Голодомор. Ирландский урок для Украины
В минувшую субботу Украина отмечала День памяти жерт голода 1932-1933 годов и политических репрессий. По разным оценкам, из-за спровоцированного голода в те годы в УССР погибло до 2 миллионов человек. Споры о том, было ли случившееся горе геноцидом не утихают и по сей день. Позиция в этих спорах служит отличительной чертой разных политических сил. С первого взгляда, может показаться, что Украина уникальная страна в Европе: даже массовый голод более чем полувековой давности может у нас служить темой сегодняшних политических дискуссий. Тем не менее, в ЕС есть одно государство, где голод, только уже полуторавековой давности, до сих пор вызывает споры в обществе, а отношение к нему политиков поможет определить, к какому лагерю те принадлежат. Речь идет об Ирландии, где споры о природе Великого голода 1845-1849 годов, от которого умерло порядка 2 миллионов человек, и по сей день не утихают. Одни ирландцы считают случившееся геноцидом, другие – природным бедствием.
Чтобы помнили
Великий голод 1845-1849 годов в Ирландии был вызван несколькими факторами: с одной стороны – британская колонизация Ирландии привела к тому, что коренное население острова практически утратило свои земли, и было вынуждено платить огромную плату английским и шотландским лендлордам-протестантам. Спасением для крестьян был картофель, который в ирландском климате рос даже на неплодородных землях. До сих пор в Ирландии блюда из картофеля занимают значительную нишу в национальной кухне. Однако в 1845 году ирландский картофель поразил фитофтороз. Большинство урожая сгнило. В стране начался голод, на фоне которого развились разные болезни – тиф, дизентерия, холера. Тем не менее, британское правительство не приняло надлежащих мер. Наоборот – поборы с ирландских землевладельцев увеличились. Мало того, местная администрация не запретила экспорт продовольствия из Ирландии. В стране умирали люди, а на суда, идущие в Англию, продолжали грузить еду. Весть об ирландском горе достигла других стран. Ирландии, как и столетием позже Украине, иностранцы пытались помочь продовольствием. И так же как в Украине правительство препятствовало этой помощи.
Турецкий султан Абдул-Меджид I заявил о готовности выделить 10 тысяч стерлингов на помощь пострадавшим, но британская королева Виктория запросила лишь 1 тысячу, поскольку сама ранее выделила 2 тысячи стерлингов. Тогда султан тайно отправил в Ирландию три корабля с продовольствием. Их пытался блокировать британский флот, но в конце концов кораблям удалось прибыть в ирландский порт Дрогеда. Гуманитарную помощь ирландцам отправляло даже одно индейское племя – чокто.
Память о Великом ирландском голоде до сих пор жива среди ирландцев, где бы они не находились. Последним желанием Эндрю Фаррара – сержанта морской пехоты США, погибшего в Ираке, было, чтобы на его похоронах бостонская группа Dropkick Muprhys исполнила песню "Поля Асенрая". Эта песня - рассказ о влюбленных друг в друга парня и девушку. Парня увозит тюремный корабль в Австралию за то, что тот во время Великого голода украл зерно, принадлежавшее государству. "Поля Асенрая" написал в 70-ых годах ХХ века ирландский поэт-песенник Пит Сент-Джон. С того времени ее уже исполнило большое количество музыкальных групп, и до сих пор песня популярна в разных концах земного шара, в том числе и в Украине.
Из-за Великого ирландского голода "зеленый остров" покинуло около полутора миллионов человек, среди которых были и предки президента Кеннеди. С тех пор ирландская диаспора – одна из самых больших и влиятельных в США. Памятники жертвам Великого голода есть не только в Ирландии, но и в США, в частности в таких крупных городах, как Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк, Чикаго. Увековечена память жертв ирландской трагедии в Канаде и в Австралии.
"Большинство людей в Ирландии думают, что Голод должны помнить. Вообще-то, большая часть народа, возможно, хотела бы более публичной памяти. Потому что это (память о Голоде) - центральная черта идентичности многих ирландцев, - говорит в своем комментарии "Подробностям" ирландский журналист, обозреватель газеты "Айриш Индепендент" Кевин Маерс. - Я со своей стороны считаю, что это относится ко вчерашнему дню, а бесконечное муссирование ужасов прошлого может навредить обществу". По его словам, Великий голод очень часто используется политиками для оправдания своих действий.
Геноцид или бедствие
Действия британского правительства в XIX веке привели к увеличению жертв. С этим солидарны многие исследователи. Характер действий колониальной администрации дал им повод говорить о том, что Великий голод в Ирландии – ничто иное, как геноцид ирландского народа. Френсис Бойль, профессор международного права Иллинойского университета уверен, что случившееся в Ирландии можно назвать лишь одним словом – геноцид. "Как показывает юридический анализ, Великий голод был геноцидом как в соответствии с правом США, так и с международным правом", - гласит его вывод. "С 1845 по 1850 годы британское правительство проводило политику массового голода в Ирландии с целью уничтожить значительную часть национальной, этнической и расовой группы известной как ирландский народ", - писал Бойль в своем докладе, на основании которого штат Нью-Джерси включил Великий голод в перечень учебной программы, изучающей Холокост и геноциды. С его выводами согласилось 125 авторитетных американцев.
Профессор Университетского колледжа Дублина, выдающийся ирландский историк и экономист Кормак О'Града не согласен с американским коллегой. По его мнению, Великий голод в Ирландии нельзя назвать геноцидом. Ведь были среди британских чиновников те, которые пытались исправить ситуацию, хотя Джон Тревельян – один из наиболее влиятельных людей в колониальной администрации - и рассматривал голод как "Божье провидение" и природное регулирование численности ирландского населения. Тем не менее, итоги Великого голода, по мнению О'Грады, были значимы не только для Ирландии, но и для Великобритании и США.
Неоднозначное отношение к Великому голоду и среди ирландских политиков. "Мнения по поводу этого вопроса различаются", - замечает ирландец Маерс, - "Многие республиканцы и националисты думают, что это был акт геноцида, и для них это очень важная часть их идентичности. Другие же думают, что это было природное бедствие, с последствиями которого плохо справились". Вообще же, замечает Маерс, очень часто тему этой трагедии используют разные политические группы в своих корыстных целях: "ИРА-подобные группы используют Великий голод для морального оправдания своих действий. Они (почти) любят Великий голод, поскольку он придает им статус жертв, который освобождает их от гуманистических ограничений". А поскольку в Ирландии, как и в Украине, политическая ситуация, особенно в связи с кризисом, может измениться, никто не знает, какое отношение на официальном уровне к Великому голоду будет завтра.
"Сейчас правительство не проводит активной программы по увековечиванию памяти жертв Великого голода", - говорит ирландский журналист, но он не уверен, что в будущем политики не будут пытаться повысить свою популярность красивыми жестами, в том числе связанными и с этой ирландской трагедией.
Актуальна проблема и за пределами Ирландии. В Северной Ирландии – части Великобритании - республиканцы, которые являются противникаии британского присутствия в регионе, считают Великий голод геноцидом и называют его "Ирландским Холокостом".
Пока же тема Великого голода в Ирландии не сильно обсуждается в прессе. В этом отличие Ирландии от Украины, где тема Голодомора довольно часто появляется на страницах периодических изданий. Но, несмотря на схожесть трагедий, Ирландии до сих пор нет в списке стран, признавших Голодомор геноцидом украинского народа. С другой стороны, многие украинцы, в том числе и политические лидеры, до сих пор не считают Голодомор не то что геноцидом, но и трагедией.
Профессор Бойль в комментарии "Подробностям" по поводу ирландской трагедии полуторавековой давности и Голодомора, заметил: "Основная проблема, с которой Украина столкнется в деле о геноциде против России – правонаследницы бывшего СССР – в Международном суде, состоит в том, что, насколько я помню из своих исследований по Голодомору много лет назад, основная мотивация СССР/Сталина состояла в уничтожении кулаков и коллективизации. Потому СССР/Сталин был очень осторожен в определении "геноцида" в 1948 году в "Конвенции о геноциде", исключая истребление людей по политическому, экономическому или классовому признаку. Поэтому Украина должна будет собрать исторические документы, свидетельствующие о том, что СССР/Сталин пытался уничтожить украинцев как украинцев (нацию). Я не изучал эту проблему со времен студенчества – с 1978 года, поэтому я не знаком с современными профессиональными историческими исследованиями на эту тему. В любом случае, очевидно, что политика СССР/Сталина по отношению к Украине представляет собой преступление против человечности в соответствии с Уставом Нюрнбергского трибунала 1945 года, Нюрнбергскими решениями 1946 года и Нюрнбергскими принципами 1950 года – юридически аналогичным тому, что Гитлер и нацисты сделали с евреями". Однако мнение американского профессора в Украине разделяют далеко не все. Некоторые политические силы даже считают Голодомор "американским мифом". И в этом еще одно отличие украинцев от ирландцев, которые, несмотря на свои политические предпочтения, все чтят память жертв погибших во время Великого голода.