Визит Путина в Польшу будоражит тени прошлого

01.09.2009 в 14:43

Инопресса

 

Если для большинства американцев и жителей Западной Европы Вторая мировая война ушла в историю, то в России и в Восточной Европе продолжают яростно обсуждать ее причины и итоги, пишут СМИ, сообщая о памятных мероприятиях в Гданьске по случаю 70-летия начала войны. И на сей раз Путин не признает вину СССР, полагают наблюдатели.

Как пишет журналист The Christian Science Monitor Фред Уэйр, иногда кажется, что боевые действия на полях Второй мировой еще не завершились. Дебаты, скорее всего, вспыхнут вновь сегодня на мероприятиях в Гданьске, посвященных 70-летию начала войны, куда, в числе прочих приглашенных, прибывает и российский премьер-министр Владимир Путин. Многие поляки, прибалты и жители других постсоветских республик, поясняет издание, требуют от Москвы в связи с этой годовщиной однозначно порвать с советским прошлым и извиниться за пакт Молотова-Риббентропа, по секретным протоколам к которому Германия и СССР разделили Восточную Европу.

Опрос общественного мнения, проведенный в минувшие выходные польской газетой Rzeczpospolita, показал, что 76% поляков хотят, чтобы Путин извинился за сделку между Гитлером и Сталиным. "Извинитесь за нападение Польшу, за геноцид в Катыни, за убийство наших героев, за ссылку поляков в Сибирь, - призвала Путина в понедельник редакция другой варшавской газеты, Suger Express. - Эти преступления невозможно отрицать".

Однако, замечает CSM, "в России, где само существование секретной сделки с нацистами отрицалось до 1991 года, опрос, проведенный на прошлой неделе независимым ВЦИОМ в Москве, показал, что 63% считают пакт Молотова-Риббентропа необходимым решением Сталина, нацеленным на предотвращение войны".

В открытом письме, направленном в польскую газету Gazeta Wyborcza и опубликованном в понедельник, Путин написал: "Без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить пакт Молотова-Риббентропа". "Однако Путин опроверг, что пакт стал главной причиной Второй мировой войны, - пишет Уэйр. - Вместо извинений он призвал к взаимному "прощению".

По мнению экспертов, то, что Россия не может безоговорочно осудить советские преступления и начать с чистого листа, связано с ее позиционированием себя как сверхдержавы - во многом на основе победы СССР над нацистской Германией.

Рано или поздно Москве придется признать, что в свое время она приложила руку к злоключениям Польши, полагает The Independent. По мнению издания, Польша пострадала от Второй мировой войны тяжелее всех других стран: ее территорию расчленили и завоевали, народ поработили, столицу сровняли с землей. Причем на Польшу напали не только с запада: поляки вспоминают нападение СССР почти с такой же горечью, как и вторжение Германии, пишет газета, напоминая о Катыни.

Заявление Путина накануне его отъезда в Гданьск издание считает примирительным, но все же огорчительно расплывчатым и нечетким. "Собственно, российская сторона первоначально собиралась вообще не посылать делегацию в Гданьск, пока не стало очевидно, что ее отсутствие лишь привлечет внимание к обсуждению роли России в катастрофе, постигшей Польшу", - утверждает газета, сожалея, что современная кремлевская власть, правомерно восхваляя героизм простых советских людей, по-прежнему пытается возвеличивать агрессию Сталина против соседних стран в 1939 году.

Кроме того, The Independent публикует сегодня статью члена Палаты общин Дениса Макшейна, в прошлом министра по делам Европы. "В политике, как и в жизни, попросить прощения часто бывает всего труднее", - пишет Макшейн. Он задается вопросом, извинится ли Путин на сегодняшних мероприятиях в Гданьске за расстрел советскими властями поляков в Катыни - "первое массовое убийство за период Второй мировой войны.

Макшейн сомневается, что в Гданьске Путин принесет извинения за это "преступление России против человечности". Сейчас предпринимаются систематические усилия по переписыванию истории - а именно, попытки провозгласить пакт Молотова-Риббентропа блестящим шагом, пишет он, замечая: "Это происходит после того, как в прошлом году Россия вторглась на спорные территории Грузии и оккупировала их". Возможно, убежденность России в том, что пакт Молотова-Риббентропа был разумным дипломатическим ходом, предрекает, какова будет внешняя политика России в XXI веке? - вопрошает автор.

В своем последнем фильме "Катынь" режиссер Анджей Вайда нашел наиболее точный образ трагедии польского народа, которая началась в сентябре 1939 года, пишет в Berliner Zeitung Франк Герольд. На мосту сходятся два потока людей, которые в панике бегут с противоположенных сторон: одни пытаются уйти от германского вермахта, другие - от советской Красной армии. "Агрессия, исходящая от соседей с запада и востока, впоследствии пропустит через жернова целую нацию".

Сегодня в польском Гданьске в мероприятии в память о начале Второй мировой войны примут участие высокопоставленные представители Германии и России, говорится в статье далее, при этом "германский и польский взгляды на историю Второй мировой войны и преступления нацизма настолько сблизились, что в настоящее время в работе находится совместный учебник истории". Выступления Путина, напротив, ждут с напряжением. От того, какие слова в Польше выберет Путин, будет зависеть, продолжится ли позитивное развитие двухсторонних отношений, наметившееся в последние годы.

The New York Times комментирует статью премьер-министра РФ, опубликованную в понедельник в польской Gazeta Wyborcza. Владимир Путин назвал пакт Молотова-Риббентропа о разделе Польши аморальным, но одновременно подчеркнул, что другие страны в тот период заключили с нацистами сходные сделки, напомнив о Мюнхенском сговоре.

Мюнхенское соглашение, на взгляд российского премьера, было попыткой "откупиться" от Гитлера и перенаправить его агрессию "на Восток", пересказывает NYT, а сталинское правительство было вынуждено пойти на пакт с Германией, так как не могло рассчитывать на помощь Запада и одновременно опасалось японской агрессии. "Путин не упомянул, что в результате советско-нацистского пакта также была восстановлена часть Российской империи", - замечает автор материала.

Немецкая Frankfurter Allgemeine указывает, что статья российского премьер-министра Владимира Путина встречена в Польше сдержанно. Официальный представитель правительства сказал, что тон путинской статьи иной, чем у других авторов, но в ее тексте встречаются места, которые "не полностью согласуются с польской правдой".

Владимир Путин осуждает пакт Молотова-Риббентропа и критикует западные страны за то, что еще в 1938 году отдали нацистской Германии Чехословакию, пишет итальянская Corriere della Sera. "Без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить пакт Молотова-Риббентропа, - подчеркнул российский премьер. - Но ведь годом раньше Франция и Англия подписали в Мюнхене известный договор с Гитлером, разрушив все надежды на создание единого фронта борьбы с фашизмом".

На протяжении недель в России средства массовой информации настаивают на стратегической важности пакта 1939 года, который представляется как договор, который был необходим для того, чтобы выиграть время и подготовиться к схватке с Гитлером, пишет автор статьи, выражая мнение, что речь идет о широкомасштабном наступлении Кремля, выдержанном в стиле советской пропаганды и предпринятом с целью подтверждения ведущей роли СССР в борьбе против нацизма и фашизма, реабилитации политики Сталина и сплочения.

Варшава и Москва обвиняют друг друга в переписывании истории, сообщает читателям французская Le Figaro. Визиту премьер-министра России в Гданьск предшествует одна из традиционных дискуссий, отравляющих отношения между Москвой и Варшавой: уже несколько дней СВР говорит о "рассекреченных" архивных документах, уличающих Польшу в причастности к подготовке нацистского вторжения в СССР. Как отмечает корреспондент Пьер Авриль, это способ оправдать Советский Союз, 23 августа 1939 года заключивший с Гитлером сделку о разделе Европы на две сферы влияния за спиной у Польши.

Российское телевидение охотно рассказывало об этих "открытиях", вызывая раздражение у польского политического класса. По словам евродепутата Богуслава Соника, речь идет о возрождении "старых пропагандистских тезисов 1930-х годов" и "провокации ФСБ". Что касается премьер-министра Дональда Туска, он, защищая "польскую память", в то же время избегает полемики, надеясь, что его российский коллега проявит такую же выдержку в ходе визита.

По мнению обозревателя британской The Times Роджера Бойза, и на сей раз Путин не признает вину СССР: "Судя по лавине откровенной пропаганды и сомнительных исторических открытий, исходящих из Москвы в последние три недели, такой жест маловероятен". Впрочем, Путин, видимо, готов обсудить на переговорах со своим польским коллегой Туском массовое убийство поляков в Катыни в 1940 году, добавляет он.

На мероприятиях в Гданьске премьер-министр Туск и президент Качиньский заявят, что их страна стала жертвой Гитлера и Сталина, отмечает издание. Между тем в России сейчас звучат экстраординарные обвинения в адрес Варшавы, пишет автор статьи, и все это происходит после учреждения комиссии по борьбе с фальсификацией истории. "По-видимому, Россия пытается создать дымовую завесу", - полагает британское издание, утверждая, что в глазах России объединяющий миф о войне - тезис, что Красная армия освободила Восточную Европу от нацистского плена.

Для реального прорыва в отношениях с Польшей и другими странами бывшего коммунистического блока необходимо, чтобы Россия прямо признала свою вину, как еще в 1970 году сделала Германия ради успеха своей Ostpolitik, заключает издание.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив