Германия по-новому: На выборах победили консерваторы и либералы
В Германии 27 сентября прошли выборы в бундестаг. Их основной итог - тяжелое поражение немецких социал-демократов (СДПГ), победа консерваторов во главе с Ангелой Меркель и настоящий триумф либералов из Свободной демократической партии (СвДП). Правительству так называемой большой коалиции из представителей консервативного блока ХДС/ХСС и социал-демократов пришел конец: СДПГ уходит в оппозицию, "черно-красную" коалицию сменяет коалиция "черно-желтая" из консерваторов и либералов.
Согласно предварительным итогам голосования, блок ХДС/ХСС получил 33,4 процента голосов: по сравнению с предыдущими выборами в 2005 году консерваторы потеряли 1,8 процента, но, тем не менее, остаются самой большой фракцией в бундестаге: им достанется 228 мест.
Социал-демократы получили 22,7 процента голосов (по данным телеканала ZDF, они собрали чуть больше - 23,3 процента). Но в любом случае - это самый низкий результат за всю послевоенную историю. Предыдущий антирекорд был зафиксирован в далеком 1953 году, когда за социал-демократов проголосовали 28,8 процента избирателей. По сравнению с выборами 2005 года социал-демократы потеряли 11,2 процента.
Кандидат от СДПГ на пост канцлера, министр иностранных дел и вице-канцлер Франк-Вальтер Штайнмайер (теперь, наверное, можно сказать бывший министр и бывший вице-канцлер) признал "горькое поражение", отметив, что это тяжелый день для социал-демократии. Тем не менее, он пообещал, что СДПГ перейдет в жесткую оппозицию: в бундестаге социал-демократам может достаться 146 мест.
Немецкие либералы из СвДП, возглавляемые Гидо Вестервелле, напротив, показали лучший результат за всю историю своего существования, набрав, по данным ARD, 14,8 процента голосов, а по данным ZDF - 14,6 процента. По сравнению с 2005 годом они улучшили свой результат почти на 5 процентов, обогнав по этому показателю все другие партии, и впервые с 1998 года получили реальный шанс войти в правительство. Очевидно, что они постараются его не упустить. В бундестаге либералам достанется 94 места.
Вообще, главная интрига прошедших выборов состояла в том, наберут ли консерваторы и либералы достаточное количество голосов, чтобы сформировать коалиционное правительство, или нет. По всей видимости, это им удается: по различным подсчетам черно-желтая коалиция получает 48 - 48,5 процента голосов. В любом случае это больше, чем если бы коалицию составили социал-демократы, "Левые" и "Зеленые" (45,5 - 46,5 процента), что само по себе является проблематичным, если не невозможным.
Со своей стороны Ангела Меркель также дала понять, что не собирается медлить. По итогам выборов консерваторы достигли желаемого: получили надежного испытанного партнера, СвДП, с которыми во времена Гельмута Коля правили с 1982 по 1998 год, пока социал-демократы во главе с Герхардом Шредером не разрушили эту идиллию. Меркель заявила, выступая вечером 27 сентября перед своими сторонниками, что уже созванивалась с Гидо Вестервелле и договорилась обсудить график формирования кабинета утром 28 сентября.
Однако все далеко не так просто. Прежде всего, потому, что за сегодняшний успех черно-желтых, нужно благодарить не столько консерваторов, которые, несмотря на успех, ухудшили свой результат по сравнению с 2005 годом, сколько либералов, которые рывком вперед закрыли эту брешь и дали черно-желтой коалиции возможность состояться. Если в благословенные времена Гельмута Коля ни у кого не возникало сомнений, кто в коалиции повар, а кто поваренок, то в возрожденном тандеме консерваторов-либералов расклад сил будет очевидно другим. СвДП вполне заслуженно может претендовать на более важную роль и диктовать свои условия.
От того, какова будет архитектура новой черно-желтой коалиции, зависит успех или неуспех будущего правительства. У партнеров имеются довольно серьезные расхождения, и их преодоление потребует немало усилий. К примеру, ключевым требованием предвыборной программы СвДП является радикальное упрощение системы налогообложения: либералы предлагают введения "трехступенчатого налога" - 10 процентов с доходов до 20 тысяч евро, 25 - с доходов до 50 тысяч и 35 процентов, начиная с 50 тысяч. Без "справедливой, новой системы налогообложения" коалиционное соглашение либералы подписывать не намерены. Между тем в ХДС называют предложения СвДП "несерьезными".
Существуют и другие разногласия. Либералы требуют распустить Федеральное ведомство по вопросам труда в Нюрнберге (BA), которое осуществляет страхование на случай безработицы, занимается трудоустройством, финансированием переучивания и в целом является одним из столпов социальной рыночной экономики. ХДС/ХСС напротив выступают за расширение функций BA. Кроме того, либералы намерены ослабить закон о защите от увольнений и предоставить больше свободы в этом плане малым и средним предприятиям. Консерваторы со своей стороны не готовы вносить изменения в закон о защите от увольнений.
Либералы требуют отмены обязательной воинской повинности и превращения бундесвера в профессиональную армию. ХДС/ХСС отстаивают обязательную воинскую повинность. Консерваторы со своей стороны хотят разрешить использование сил бундесвера внутри страны в случае природных катастроф или террористической угрозы. Либералы выступают резко против. СвДП также требует отмены предоставленного спецслужбам права тайной онлайновой проверки данных на компьютере пользователей. Наконец серьезные расхождения между консерваторами и либералами существуют в вопросах реформы системы здравоохранения и медицинского страхования.
Стоит отметить еще один немаловажный фактор: очевидно, что на переговоры между Меркель и Вестервелле при создании коалиционного кабинета окажет определенное влияние итог политической борьбы в некоторых из земель, где в данный момент также происходит формирование местных правительств. Напомним, что 30 августа в Германии прошли выборы в земельные парламенты (ландтаги) Саара, Саксонии и Тюрингии. До прошедших 27 сентября выборов в бундестаг лишь в Саксонии удалось сформировать кабинет: в него, кстати, вошли консерваторы и либералы, тем самым дав четкий сигнал, что такой союз возможен и на федеральном уровне.
Но в Сааре и Тюрингии политики предпочли дождаться итогов всеобщих выборов и действовать в зависимости от новой расстановки сил. Не исключено, что в Тюрингии может быть создана "красно-красно-зеленая" коалиция: социал-демократы, проиграв на выборах в бундестаг, будут пробовать различные сценарии создания оппозиции, и могут даже согласится на союз с "Левыми", который до последнего момента категорически исключали. Возможно, что такой сценарий повторится и в Сааре. С другой стороны, не исключено, что те же "Зеленые", которые в данном случае играют роль арбитра, примкнут к победившим либералам и консерваторам, и в Тюрингии и Сааре образуются "ямайские" черно-желто-зеленые коалиции.
Кроме того, одновременно с выборами в бундестаг 27 сентября земельные выборы прошли в Шлезвиг-Гольштейне и Бранденбурге. Если в Бранденбурге социал-демократы одержали уверенную победу и их кандидат Матиас Платцек (Matthias Platzeck) остается премьером, то в Шлезвиг-Гольштейне ситуация не определена. ХДС и СДПГ показали плохие по сравнению с 2005 годом результаты: 31 и 25,5 процентов соответственно. Либералы и "Зеленые", напротив, улучшили свои показатели 15,6 и 11,9 процентов. "Левые" набрали 6,6 процентов. Какие цветовые комбинации сложатся в данном случае, и как на это повлияют переговоры в Берлине, сказать сложно.
В любом случае, очевидно, что итоги выборов 27 сентября дали импульс новым политическим процессам, которые постепенно могут изменить весь политический ландшафт ФРГ. В определенной степени можно говорить о кардинальном повороте: СДПГ после 11 лет пребывания во власти ушла в оппозицию и, по мнению ряда наблюдателей, фактически стоит перед угрозой краха. Социал-демократам предстоит поменять многое в себе самих и сделать это быстро, чтобы остаться участником политической жизни, а не угаснуть окончательно. Консерваторам и либералам предстоит заново выработать форму сотрудничества, что, несомненно, окажет влияние на оба лагеря. В это переходный период дополнительную возможность заявить о себе получат малые оппозиционные партии.
Словом, политическая жизнь в Германии в ближайшие месяцы обещает быть очень насыщенной. Выборы были только началом.
Алексей Демьянов