Лебединые песни Ющенко
Чем ближе окончание срока полномочий, тем активнее себя ведет Виктор Ющенко. Глава государства не устает раздавать ценные указания, общаться с зарубежными партнерами, делиться громадьем планов. Но политикум на эту бурную деятельность реагирует все слабее и слабее.
Гарант разбушевался
Если не считать известной августовской отповеди в адрес Дмитрия Медведева, старт заключительного (если народное волеизъявление не докажет обратное) этапа президентской активности совпал с празднованием Дня независимости. Напомним, тогда глава государства, открывая парад, подробно рассказал, чем его правление должно запомниться потомкам, а заодно намекнул, как много еще он может сделать в случае, если избиратели вновь доверят ему страну. Решив не ограничиваться единоразовой декларацией, в дальнейшем Виктор Ющенко взялся всерьез претворять в жизнь планы стремительного покорения информационного пространства.
Самое начало сентября прошло, в том числе, и под знаком двух событий, которыми удивила Банковая. Первое - обещанный указ гаранта, запустивший "всенародное обсуждение проекта Конституции". Второе - попунктный отчет президента о выполнении предвыборной программы пятилетней давности. И, хотя оба решения имели не слишком однозначный характер (и конституционное будущее прозрачнее не стало, и реклама проделанного выглядела местами чересчур избирательно), они вернули Виктора Ющенко в число главных ньюсмейкеров. А следующей задачей, поставленной перед Банковой, вероятнее всего, было дальнейшее пребывание на "острие" информационной атаки.
Логичнее всего в подобной ситуации выглядит повышенная активность в сфере выполнения собственных "трудовых обязанностей". И глава государства развивает бурную деятельность практически по всем доступным после реформы-2004 направлениям. В рамках влияния на законодательный процесс он отправляет преодолевшую вето новую редакцию закона о президентских выборах конституционным судьям на рассмотрение. Как верховный главнокомандующий - инициирует проведение комплексной проверки боеготовности украинской армии, а заодно и собирается лично инспектировать флот. В качестве "куратора регионов" Виктор Ющенко назначает губернаторов в вакантные области. А как "лицо" внешней политики - активно ездит по ближнему и не слишком зарубежью, обсуждая перспективы двухстороннего сотрудничества (во время государственного визита в Польшу и официального - в Туркменистан) или предлагая всему миру рассмотреть новые концепты вроде формулирования всемирной "экологической конституции" или создания регионального центра, консолидирующего усилия по борьбе с пиратством (в ходе поездки в США, главной целью которой было выступление перед Генеральной ассамблеей ООН)...
Там же, где президентский инструментарий ограничен, в ход идет уже проверенная практика последовательной критики. Основными ее объектами выступает регулярно простаивающий парламент и работающий, но не так, как хотелось бы главе государства, Кабинет министров. И в этих направлениях гарант делает все, что может: то обвиняет правительство в провале внедрения программы общественного и цифрового телевидения, то рекомендует Министерству финансов переписать бюджет... Сетуя на происходящее не по его вине, Виктор Ющенко находит даже возможность оценить деятельность международных финансовых организаций. "Ни Международный валютный фонд, ни Всемирный банк так и не сделали этой работы, которая была предусмотрена путем организации новых отношений в рамках Меморандума, и не смогли заставить правительство провести соответствующие реформы в том или ином секторе", - сожаление президента можно понять, но методы, которыми МВФ или ВБ могли бы подействовать на правительство и парламент все равно остаются загадкой...
Критикуя других, президент не забывает и рекламировать себя. Главными источниками пиара, кроме регулярных сообщений о бурной трудовой деятельности, в последнее время служат полусенсационные интервью зарубежной прессе, из которых можно узнать много нового, в том числе и о том, что газовые контракты с Россией могут быть пересмотрены в любой момент, или об убежденности гаранта в своей неминуемой победе. Что ж, рекламная активность Виктора Андреевича вполне объяснима - выборы все-таки не за горами, и напоминать о своей роли в украинской политике необходимо как можно чаще - в том числе и Западу, сопереживавшему 5 лет назад оппозиционному кандидату. Только далеко не во всех случаях президентские усилия оцениваются по достоинству. В лучшем случае, устремления глава государства встречают равнодушие, в худшем - последовательное, но не всегда симметричное, противодействие.
Неблагодарная публика
"Героями" активного или пассивного сопротивления президентским инициативам в последнее время выступают не только политики, хотя, в первую очередь, все же они. Если судить по невысоким рейтингам популярности главы государства, то нельзя сказать, что его действия вызывают заметное воодушевление среди потенциальных избирателей. Еще одним примером народного спокойствия можно считать практически полное отсутствие резонанса вокруг разрекламированного (в том числе и в рамках ток-шоу на Первом национальном) всенародного обсуждения Конституции. И хотя "ответственные" социологи рапортуют о почти всенародной поддержке, на деле проявление конституционной активности заметить все же несколько затруднительно. Причем виной тому может быть не только равнодушное отношение населения к Основному закону, но и скромные масштабы работы на местах. Например, сообщение о тщательной работе с жителями Буковины, размещенное на сайте "Нашей Украины", не вселяет трепет перед масштабами кампании. "Особенно активно кампания проходит в областном центре (Черновцах, - "Подробности"), где установлено шесть палаток, в которых работают 12 волонтеров из числа членов партии", - с такими темпами и усилиями оповестить о конституционных перспективах до декабря каждого украинца будет сложновато.
Президентские соратники стараются поддержать патрона не только в важном деле обработки умов избирателей. Другой их целью является "демократический лагерь", который должен поддержать "единого кандидата". По-своему забавным моментом разворачивающейся предвыборной кампании служит обращение "нашеукраинцев" к остальным "нунсовцам" с напоминанием о том, что условно президентская фракция должна стоять горой за "куратора" с Банковой. Устремление хоть логичное (не так давно руководство НУ-НС намекнуло на перечень условий, на которых оно готово оказать посильную поддержку Юлии Тимошенко), но и степень популярности гаранта в политических кругах демонстрирует в полной мере.
Если поведение бывших союзников пока еще остается "в рамках приличий", то с официальными соперниками ситуация выглядит печальнее. События последних недель заставляют присмотреться к темпам сокращения президентского влияния. Виктор Ющенко все еще глава государства, но этот факт воспринимается со стремительно бледнеющим пиететом.
Если раньше противодействие президентским усилиям осуществлялось все больше в рамках встречной критики со стороны Кабмина или парламентской оппозиции, то сейчас контрпропаганда переключилась на более серьезные атаки. Ярким примером этому служит ситуация с желанием временной следственной комиссии Верховной рады открыть встречное уголовное дело - по факту фальсификации доказательств отравления Виктора Ющенко. Того, что "вкусная" тема всплывет ближе к выборам, следовало ожидать (вот и сам президент заговорил о "политических спекуляциях"), но пока муссирование темы проходит в рамках повторения пройденного, включая и хрестоматийную деталь "жена-американка".
"Антиотравительная" кампания, возможно, пока и главное психологическое оружие оппонентов президента. Но среди их действий есть и другие неприятные, но действенные "мелочи". Если положение дел вокруг приватизации Одесского припортового завода (где к мнению главы государства, похоже, прислушиваться не спешат) выглядит еще достаточно неопределенным, то другие события можно считать не слишком завуалированным демаршем. Интересным образчиком такой модели поведения служит повторная регистрация законопроекта о временных следственных комиссиях (приснопамятный закон об импичменте), который в нынешней форме непринципиально отличается от предыдущего варианта, подвергшегося президентскому вето и забракованному (правда, еще до рассмотрения по существу) Конституционным судом.
Парламентарии борются доступными им средствами, другие "ущемленные" через суды. По получившей распространение в прессе информации, Окружной административный суд Киевской области приостановил действие президентского указа о назначении на вакантный после ухода Веры Ульянченко пост Виктора Вакараша. Причиной "контратаки" послужил иск другого возможного (и поддерживаемого премьером) кандидата - мэра города Украинка Павла Козырева, который, по всей видимости, основывался на официальном сообщении Кабмина, в которым утверждалось, что Юлия Тимошенко не подписывала представление на двух "свеженазначенных" губернаторов - Киевской и Кировоградской области. Позже суд, правда, опроверг собственное же решение, но исчерпается ли на этом конфликт - неизвестно. Несолидарное решение кадровых вопросов уже не первый год существенно осложняет взаимоотношения глав государства и правительства. И, чем ближе выборы, тем меньше у сторон желания считаться друг с другом...
Несмотря на то, что активность сопротивления различным действиям гаранта возрастает, пока еще рано полностью сбрасывать президента со счетов. Возможно, проявлением вялых опасений стали и недавние слухи о том, что первое лицо государства готовится в ближайшие дни обратиться в КСУ за признанием парламента нелегитимным. В Секретариате, как водится, подобные инсинуации успели опровергнуть, но совсем без "осадка" дело не обошлось. Как бы ни хотелось многим политикам безоглядно нырнуть с головой в предвыборную кампанию, им приходится считаться с тем, что даже с минимальным рейтингом Виктор Ющенко все еще остается президентом со всеми вытекающими отсюда возможностями. И последние месяцы своего правления он, похоже, собирается использовать с толком, постоянно радуя и недовольных оппонентов, и не слишком активный народ сезоном "лебединых песен".