Заключенный, наводящий ужас на Кремль
Будущее новой России отчасти зависит от происходящего сегодня в зале номер 7 Хамовнического районного суда Москвы, но российская общественность ничего не знает о театре абсурда, разыгрывающем постановку здесь, на испытательном для российской власти процессе, пишет Le Nouvel Observateur о суде над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.
Придя в 1999 году к власти, Владимир Путин обещал установить "диктатуру закона". Спустя девять лет его преемник Дмитрий Медведев обещал положить конец "правовому нигилизму" и сделать Россию правовым государством. "Однако Владимир Путин, став премьер-министром, остался "национальным лидером". Пока СМИ и правительства других стран, взвешивая власть обоих, хотят видеть в Медведеве "нового русского Горбачева" и теряются в догадках и надеждах на либерализацию режима, ставшего гораздо жестче при Путине, в маленьком зале номер 7 дело уже, похоже, решено", - пишет корреспондент Жан-Батист Нодэ.
В суде разворачивается "битва гигантов между старой и устрашающей российской бюрократией и последним криком западной технологии". "Но это нечестная битва. Ведь что бы ни происходило в этом зале, Ходорковского, несомненно, признают виновным", - считает автор статьи. Его компанию развалили и поделили между приближенными Путина, ему отказали в досрочном освобождении, его регулярно сажают в карцер. "Ходорковский не должен выйти на свободу. Это опасный человек, за которым ведется круглосуточное видеонаблюдение, даже в туалете", - пишет газета, ссылаясь на слова его матери Марины Филипповны.
Ходорковского и Лебедева обвиняют в том, что они украли 250 млн тонн нефти. Проблема в том, что это больше общего объема добычи ЮКОСа, отмечает издание. Сочтя обвинения "шизофреническими", защита потребовала провести психиатрическое освидетельствование прокурора. В результате прокуратура признала некоторые "неточности" и "технические ошибки", но процесс продолжается, пишет Нодэ.
Судья Виктор Данилкин ответил Михаилу Ходорковскому отказом на требование присовокупить к делу документы о передаче государственной компании "Транснефть" нефти, якобы им украденной. "Поэтому Ходорковский не сможет доказать свою невиновность. Один из самых блестящих, вестернизированных и ненапыщенных представителей российской элиты, Ходорковский - отважный человек", - отмечает издание. Ведь это он пытался осуществить проекты, казавшиеся безумными в путинской России: продать долю своей компании американцам, укреплять отношения с Западом с помощью фонда "Открытая Россия", осмелиться призвать главу Кремля принять реальные меры борьбы с коррупцией, финансировать либерально-демократическую оппозицию.
"Ожесточившись против него, государство превратило его в мученика, одного из персонажей Достоевского, которых так любят русские, тем не менее одобрившие первый суд над олигархом, этим "новым русским", у которого ко всему прочему - и это в стране, где все еще жив антисемитизм, - еврейские корни. И хотя очевидно, что Ходорковский не святой, все понимают, что его судят не за то, в чем обвиняют. В противном случае вся российская элита оказалась бы сегодня в тюрьме", - подчеркивает издание.
Происходящее на суде больше напоминает фарс, отмечает Le Nouvel Observateur. Свидетели обвинения, путающиеся в собственных показаниях, признающиеся, что врали на первом процессе, не знающие сути дела, систематически превращаются в свидетелей защиты, соглашаясь, что физически невозможно украсть 250 млн тонн нефти, продолжает издание.