Историк Путин: Главы переписаны, уроки не усвоены
31 августа российский премьер-министр Владимир Путин опубликовал открытое письмо, в котором он впервые осудил аморальный пакт Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым значительная часть Восточной Европы была поделена на советскую и нацистскую сферы влияния. Но несмотря на важный и удивительный отход от прежних посылок российской политики, а также вместо того, чтобы стать сигналом о начале новой эпохи примирения спустя семь десятилетий после сталинского сговора с Гитлером, путинское эссе, опубликованное недавно на страницах польской Gazeta Wyborcza, является опасным пережитком советского мышления.
Тональность выступления у Путина стала мягче по сравнению с прошлым, но он так и не извинился перед польским народом за действия Советского Союза во время Второй мировой войны. Жесты покаяния его предшественника Бориса Ельцина были даже более значимыми. Вместо извинений Путин говорит о том, что у Советского Союза не было иного выбора, и ему пришлось пойти на сделку с нацистской Германией. Он объясняет приход Гитлера и нацистов к власти тем унижением Германии, которое оставил после себя Версальский договор, а также обвиняет Францию и Германию в том, что они раньше Советского Союза заключили пакты с Гитлером. Но хотя премьер-министр Невилл Чемберлен (Neville Chamberlain) и французский премьер Эдуар Даладье (Édouard Daladier) и ошибались в своих действиях, Лондон и Париж руководствовались интересами мира. Москва же стремилась к территориальному захвату и расширению советской территории.
Путин впервые признал факт массового уничтожения Советами в 1940 году польских офицеров в Катыни. "Мы обязаны вместе [с польским народом] хранить память о жертвах этого преступления", - написал он. Однако затем Путин сразу принизил истинное значение этого преступления перед польским народом, представив пересмотренную версию истории. "Мемориалы "Катынь" и "Медное", как и трагическая судьба русских солдат, взятых в польский плен в ходе войны 1920 года, - должны стать символами общей скорби и взаимного прощения".
Ставить знак равенства между этими эпизодами непозволительно. Солдаты Красной Армии, захваченные в плен в конце Гражданской войны в России, умерли в результате эпидемии, хотя она усугубилась из-за плохих условий содержания военнопленных в лагерях. В результате той же самой эпидемии умерли многие польские военнослужащие. Когда люди стали умирать, польские власти постарались улучшить условия содержания. Ситуация была совершенно иной в 1940 году, когда тайная советская полиция (НКВД) целенаправленно уничтожала безоружных солдат. Истинное примирение нельзя строить на искажении истории.
Увы, в последних заявлениях российских руководителей такое приукрашивание истории стало скорее правилом, нежели исключением, хотя аналитики и россияне считают, что новый либеральный тон Путина контрастирует с авторитарными манерами российского президента Дмитрия Медведева.
31 августа газета The Moscow Times сообщила, что Медведев предложил ввести в школах стандартный учебник по истории. "Сейчас учебников много, и от этого в какой-то момент закружилась голова, возникло ощущение того, что история смотрится абсолютно по-разному. Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возникла каша", - объяснил он.
Руководитель кремлевского аппарата Сергей Нарышкин руководит комиссией, чьей основной задачей является стандартизация программы образования. Министерство образования и науки одобрило учебник "История России с 1945 по 2008 год для 11-го класса", написанный Анатолием Даниловым, Александром Уткиным и Александром Филипповым. Книга оправдывает преступления Сталина, а одной из ее центральных тем является преклонение перед советским режимом и прославление Путина.
Согласно статье, опубликованной в газете Moscow Times оппозиционным политиком Владимиром Рыжковым, заключительная глава была написана Павлом Данилиным, членом президиума прокремлевского молодежного движения "Молодая гвардия". Рыжков пишет, что в главе, посвященной правлению Путина, нет никаких упоминаний об ошибках и недостатках его правления и замечает, что "можно с уверенностью предположить, что книга Данилова, чей тираж составляет 510 тысяч экземпляров, будет прочитана подавляющим большинством одиннадцатиклассников страны."
Российская Академия наук, похоже, не готова защищать академическую свободу или критические мысли. "Независимая газета" сообщила 1 сентября, что директор исторической школы Московского педагогического университета и автор нескольких школьных учебников Александр Данилов считает, что студентам нужно преподавать "стандартную, можно сказать, государственную точку зрения на развитие страны".
1 сентября международные СМИ сконцентрировали свое внимание на торжественых событиях, посвященных 70-летней годовщине начала Второй мировой войны. В этот же день российские студенты и школьники отметили начало учебного года. В то время как мировые лидеры отмечали закрытие темной главы истории, Москва предписывает, чтобы глава не только осталась открытой, но и переписаной, в то время как уроки остаются невыученными.
Анна Борщевская, "Forbes", США