод Кадырова, делающий основной упор на уничтожение, и более комплексный метод Юнус-Бека Евкурова, подразумевающий не в последнюю очередь диалог с обществом. Шведов полагает, что в Кремле есть силы, понимающие, что ставка на одну только жесткую линию не даст результата, отсюда - назначение полпредом на Кавказе Александра Хлопонина и встречи с критически настроенными организациями граждан. "Необходимо поддерживать связи с обществом, где десятки тысяч человек потенциально поддерживают джихад и радуются, когда убивают представителей властей", - приводит газета слова Шведова, признающего, что теракты, совершенные на этой неделе, ставят под угрозу более тонкий подход к борьбе с терроризмом.
Если бы он не носил черный головной убор, а борода была чуть короче, он бы однозначно напоминал Че Гевару. И это визуальное сходство, считает автор статьи в Sueddeutsche Zeitung, наверняка не случайно. Доку Умаров вот уже много лет борется на стороне чеченского подполья против военного присутствия России на Кавказе и в свежем 5-минутном видеообращении утверждает, что теракты в Москве были совершены по его приказу. Как пишет Лилит Фолькерт, лидер чеченских боевиков говорит ровным, почти сонным голосом, на заднем фоне слышно щебетание птиц. Однако то, о чем Умаров говорит по-русски, совсем не успокаивает: он обещает русским привести войну на их улицы.
Однако утверждать со 100-процентной гарантией, что признание "самопального" Че Гевары соответствует действительности, нельзя. Незадолго до появления видео его террористическая ячейка опровергла свою причастность к двойному теракту в московском метро. При этом в рядах боевиков заметен раскол: Умаров и его сторонники, в отличие от "братьев по оружию", добивающихся лишь независимости Чечни, объявили джихад всему Западу.
Какова численность банд-формирований, подконтрольных Умарову, сказать сложно: президент Чечни Рамзан Кадыров говорит о нескольких десятках боевиков, число которых, правда, не сокращается, даже несмотря на регулярные сообщения о ликвидациях, тогда как в окружении Умарова утверждают, что их 5 тысяч по всему Северному Кавказу.
Британская газета The Independent задается вопросом "Почему российско-чеченскому конфликту конца-края не видно?". Недавние теракты стали для россиян неожиданностью: им внушали, что кремлевская "тактика мачо" при подавлении сепаратистских движений на Северном Кавказе, особенно в Чечне, оправдала себя и регион более или менее успокоился".
Автор статьи сомневается, что "Аль-Каида" причастна к случившемуся: "У боевиков из Чечни, Дагестана и так далее есть особые, укорененные в истории обиды на Россию, даже если их лексикон совпадает с исламистским лексиконом "Аль-Каиды". В чеченской войне Кремль стремился к победе, чтобы доказать, что Россия остается великой державой, полагает обозреватель. "Если бы Чечня отделилась, возникли бы опасения, что сама Россия распадется и Москва превратится в город-государство". Однако, на взгляд автора, затяжная война привела к раздроблению общества в Чечне, где к власти пришли полевые командиры мафиозного типа. Чечня также стала магнитом для боевиков-ваххабитов и других исламистов из арабских стран, и сепаратизм принял религиозную окраску. Тем временем в России война "поощрила и реанимировала все силы, выступающие против краткого флирта страны с либеральной демократией".
Российское руководство в ярости, говорится в статье. Путин знает, что должен убедить россиян в своей способности совладать со всеми рецидивами чеченской и вообще северокавказской угрозы. Какими средствами этого достичь, неясно: угроза не локализована в строго определенных местах, и ее географическая изоляция невозможна.
В интервью Le Nouvel Observateur эксперт по Кавказу Фонда стратегических исследований Гаидз Минасян обсуждает, в частности, возможность причастности российских спецслужб к терактам в московском метро. Версия организации теракта кавказскими исламистами выглядит более вероятно, "но одно не исключает другого", сказал он: "Некоторые спецслужбы могли слышать о том, что что-то готовится, но ничего не сделали, чтобы предотвратить это... За два года до президентских выборов Россия переживает глубокий экономический кризис, Москва полнится отголосками конфликта между действующими институтами власти. Скажем так: для сторонников жесткого стиля, приближенных Путина, для всех тех в госаппарате, кто хочет, чтобы "национальный лидер" вернулся в Кремль и закрыл "скобку" Медведева, эти теракты - нежданная удача".
Эксперт признал, что Россия никогда не предоставит Кавказу независимость, "как минимум по трем причинам": "Во-первых, Россия потратила три века на завоевание Кавказа. Она просто так не сдастся после "каких-то 20 лет войны". Кроме того, она только что объединила весь Северный Кавказ в один федеральный округ, и уже несколько лет Москва стремится укрепить свое лидерство по всему нероссийскому Кавказу: в Грузии, Азербайджане, Армении. И, наконец, Чечня неотделима от путинизма с самого начала конфликта".
Медведев поклялся применить более жесткие, даже жестокие средства для подавления терроризма, пишет The Wall Street Journal. Российский президент неожиданно посетил Дагестан, причем в этой поездке "Медведев позаимствовал у своего ментора и предшественника Путина не только жесткие выражения, но и стиль одежды: появился на совещании в черной футболке под черным пиджаком. Другие официальные лица были в костюмах или камуфляжной форме", отмечает корреспондент.
Представители властей не упомянули имени Доку Умарова, но, по словам аналитиков, это самый вероятный организатор недавних терактов. "В то время как Кремль снова заговорил о подавлении терроризма, местные аналитики утверждают, что именно жестокая тактика властей создала ситуацию, когда в ряды экстремистов постоянно вступают новички. По словам критиков, Кремль не уравновесил силовые меры усилиями по борьбе с нищетой и коррупцией в регионе", - пишет американское издание.