Фармацевтический рынок ожидает передел?
После того как в первые же дни эпидемии гриппа в Украине из аптек исчезли практически все противогриппозные препараты, политики из разных лагерей принялись обвинять друг друга в развале фармацевтического рынка и стремлении через контролируемые аптеки нажиться на эпидемии. Заявление Юлии Тимошенко о возбуждении уголовных дел против собственников аптек, спекулирующих медикаментами, было ответом на обвинение "регионала" Ярослава Сухого. Он обратил внимание премьера на то, что по его сведениям собственником предприятия-спекулянта является "бютовец" Богдан Губский. Это не первое подобное заявление "регионалов". В свою очередь Тимошенко заявила, что у депутатов из всех фракций есть аптечный бизнес. И действительно, в отечественном фармацевтическом бизнесе представлены практически все влиятельные политические силы - и Партия регионов, и Блок Юлии Тимошенко, и "Наша Украина".
Владельцы заводов, аптек, пароходов
Ни для кого не секрет, что народные депутаты Украины не любят "светить" свою собственность и бизнес. Тем более, что согласно Конституции Украины, народный депутат не может заниматься одновременно законотворческой и предпринимательской деятельностью. Тут уж нужно выбирать одно из двух: или оставаться нардепом, или уходить в бизнес. Однако в реальной жизни все несколько иначе: придя в политику, многие депутаты не только не теряют влияния в бизнесе, но и многократно его увеличивают. И фармацевтический бизнес – не исключение. В нем представлены практически все влиятельные политические силы.
Вот, к примеру, 15 номер в списке Партии регионов – Николай Янковский – владеет, по данным СМИ, 14% ОАО "Концерн "Стирол", у которого есть подразделение "Стиролбиофарм". Его партнером в этом бизнесе, по данным интернет-издания proUA, является Сергей Буряк – народный депутат от Блока Юлии Тимошенко. Более того, до проведения дополнительной эмиссии "Стирол" был одним из акционеров банка "Брокбизнесбанк", который относят к сфере влияния братьев Буряков.
"Наша Украина" тоже имеет своих людей в фармацевтическом бизнесе. Депутат от этой политической силы Павел Жебровский в 2008 году вошел в наблюдательный совет ОАО "Фармак". Его сестра – Филя Жебровская, является генеральным директором компании "Фармак". В 2007 году она входила в сотню самых влиятельных женщин Украины по версии журнала "Фокус". Компания "Фармак" является одним из лидеров фармацевтической промышленности Украины. Согласно данным еженедельника "Аптека", по итогам девяти месяцев 2009 года эта компания занимала третье место по объему продаж в Украине среди маркетирующих фармацевтических компаний, пропустив перед собой лишь мировых производителей лекарств. Для украинского фармацевтического рынка – это блестящий результат, учитывая, что объем продаж лекарственных средств в первые девять месяцев 2009 года составил более 9 миллиардов гривен. А с учетом истерии вокруг "свиного" гриппа, когда население скупает любые жаропонижающие и противогриппозные препараты, доходы фармацевтических компаний только возрастут.
Не только "Наша Украина" и Партия Регионов, но и БЮТ имеет "свои" фармацевтические компании. Корпорация "Артериум", в которую входят такие производители лекарств, как ОАО "Киевмедпрепарат" и ОАО "Галичфарм" является частью финансово-промышленной группы "Финансы и кредит", которую контролирует Константин Жеваго – депутат от БЮТ и один из богатейших людей Украины. Все вышеупомянутые компании наладили распространение своих препаратов и через сеть частных аптек в том числе. А потому любое ограничение, которое касается частных аптек, будет больно "бить" и по производителям. Тем более, что часть из них, например, фармацевтическая фирма "Дарница", сами выступают дистрибьюторами.
Вообще же на долю негосударственных аптек по разным оценкам приходится до 60% рынка сбыта лекарственных средств. В отрытой печати нет точных данных о структуре аптечных сетей Украины.
Да, государственные и коммунальные аптеки могли бы составить альтернативу частным. Но откуда им взяться? Прошедший год был памятен рейдерскими атаками на коммунальные аптеки. В Киеве представители Блока Кличко уже заявили, что за прошедший год власти города уничтожили 18 заведений коммунального предприятия "Фармация". Еще 46 заведений, по сведениям Блока Кличко, готовятся к продаже. Сама Тимошенко уже не раз говорила, что все государственные аптеки переданы в частные руки.
Кроме того, не так давно несколько политиков проявили интерес к сфере аптечного бизнеса. Один из них – Сергей Тигипко, который в 2008 году заявил о готовности инвестировать в сеть аптек "Даша" до 25 миллионов долларов. Другой известный владелец сети аптек – Ринат Ахметов. Он совместно другим "регионалом" Сергеем Напрасниковым владел ОАО "Областная аптечная управляющая компания". Однако в мае этого года в отношении этой сети аптек была начата процедура банкротства.
Продавцы здоровья
Интересы практически всех игроков фармацевтического рынка были затронуты заявлением Юлии Тимошенко о возможном создании государственной сети аптек. В среде производителей и распространителей фармацевтической продукции оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это уже вторая попытка премьер-министра загнать аптеки под правительственное крыло. Первой попыткой был закон о моратории на повышение цен на лекарства, который активно лоббировала Юлия Владимировна. Этот закон был принят 20 октября – за несколько дней до начала всеукраинской борьбы с гриппом. В обращении фармацевтов к президенту говорится, что в случае, если закон вступит в силу, 20 тысяч аптек прекратят свое существование, фармацевтические компании понесут убытки, 300 тысяч фармацевтов потеряет работу. Государство же, по слолвам фармацевтов, недополучит 8 миллиардов гривен.
По данным еженедельника "Аптека" по состоянию на начало 2009 года наиболее успешными негосударственными дистрибьюторами фармацевтической продукции являлись такие компании: "Оптима-Фарм", "БаДМ", "ВВС-Лтд", "Альба-Украина", "Вента", "Артур-К", "Эдельвейс", "Оптовая компания "Дарница". Первые четыре компании Антимонопольный комитет Украины уже привлекал в качестве ответчиков в деле о необоснованном завышении цен в начале декабря 2008 года. Тогда же прессу просочилась информация якобы о причастности к управлению компанией "Оптима-Фарм" "бютовца" Богдана Губского. В самой компании эту информацию тогда опровергли. Тем не менее, подобные акции Антимонопольного комитета дали основания некоторым экспертам обвинить правительство в целенаправленном уничтожении дистрибьюторов. Елена Прудникова - глава рабочей группы по вопросам преодоления кризисных явлений в фармацевтической отрасли при Совете предпринимателей Кабинета Министров тогда сделала заявление о том, что ряд мощных групп влияния используют политические рычаги для давления на фармацевтическую отрасль. Она отметила, что несколько аптечных сетей, в том числе "Фармако", "Вента" и "БаДМ" из-за действий правительства оказались на грани уничтожения.
В начале февраля 2009 года АМКУ подозревал в завышении цен на медикаменты уже таких дистрибьюторов как "Эдельвейс", "Интерфарма-Киев", "Галафарм", "Фалби", "Фармако", "Фра-М". Каждая из этих компаний является одним из лидеров по распространению медикаментов у себя в регионе: "Интерфарма-Киев", "Галафарм", "Фалби" и "Фармако" в Киеве, "Фра-М" - в Донецке и "Эдельвейс" - во Львове. В отличие от производителей фармацевтической продукции, дистрибьюторы не имеют мощных покровителей. Это сказывается и на ценовой политике. Как заверяют дистрибьюторы (и тут их поддерживают производители), несмотря на распространенное мнение о сверхприбылях фармацевтов, на самом деле они терпят убытки. Да, стоимость лекарств возросла. Но она возросла в гривнах и не пропорциональна инфляции. Если перевести стоимость лекарств сегодня и полгода назад в доллары, выйдет, что лекарства подешевели. "Во время действия моратория лекарственные препараты должны реализовываться по ценам, сложившимся на 1 июля 2008 года", - жалуются аптекари в обращении к президенту. Более того, предупреждают владельцы аптек, если начать силовыми методами регулировать рынок сбыта фармацевтической продукции, с него могут уйти зарубежные производители. А как бы не хвалили украинских фармацевтов, есть ряд лекарств, которые пока можно закупать только у зарубежных производителей. Речь идет не столько об инсулине. Показательным стал пример с "Тамифлю" – препаратом, аналогов которому украинские фармацевты попросту не выпускают.
В случае жесткого регулирования государством цен на лекарственные препараты, частные аптеки станут полностью зависеть от государства. Конкуренции с государственными аптеками просто не будет. Одно дело следить за тем, чтобы не было сговора фармацевтов и распространителей лекарств, как это делает Антимонопольный комитет, развивать конкурентные сети сбыта лекарств, а другое дело – поставить частные аптеки в полную зависимость от государственной политики.
Таблетки на вес золота
Какая же может быть выгода от уничтожения сети частных распространителей лекарств? Первая и основная – политическая. Пойдя на такой популистский по своей сущности шаг, Юлия Тимошенко сможет обеспечить себе необходимую поддержку на выборах. Она выступит в привычной для нее роли борца со спекулянтами. Более того, "подмяв" под себя распространителей фармацевтической продукции, правительство сможет диктовать свои условия и производителям лекарств. Таким образом, политические оппоненты БЮТа будут лишены части финансовых поступлений. Нарушится и баланс сил в здравоохранении. Если, начиная с 2006 года, Минздрав возглавлял представитель НУ (если не считать нескольких месяцев руководства коммуниста Юрия Гайдаева), а контролирующий орган – комитет Верховной рады по вопросам здравоохранения – представитель ПР, то теперь на политику в области здравоохранения будет влиять и БЮТ. Причем, самым действенным образом – ценами на лекарственные препараты. Экономическая выгода заключается в возможности влияния на дела фармацевтических компаний. В том числе и по вопросам, касающимся руководящего состава. Получается, что контроль над аптеками – это первый шаг для контроля над всей фармацевтической промышленностью. А та группа, которой будут принадлежать производители и дистрибьюторы лекарственных средств, станет одной из мощнейших как в экономическом, так и в политическом плане. Тем более что мировые эпидемии сначала птичьего, а потом и "свиного" гриппа, показали, насколько фармацевты могут быть влиятельными, а их доходы - космическими. Так, по прогнозам ведущего исследователя мирового фармацевтического рынка IMS Health, доходы от продажи лекарственных средств в 2009 году превысят 800 миллиардов долларов. Для сравнения – по данным Министерства энергетики США, доходы ОПЕК от продажи нефти в текущем году составят 402 миллиарда долларов.