Теневая экономика спасет Украину?
Реальное падение ВВП Украины за первые четыре месяца 2009 года может составлять не 20,3%, а вдвое меньше. В роли парашюта, который смягчает жесткую посадку украинской экономики, выступает… теневой сектор. Его размер достиг в этом году трети ВВП.
Загадочная статистика
По официальным данным, обнародованным недавно Госкомстатом, украинская экономика находится в крутом пике. Объем ВВП сократился в I квартале на 20,3%. Это, конечно, не рекордный 1992 год с максимальным для Украины падением на 29,9%, но снижение налицо. В 2009-м Украина по темпам падения ВВП обогнала всех европейских соседей: и Молдову с ее 7%, и Россию с 10%, и Исландию с 14%.
Сократились экспорт и импорт, упали обороты розничной торговли, снизилось производство. Однако, вот загадка: несмотря на негативную статистику, о крупных банкротствах чаще слышно из-за рубежа, чем внутри страны, безработица выросла, но незначительно, цены падать не спешат.
Например, если верить официальной статистике государственных центров занятости, с февраля 2009 года число ставших на учет безработных граждан Украины даже сократилось на 250 тысяч человек - до 658 тысяч к концу июня. То есть уровень безработицы к середине лета достиг всего 2,3% трудоспособного населения.
Естественно, не все потерявшие работу будут обращаться в центры занятости ради пособия по безработице, средний размер которого сейчас составляет около 620 гривен. Поэтому Госкомстат проводит параллельный подсчет безработных по методике Международной организации труда. По данным Госкомстата, реальное количество потерявших работу в первом квартале 2009 года - 2,1 миллиона человек, или 9,5% трудоспособного населения. В первом квартале прошлого года показатель реальной безработицы был ниже - 1,6 миллиона человек, или 7,1%.
В 16 странах еврозоны процент безработных за год вырос примерно так же, как и в Украине - с 7,4 до 9,5%. Но ВВП в этих государствах упал в I квартале всего на 2,5%. Почему же в Украине, с ее 20-процентным падением экономики, уровень безработицы совпадает с европейским?
Почему, несмотря на все проблемы со спросом, несмотря на скачки валютных курсов и обесценивание активов, с осени прошлого года был зарегистрирован лишь восемь технических и один полноценный дефолт?
Ответ простой - бизнес уходит в тень.
Все в тень
Если в 2007 году, согласно подсчетам Минэкономики, объем теневого сектора составлял 28,8% ВВП, то к концу кризисного 2008-го этот показатель достиг 31,1% ВВП. А в 2009 году уже 32% украинского ВВП приходилось на теневую экономику, заявил на днях министр экономики Богдан Данилишин. "Темная" доля стала максимальной с 2001 года.
В 2007 году "мастерами темных экономических искусств" были представители сферы услуг. В кризисном 2008 лидером по уровню тенизации стала промышленность. Также рост нелегальных операций был отмечен в добывающей и обрабатывающей промышленности, производстве кокса и продуктов нефтепереработки, легкой и пищевой промышленности.
В условиях плохой рыночной конъюнктуры предприятия прячут свои доходы, занижают стоимость импорта, платят зарплаты в конвертах - иными словами, всячески оптимизируют схемы уплаты налогов и сборов. По оценкам Всемирного банка, половина экономики Украины работает в тени.
Неформальный сектор выполняет роль государственных антикризисных программ и дотаций. Неформальная торговля на нелегальных рынках и базарах, частный извоз, разнообразнейшие рабочие халтуры и многое другое государством не контролируется, но дает украинцам неофициальные рабочие места и помогает заработать лишнюю копейку без уплаты налогов.
С учетом "темной стороны" экономики, реальное падение ВВП в первом квартале, по оценкам экспертов, может составлять не 20%, а вдвое меньше.
Выход из сумрака
Треть трудоспособных украинцев работает на государство и живет за государственный счет. Это так называемые бюджетники - военные, учителя, милиционеры, доктора, чиновники всех мастей и сотрудники госпредприятий. Всю эту армию зависимых от государства людей правительство старается не увольнять, что помогает удерживать безработицу на приемлемом уровне.
Одновременно Кабмин выводит из сумрака финансовые потоки в государственном секторе экономики.
Для начала решили перевести счета всех государственных предприятий в государственные банки - "Укрэксим" и "Ощадбанк". Затем решили перекинуть в Госказначейство счета контор, которые оказывают платные услуги от имени государства.
После этого правительство взялось за государственные монополии. НАК "Нафтогаз України", несмотря на неблагоприятные условия, в І квартале 2009 года увеличил свою чистую прибыль до 32,1 миллиарда гривен, что втрое больше показателей аналогичного периода прошлого года. Валовая прибыль достигла 3,2 миллиарда гривен, при том что в начале 2008 года был зафиксирован убыток в 0,9 миллиарда гривен.
"Укрзалізниця", в І квартале прошлого года показавшая убыток в размере 19,9 миллионов гривен, в январе-марте 2009-го добилась 8 миллионов гривен чистой прибыли. При этом за тот же период объем грузоперевозок упал на 30%, вследствие чего монополист недополучил 3,5 миллиардов гривен дохода.
Морские торговые порты, которыми заведует тот же Минтранссвязи, в начале 2009 года также демонстрируют успехи. Так, за I квартал консолидированная чистая прибыль МТП выросла в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 522,39 миллиона гривен, доходы – на 66%, до 2,26 миллиарда гривен. При этом грузооборот основных портов - Одесского и Ильичевского - в январе-марте уменьшился на 19% и Ильичевского 9,8% соответственно.
Вот такой получается парадокс: бизнес и население уходит в тень, чтобы выжить во время кризиса, а правительство с той же целью выводит из темноты денежные потоки госмонополий.
Подробности