Как народ Конституцию Ющенко обсуждает
В своей речи в честь Дня независимости президент не забыл напомнить, что Украина заживет лучше, если примет его версию Основного закона. С 25 августа идею активно начали двигать в массы. Только, судя по промежуточным результатам, далеко не все массы это заметили.
Широкое обсуждение в узких кругах
Мысль о том, что к трансформации украинской Конституции нужно непременно привлечь народ, уже давно обретается на Банковой. Обычно она принимала различные формы идеи о принятии новой редакции Основного закона как-нибудь так, чтоб через референдум и без парламента. Но, прежде чем спрашивать у народа, что именно он хочет, нужно было пояснить, чего конкретно от него ждут. Именно этой высокой цели (помимо общеимиджевых "моментов") и была, по всей видимости, посвящена инициатива гаранта о всенародном обсуждении его версии КУ.
В силу праздничных обстоятельств изначально просветительский проект получил неплохой старт для раскрутки. Президентская вера во всенародный разум удачно сочеталась с комментариями экспертов о необходимости заняться правовым образованием нации и вялыми протестами оппозиции, заподозрившей за порывом Виктора Ющенко коварный подвох. Спустя несколько дней после речи на параде глава государства опубликовал обещанный указ, согласно которому до первого декабря предполагается "образовать" народ, "срезать" общественное мнение и обработать новые ценные указания. Кампания торжественно стартовала, в эфире "Первого национального" прошло "тематическое" ток-шоу с привлечением специалистов - и понеслось. Вернее, предполагалось, что понесется.
Спустя почти два месяца с момента начала воплощения президентских чаяний в жизнь можно констатировать: и со всенародностью, и с обсуждением у организаторов дела изначально задались не слишком блестяще. По большому счету, главными признаками того, что идея Виктора Ющенко действительно где-то и кем-то обсуждается, остаются бодрые рапорты из регионов, которые с не всегда прогнозируемой регулярностью появляются на сайте "Нашей Украины". "Сводки с полей" позволяют составить представление и о стандартных сценариях обсуждения, и о его организации, и о масштабах.
Если судить по заданным новостными заметками стандартам, продвижение новой редакции в массы осуществляется приблизительно одним и тем же путем. Сначала в каждом конкретном регионе (несмотря на солидный полуторамесячный "возраст" инициативы охвачены пока далеко не все города и веси) организовывается презентация проекта: если партийно-кадровое положение дел позволяет - то силами местных властей. Затем президентский проект переходит на стадию обсуждения местным активом НСНУ, где встречается с полным пониманием и конструктивными предложениями. Следующий этап - подготовка агитаторов, которые потом выйдут на улицы: рассказывать о новациях, раздавать листовки и собирать заполненные анкеты, в которых граждане "галочками" соглашаются с законодательными вкусами Виктора Андреевича.
При этом, сдержанные сообщения о начале кампании в каждом конкретном населенном пункте невольно демонстрируют скромность агитационных притязаний (или финансовых возможностей) "нашеукраинских" просветителей: по одной-две палатки в райцентрах, шесть палаток в Черновцах, "целых" шестнадцать палаток в Харькове… С одной стороны, "лиха беда - начало", а инициатива безусловно похвальна. С другой стороны, с такими ресурсами и такими темпами (включая бравурные сообщения, вроде "На Черкасчине собрано более 7 тысяч анкет в поддержку Конституции") заставляют не слишком оптимистично оценивать перспективы воистину всенародного характера инициированного президентом обсуждения.
С учетом того, что во многих населенных пунктах "констпросвет"-кампания стартовала только 1 октября, а то и позже, можно понадеяться на перспективу из разряда "то ли еще будет". Правда, при этом остается актуальным вопрос, как именно "курирующие" проект социологи и политологи будут оценивать масштабы пресловутой всенародности: по приблизительным отчетам агитаторов о проведенной работе, по количеству обработанных анкет (не все из которых, к тому же, смогут похвастаться "правильно" расставленными отметками) или по факту проведения обсуждения как такового. Последнее, кстати, может принимать проверенные временем формы. Среди рапортов о проведении тематических мероприятий не единожды встречаются строки, напоминающие славное "всенародное" прошлое. "Первые слушания прошли успешно, новосельчане поддерживают новый проект Конституции Украины. Планируется, что в дальнейшем подобные слушания будут проводиться во всех селах Новоселицкого района", - подобные сообщения в стиле "курс партии одобряем и приветствуем" далеко не редкость. Насколько эффективны подобные "отчеты о доставке" президентской идеи в не слишком широкие массы, и насколько обсуждение получается "всенародным" (и, собственно, обсуждением) покажет время и результаты проведения кампании. Причем, с учетом предвыборного характера всего мероприятия, сомнения в его официальной успешности, едва ли возникнут.
Только скандал в помощь?
За редким исключением новости о триумфальном ходе "Конституции Ющенко" по просторам страны мало интересуют центральную прессу. По большому счету, главным поводом вспомнить о том, что обсуждение все-таки существует (кроме как для тех счастливчиков, которым удается встретить на своем пути оранжевые агитационные палатки) стал громкий скандал с "накрученным" интернет-голосованием на официальном сайте президента. Напомним, к концу сентября на "профильной" странице адептов идеи встречала неутешительная картина - незначительный перевес "нет" над "да" среди ответов на вопросы по поводу целесообразности конституционных изменений вообще и до выборов в частности. Тридцатого сентября Секретариат президента рассказал о том, что голосование было подкручено неизвестными антипатиками (например, некий днепропетровский ай-пи был обвинен в 4700-кратных кликах). После этого ситуация была торжественно исправлена, а злоумышленники преданы заочной анафеме. На сегодня результат интернет-поддержки президентских мечтаний составляет от 70 до 82 процентов в зависимости от вопроса. До ста процентов далеко, но уже обнадеживает.
Ситуация, когда о "всенародном обсуждении" действительно важнейшего вопроса широкие круги общественности узнают разве что благодаря косвенным скандальным обстоятельствам, удручает по определению. Изначально предполагалось, что инициатива главы государства сможет стать заметным шагом по дороге к украинской версии гражданского общества. "Процесс обсуждения Конституции, который сегодня осуществляется в Украине - это попытка приблизить Конституцию к людям. Этот процесс сегодня выглядит так, что у нас появился чудесный урок правового образования…", - с таким оптимизмом эксперты встречали старт кампании.
Теоретически, при совпадении желаемого (круглые столы, агитационно-разъяснительные материалы, аналитические статьи в прессе и программы в теле- и радио эфирах) и действительного идея Виктора Ющенко, и правда, могла бы стать неким новым словом. На практике она пока оборачивается стандартными мероприятиями и весьма скромной просветительской активностью на улицах. И из-за этого вопрос: зачем было с таким размахом запускать не самую жизнеспособную инициативу - приобретает "дозу" актуальности.
Простейший ответ на поставленный вопрос: желание Банковой провести успешную рекламную кампанию. Такая версия резонна, поскольку навряд ли президентскому лагерю на самом деле удалось бы достичь публично поставленных задач. Даже в случае всецелой поддержки опрошенного населения (сомневаться в этом, как раз, не приходится), сроки едва ли позволяют в полной мере воспользоваться ее плодами. Согласно плану, подведение итогов народной инициативы должно быть осуществлено к 15 декабря. Соответственно, воплощение "опрошенного" в жизнь за месяц до выборов при крайне низкой поддержке со стороны парламента автоматически превращается в сверхзадачу для Банковой, решение которой стоит под очень большим вопросом. К тому же, низкие рейтинги главы государства позволяют усомниться в том, что "подшефные" ему наработки будут использованы после сакраментальной даты. С учетом этого, скромные масштабы "просвещения" выглядят даже логично. Если изначально достижение цели выглядит маловероятным, то и приложение впечатляющих усилий необязательно…
С другой стороны, если основной задачей "всенародного обсуждения" было выполнение рекламной функции, то перспективы ее выполнения выглядят не слишком оптимистично (разве что еще какой скандал случится). В своей памятной речи Виктор Ющенко выказывал убежденность в том, что конституционные идеи, которые он взял на вооружение, привлекут к нему внимание общественности и голоса избирателей. Но даже при объективно существующей необходимости "перелицовывать" Основной закон, следует отметить, что путь, который взяли на вооружение Секретариат и сочувствующие, скорее способствует напоминанию о президентском существовании старым симпатикам, чем завоеванию новых. Оптимистичные партийные новости а ля "Здолбунивщина поддерживает изменения президента к Основному закону" обладают приблизительно той же эффективностью, как и новый стандарт "интеллигентных" призывов в поддержку Юлии Тимошенко - напоминают о политике, и только. А, с учетом низкой степени интереса к теме "президентской блажи", - назвать такое информирование полноценной рекламой очень сложно.
Интересный проект, который и в самом деле мог бы послужить на образовательной ниве правового характера, таковым, скорее всего, не станет. Сама по себе идея привлечь народ к обсуждения проекта конституционных изменений путем его же предварительного просвещения выглядит более чем логично. Если избирателям предстоит сходить на референдум, они должны знать, на что подписываются. Но, как и можно было ожидать, новаторская инициатива со временем начала превращаться в стандартный проект демонстрации внутрипартийной лояльности, где собственно образовательный компонент все сильнее напоминает "пятое колесо". Тем не менее, за сам факт начала подобного проекта можно быть благодарными Виктору Ющенко. Кто знает, может это "всенародное обсуждение" начнет приучать украинских политиков к мысли о том, что, переписывая Основной закон, стоит справляться мнения источника власти. Сначала "для галочки", а потом, может, и самосознание народа "подтянется". Главное, чтобы нынешнее воплощение идеи не смогло превентивно свести ожидаемый воспитательный эффект полностью на нет.