Парламентские робингуды
Затянувшийся период блокирования парламентской трибуны все-таки завершился искомым результатом. Шестого октября депутаты нашли в себе силы проголосовать в первом чтении за один из "соцстандартных" законопроектов. И останавливаться на достигнутом пока не планируют – ведь общенародное благо требует немалых средств.
Голосование сезона
После нескольких месяцев не слишком эффективной работы (прерванной, к тому же, каникулами) законодательный орган Украины стал на стезю исправления. Ценой прогресса, как и обещала оппозиция, стало изменение мнения основной массы парламентариев по поводу повышения социальных стандартов. На воспитание несознательных коллег Партия регионов потратила более трех месяцев и множество усилий, в том числе физических. А вот то, во сколько альтруистическая инициатива обойдется бюджету, по-прежнему остается тайной.
Стабильным очагом сопротивления оппозиционному человеколюбию уже на старте воплощения идеи в жизнь оказалось парламентское большинство. Мотивация коалиционеров и в июле, и в сентябре лежала на поверхности. Основной аргумент не менялся из месяца в месяц: бюджет ни текущего года, ни следующего не рассчитан на существенное повышение минимальной зарплаты и прожиточных минимумов, а требующие этого "миноритарии" Верховной рады – сами себе популисты. Тем не менее, как показала практика, основание для тактического проигрыша большинства заложил один из его членов. Шестого октября после нескольких недель весьма условной работы народные избранники собрались с силами и внутренними ресурсами. Благодаря 259 голосам через горнило первого чтения прошел разрекламированный "компромиссный вариант" – законопроект "литвиновца" Олега Зарубинского, происхождение которого, по всей видимости, обеспечило голосованию не только помощь БЛ, но и заметной части "нунсовцев".
Промежуточное решение проблемы будущих соцстандартов позволило оппозиционерам тут же заявить о "значительной победе" останавливаться на которой они не планируют. Формально, ситуация действительно развернулась в пользу Партии регионов. Не успел Виктор Янукович в очередной раз напомнить о плане действий "либо этот вопрос, либо никакой другой", как следующее же пленарное заседание принесло долгожданный подарок. На этот раз поборники справедливости подошли к ожиданию возможного триумфа со всей ответственностью. Так, чтобы избежать неловкости, ознаменовавшей предыдущую попытку (напомним, 22 сентября "блокировщики" настолько увлеклись перебежками между пультами и президиумом, что упустили возможность переориентировать запланированную процедуру голосования с "ручного" на "кнопочный" метод), 6 октября депутаты предварительно проголосовали за возвращение стандартов принятия решения в привычные рамки, а заодно – не пошли на поводу у спикера и не стали принимать постановление, осуждающее практику блокирования трибуны и запрещающее ее. Такая демонстрация начала слаженной работы депутатского корпуса получилась достаточно убедительной для того, чтобы главное голосование сезона стало уже делом техники.
"Промежуточность" проголосованного в итоге законопроекта выражается не только в его автоматической поддержке соратниками автора, но и в более скромных цифрах улучшения народного благосостояния. Остановившись на компромиссе, парламентарии одновременно смогли и продемонстрировать заботу о кошельках маленьких украинцев, и отмести хотя бы часть обвинений в популизме, а заодно – перераспределить "одеяло" потенциальной электоральной поддержки с одних только оппозиционеров в пользу усредненного образа социально ответственного народного избранника. Итак, первоначальная версия законопроекта, предложенного Блоком Литвина, обещает заметно поднять минимальную зарплату уже 1 ноября – до 744 гривен, тогда как с 1 января 2010 года – до 869 гривен, а к 1 декабря следующего года – до 922 гривен. Согласно планам, от зарплаты практически не должен отставать и прожиточный минимум: с 1 ноября он должен составлять 701 гривну, с 1 января – 825 гривен, а с 1 декабря – 875 гривен. На фоне более щедрых предложений Партии регионов (по популярной в стане оппозиционеров версии минимальная зарплата должна вплотную приблизиться к сумме в 1500 гривен, а минимальная же пенсия – к 1300 гривнам) подобный вариант действительно выглядит образцом здравомыслия. Но эту картину несколько портят некоторые обстоятельства. Первое – наметившийся в последнее время стремительный рост "региональных" аппетитов (цифры, изначально предлагаемые оппозиционерами были куда скромнее разрекламированных полутора тысяч в каждые руки), который заметно "облагораживает" и делает формально менее популистским любое предложение. Второе – печальная судьба законопроекта Михаила Папиева, который уже направляли на безрезультатное "ускоренное рассмотрение". И, наконец, третье, - отсутствие в бюджете средств даже на "скромный" сценарий. Правда, "что-то решать" в последнем направлении избранники народа взялись сразу же.
"Робингуды" на марше
По-своему логичным дополнением к промежуточному принятию законопроекта о повышении соцстандартов (помимо идеи госрегулирования цен на отдельные категории товаров "пока кризис") стало результативное голосование в пользу постановления авторства Анны Герман. Еще 9 сентября один из основных спикеров Партии регионов предлагала реформировать благосостояние народа, в том числе, и за собственный счет. Тогда инициатива "отобрать у богатых – отдать бедным" (то есть, вдвое сократить зарплаты верхнего чиновничьего звена, начиная с президента, премьера и парламентариев) не вызвала заметного одобрения у остальных законодателей. Причем особенно громко эту идею критиковали соратники спикера. Но переменами мнения украинский политикум уже давно не удивляет. И 6 октября свою лепту в принятие рекомендации к Кабмину среди прочих 316 голосов внесли и 8 "за" "литвиновцев".
Согласно принятому постановлению на правительство возлагается обязанность внести поправки в бюджет, согласно которым повышение "социалки" будет обеспечиваться, в том числе, методом перераспределения средств. Идею об уменьшении расходов на зарплаты госслужащих высокого уровня трудно назвать новой. Дискуссия вокруг нее длится уже много лет, периодически кренясь от "свежепринятого" формата к мысли об антикоррупционном эффекте высокооплачиваемого чиновничьего труда. Тем не менее, попытки ограничить бюджетные траты на власть имущих традиционно встречают понимание в народе, и, следовательно, пользуются неизменной популярностью среди политиков преимущественно оппозиционного толка.
Свою порцию поддержки "робингудскому" решению уже успел высказать премьерский лагерь. Николай Томенко поблагодарил своих коллег за внимание к подходу, который уже воплощает в жизнь правительство. Действительно, Кабмину уже доводилось сокращать зарплатные фонды, кроме того, идея уменьшить содержание некоторых категорий государственных менеджеров (включая народных депутатов) высшего звена содержится и в проекте бюджета на следующий год. Правда, в отличие от парламентариев КМУ все же более аккуратно декларирует сферу применения освободившихся средств, и не всегда стремится менять правила игры сиюминутно.
В основе своей идея минимизации госрасходов на высший чиновничий корпус выглядит достаточно привлекательно. Разве что не слишком ясно, почему перечень министров, руководителей и заместителей заканчивается пунктом "уменьшение вдвое фонда оплаты труда государственных предприятий-монополистов" – эта норма в конечном итоге может пойти вразрез с заявленным принципом "заберем только у богатых". Но при всей приближенности к народным чаяниям справедливое устремление законодателей может не привести к долгожданному эффекту. Согласно словам вице-премьера Александра Турчинова, предлагаемые парламентариями изменения в бюджет только этого года необходимо подкрепить суммой, составляющей порядка 8 миллиардов гривен. Даже с учетом впечатляющего разброса между минимальной зарплатой и официальными доходами высокопоставленных государевых мужей едва ли подобную сумму можно собрать только за счет воплощения в реальность предложения Анны Герман. Впрочем, едва ли сами народные избранники на это рассчитывают.
Попытка перенаправить ответственность за выполнение потенциально обновленных соцстандартов на правительство (парламент придумал, где брать деньги, а если Кабмину не хватает – это его проблема) выглядит очередной подачей в затянувшейся партии политического пинг-понга. Как и следовало ожидать, в конечном итоге человеколюбие оппозиционеров должно стать проблемой действующей власти. Сценарий первой серии конфликта "имени" минимальной зарплаты предполагал концепцию "посмотрите, как нам мешают", а второй, похоже, - "посмотрите, как они не выполняют".
В сложившейся ситуации Кабмин, несмотря на попытки громогласно бороться с чужим популизмом, действительно выглядит не лучшим образом, а оппозиционеры могут-таки попраздновать промежуточную победу. Интересно лишь то, кто готов разделить с ними участие в этом "празднике жизни". К торжеству заслуженно могут присоединиться депутаты Блока Литвина, которые не только обеспечили голосованию "запас прочности", но и могут претендовать на роль новой иконы украинского политического компромисса. Правда, рассчитывать на последовательную поддержку "литвиновцами" всех "региональных" инициатив не приходится, но пока они сыграли на руку соратникам Виктора Януковича. При этом элементарная калькуляция подсказывает, что промежуточную победу оппозиционного лагеря обеспечили его ситуативные симпатики не столько из БЛ, сколько из НУ-НС. В решающем голосовании за повышение "социалки" высказались 39 представителей когда-то президентской фракции. Часть из них, как и следовало ожидать, – представители "Единого центра", в последнее время ощутимо кренящегося в сторону ПР. Но среди остальных в ассортименте представлены как и условно независимые депутаты (вроде двух надежд президентских выборов – Арсения Яценюка и Анатолия Гриценко), так и последовательные сторонники главы государства. С одной стороны, нельзя исключить коллективный приступ заботы парламентариев о народном благе. С другой – итоговый перечень "за" от НУ-НС повод задуматься, особенно – для их коллег по пока еще существующей коалиции. При этом свою лепту в рост межфракционной подозрительности своевременно внес Николай Мартыненко, который успел поделиться мнением о том, что президент подпишет любой закон о повышении соцстандартов, опираясь исключительно на теплые чувства к премьеру. "Чем более популистский и нереальный (закон, - "Подробности"), тем для него лучше – лишь бы насолить правительству", - убежден лидер НУ-НС, которого относят к лагерю сочувствующих президентским амбициям Юлии Тимошенко. Не чужд идеям сговора противников и Александор Турчинов.
Судьба "робингудских" устремлений оппозиционеров и их ситуативных союзников действительно может зависеть от президентского решения. В случае если глава государства отклонит пока еще гипотетический закон, "наскрести" голоса для преодоления вето сторонникам улучшения жизни народа уже с 1 ноября будет очень сложно. С одной стороны, антипатия Виктора Ющенко с соседке по Майдану достаточно велика, чтобы у гаранта мог возникнуть соблазн сделать еще несколько шагов с целью затруднить ее премьерское существование. С другой – президент неоднократно выступал с критикой популизма, а, значит, "прогулка" на поводу у такого подхода может негативно повлиять на имидж самого Виктора Андреевича. Впрочем, заботой о народной благе можно объяснить многое, кроме, разве что, источников доходов… Хотя, не факт, что непременно придется. От первого чтения до вступления закона в действие путь неблизкий, а в реалиях украинского политикума – зачастую непреодолимый. Но идти по нему парламентские "робингуды" планируют с максимально доступным апломбом.