Путин затыкает рот несогласным
Свободолюбивые лидеры европейских стран с гордостью говорят о новой эре сотрудничества с Россией. В Берлине хвастаются "особыми отношениями" с Москвой и прежде всего достижениями в реализации гигантских энергетических проектов с российской газовой монополией "Газпром". Итальянский премьер Сильвио Берлускони был в Санкт-Петербурге на праздновании 59-летия своего "друга" Владимира Путина. В Париже продвигаются переговоры о продаже сверхсовременных вертолетоносцев класса "Мистраль".
В то же время в Москве и повсюду в России журналисты, демократы и прочие диссиденты подвергаются все более и более жестким гонениям. 31 января 2009 года милиция задержала около десяти человек во время мирного собрания в поддержку свободы… собраний. Участники акции призывали правительство соблюдать статью 31 Конституции РФ, которая гарантирует "право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Ответ оказался жестким.
На тех журналистов, что позволяют себе критические замечания в адрес властей, незамедлительно начинают давить. Не желающие скармливать обществу "патриотически" обработанную информацию рискуют навлечь на свою голову нечто большее, чем судебное преследование. В 2009 году было убито более десяти журналистов, правозащитников и оппозиционеров. Заткнув рот критикам своей политики на Кавказе, правительство Владимира Путина идет в наступление на недоброжелателей за границей. В первую очередь касается это тех, кто позволяет себе (какой ужас!) делать это на русском языке. При этом приходится с сожалением признать, что такая инициатива находит поддержку и в самой Европе.
Первой жертвой начатой Путиным при помощи западных "друзей" цензурной войны стал "Первый Кавказский". Этот молодой кавказский телеканал на русском языке вещал до недавнего времени на всю территорию постсоветского пространства. В конце января европейский оператор Eutelsat исключил мятежный канал из передаваемого на российские "тарелки" сигнала.
Причину разрыва партнерства с "Первым Кавказским" понять не сложно: 15 января Eutelsat подписал крупный контракт с российской компанией "Интерспутник". Капитулировавший перед требованиями Москвы Eutelsat дал ясно понять: оспаривающий линию Кремля русскоязычный канал не может вещать в России. Даже если его офисы и студии расположены за границей. Даже если он подписал контракт с европейским оператором.
Тем не менее, финансируемый российским правительством англоязычный телеканал Russia Today не встретил аналогичных препятствий на Западе. Этот "официальный" канал запустил в США и Великобритании рекламный ролик, в котором лицо Барака Обамы постепенно превращается в изображение Махмуда Ахмадинежада. Со стороны европейских демократий не прозвучало никаких возражений, и Russia Today может продолжать скармливать западным зрителям пропаганду, которая уже стала бичом современного российского телевидения. Зато любой "несогласный" русскоязычный канал немедленно объявляется немыслимой провокацией.
Закрытие "Первого Кавказского" европейским предприятием это, конечно, трагический и не единичный случай. Великий путинский проект по укреплению "вертикали власти" внутри страны и возвращению к военному империализму за границей опирается на согласие и пособничество части европейцев. Так, французское правительство готово продать России один или несколько боевых кораблей класса "Мистраль". При этом российские военный не делали тайны из своих планов относительно нового судна. "Такой корабль позволил бы Черноморскому флоту выполнить свою задачу (вторгнуться в Грузию) за 40 минут вместо 26 часов", - заявил в сентябре 2009 года адмирал Владимир Высоцкий.
Немногим более года назад, когда российские танки занимали часть территории Грузии, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер говорил о невозможности вести "дела с Россией как будто ничего не произошло". Сегодня российские войска до сих пор не полностью покинули Грузию в нарушение разработанного Николя Саркози договора о прекращении огня, однако НАТО (да, и оно тоже) говорит о своем намерении "укрепить" отношения с режимом Путина.
О нет, европейские лидеры отнюдь не отмалчиваются, глядя на то, как Москва затыкает рот оппозиционным СМИ, устраняет неугодных журналистов и запугивает соседей: они заявляют о стремлении упрочить связи с российской властью.
А вообще-то им следовало бы отстаивать свободу слова и защищать оппозиционные СМИ, проводники этой самой свободы. Начать стоит с напоминания европейским компаниям того, они не обязаны становиться инструментами путинской цензуры. Лидеры европейских стран должны показать, что в XXI веке нельзя безнаказанно занимать территорию иностранных государств. Касается это жесткой политической позиции и осторожности в торговле вооружением. На кону стоит свобода граждан России и соседних стран, а также здравый смысл и честь Европы.
Елена Боннэр, вдова Андрея Сахарова, правозащитница;
Константин Боровой, председатель Партии экономической свободы;
Владимир Буковский, писатель, бывший политзаключенный ГУЛАГа;
Наталья Горбаневская, поэтесса, бывшая политзаключенная ГУЛАГа;
Андрей Илларионов, бывший советник Владимира Путина;
Гарри Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта;
Сергей Ковалев, руководство "Мемориала", бывший политзаключенный ГУЛАГа;
Андрей Миронов, бывший политзаключенный ГУЛАГа;
Андрей Некрасов, режиссер;
Валерия Новодворская, лидер Демократического союза России;
Олег Панфилов, телеведущий, директор Центра экстремальной журналистики;
Григорий Пасько, журналист, эколог, бывший политзаключенный;
Леонид Плющ, писатель, бывший политзаключенный ГУЛАГа;
Александр Подрабинек, журналист, бывший политзаключенный ГУЛАГа;
Зоя Светова, журналистка;
Маирбек Вачагаев, чеченский историк;
Татьяна Янкелевич, архивариус из Гарварда;
Лидия Юсупова, адвокат, лауреат премии Рафто и Мартина Эннелса "за исключительную смелость", номинант на нобелевскую премию мира 2007 года
"Le Monde", Франция