Евангелие от «Газпрома»
19 марта украинские и российские СМИ всколыхнула мини-сенсация: стало известно, что Русская православная церковь просит правительство снизить цену на газ для предприятий химической промышленности Украины. Мотивировка: они поддерживают Украинскую православную церковь Московского патриархата. В Московской патриархии «Росбалту» объяснили, что всего лишь переслали просьбу химиков в правительство РФ, и что поступают так со многими другими просьбами, независимо от статуса и богатства их подателей. Но просьба просьбе – рознь. В ходатайстве РПЦ предложены схемы удешевления газа: толлинг и прямые поставки. То есть, Русская православная церковь выступила лоббистом одной из богатейших экспортных отраслей Украины перед «Газпромом».
Все знают, что украинскому химпрому сегодня плохо. Уповая на дешевый российский газ, владельцы десятилетиями не меняли оборудование на заводах, не тратились на энергосберегающие технологии, предпочитая демпинговать на мировом рынке и «отжимать» прибыль в оффшоры. А когда цены на сырье выросли, отрасль мгновенно стала неконкурентоспособной. И это несмотря на льготы: если прочие отрасли украинской промышленности платят 2000 грн. за тысячу кубов газа, то химики – 1500 грн. А ведь химпром наряду с металлургией – основной поставщик валютной выручки в украинский бюджет, где нет сегодня ни гроша. Если «Газпром» в очередной раз не спонсирует Украину, ей придется повысить тарифы на ЖКХ, которые сегодня ниже внутрироссийских. А это грозит партии Януковича проблемами на выборах в парламент и в местные органы власти. Ведь на Украине все еще есть реальная оппозиция.
«Крупный бизнес нуждается в снижении цен на газ, — говорит украинский политолог Вадим Карасев. – «РивнеАзот» Фирташа (газовый король Украины и совладелец скандальной RosUkrEnergo, – прим. ред.) и Одесский припортовый завод, на который положили глаз украинские и российские олигархи, не рентабельны, они просто стоят. Поэтому РПЦ, с которой у нынешних властвующих бизнес-структур тесная связь, используют как таран против «Газпрома»».
Схема очевидная, соглашается российский экономист Никита Кричевский. Если бы скидку попросили напрямую, сразу возникли бы вопросы о долгах «Газпрома» и о том, куда уходят наши деньги. А так церковь просит помочь благодетелям. «Эту схему надо использовать всем религиям России, — иронизирует эксперт. – Мусульмане могут предложить Зубкову покупать газ у Узбекистана и Туркмении дороже, чтобы помочь единоверцам. Буддисты – попросить о дешевых поставках газа в Монголию. А иудеи – сразу попросить денег, поскольку газ тут явно лишнее звено».
Но речь, в конце концов, не о газе, а о том, во что превратилась на наших глазах Русская православная церковь. Формально она отделена от государства, но реально связь между ними теснейшая. Клирики рвались к власти с момента распада СССР и с божьей помощью стали ее частью. Никого здесь давно не удивляет ни лицемерие общих ритуалов чиновников с попами, ни масштабы околоцерковного бизнеса, ни мигалки на окропленных святой водой А8 и S500, ни вызывающая роскошь церковных резиденций посреди нищеты, ни показной гедонизм иерархов. Никакого отношения к духовности все это не имеет.
Почему клирики стали частью государственной машины, в общем, понятно. Национальной идеи нет, социальные лифты не работают, общество, по сути, расколото на изолированные сословия. При этом в целом низы ненавидят «элиту», а та презирает «быдло», не связывая личное будущее со страной. Мало того, само существование РФ с нынешней структурой экономики лишено смысла: для продаж сырья ни такая большая территория, ни такое количество граждан просто не нужны. Но и к ее распаду мир пока не готов. Страну надо чем-то скреплять — но так, чтобы, объединившись, общество не изменило статус кво. Лучше религии для этого ничего не придумано.
Конечно, в XXI столетии тотальная клерикализация общественной жизни смотрится дико. Вся эта сусальная архаика в стране, еще полвека назад запустившей в космос первый спутник и первого человека, вызывает недоумение. Но снижение уровня образования обещает сделает эту картину приемлемой для большинство россиян. Пока экономика России остается сырьевой, слияние государства, бизнеса и церкви будет продолжаться. Ведь правда о себе часто неприятна, а клирик всегда утешит. Ему и надо-то немного: ну, разве, иногда попросит за хорошего человека.
Виктор Ядуха