Россия мечтает примерить роль центра

18.06.2009 в 15:05

inopressa

 

Мировые СМИ осмысливают итоги "недели саммитов". Вряд ли Екатеринбург уже находится "в эпицентре мировой политики", но не стоит быть чересчур циничным в оценках БРИК, пишут обозреватели. Россия мечтает не о конце капитализма, а о мире без гегемонии США с новыми центрами власти - одним из которых будет Москва.

Россия с удовольствием примерила бы роль центра, объединив вокруг себя азиатские страны, но в лице Китая, пишет Sueddeutsche Zeitung, у нее появился влиятельный соперник. На текущей неделе, которую автор называет "неделей трех саммитов", Россия приняла гостей из растущих экономик, а также четырех из пяти центральноазиатских республик. БРИК, ОДКБ и ШОС - новички на международной политической арене, и их саммиты "больше похожи на инсценировки, чем на политических инструмент", отмечает обозреватель издания, однако "взгляд России, направленный на Азию, становится все более манящим тогда, когда ее разочаровывает Европа".

Между тем, говорится в статье, помимо впечатляющих темпов роста, членов БРИК мало что связывает. В качестве примера их разнонаправленных интересов автор указывает, что Китай подыгрывал России в ее недавних нападках на доллар как на единственную резервную валюту, но сдержанно отреагировал на предложение относительно введения новой резервной валюты.

Как во времена Брежнева, внешняя политика Кремля, похоже, основывается на принципе: "Кто не с нами, тот против нас!" Москва, как и раньше, хочет быть хозяином, и неважно, в СНГ ли, в ШОС или в ОДКБ, пишет в комментарии, озаглавленном "Против Запада с завидным упорством", обозреватель Frankfurter Rundschau.

Кремль организует саммит за саммитом, приглашая прежде всего те страны, которые подходят для "дружбы против Запада". "Москва собирает полудемократов и деспотов, экономических гигантов и страны с упадочной экономикой. Их интересы и проблемы зачастую сильно противоречат друг другу, и, как следствие, встречи заканчиваются лишь декларациями о намерениях", - подчеркивает автор материала.

Россия, сетует автор, предпочитает выстраивать "потемкинские союзы" вместо того, чтобы интегрироваться в западную иерархию, к примеру в ВТО.


Вот уж действительно, пишет The Financial Times, миру сейчас больше всего нужна очередная говорильня - БРИК. Как будто G2, "двадцатки", "большой семерки" и "большой восьмерки" недостаточно! Слова российского президента Медведева, что Екатеринбург, где встретились лидеры четыре стран, теперь в "эпицентре мировой политики", издание называет смехотворными: хотя в условиях кризиса центр тяжести в мире сдвигается из Америки и Европы в Азию, в частности в Китай и Индию, едва ли новый мировой порядок уже вращается вокруг Екатеринбурга.

Впрочем, отмечает издание, не стоит быть чересчур циничным в оценках БРИК. Эти страны справедливо требует большего влияния в тех органах, где Европы слишком много, вроде МВФ и ООН. Также они правы, предлагая альтернативы чрезмерной зависимости мировой экономики от доллара.

Бразилия, Китай, Индия и Россия подыскивают себе идею, вокруг которой они могли бы сплотиться, пишет обозреватель The Times Бронуэн Мэддокс. "Из четырех стран Россия - самая слабая, и солидарность остальных ей выгодна в наибольшей степени", - утверждает она. Однако саммит БРИК не кончился ничем: у его участников нашлось мало общего, кроме корыстной заинтересованности в том, чтобы приветствовать иранского президента Ахмадинежада.

"Четыре лидера требовали себе влияния, вместо того чтобы его демонстрировать", - пишет журналистка. Общих внешнеполитических интересов у стран БРИК не нашлось, полагает она, называя самым ценным итогом саммита встречу премьер-министра Индии с президентом Пакистана, где индийская сторона сделала маленький шаг к мирному урегулированию в Кашмире.

Целью прошедшего на этой неделе в Екатеринбурге саммита БРИК, пишет испанская El País, было создание механизма, направленного на усиление роли стран с развивающейся экономикой в принятии мировых решений. Но если Индия и Бразилия построили демократическую систему, то Китай так и не сделал решающий выбор в пользу политической открытости, а в России под руководством Путина продолжается регресс, отмечает издание. Пока страны БРИК стремятся только увеличить свою долю международной власти, эти расхождения остаются на втором плане, но, когда придет пора решать, как применять эту власть, может возникнуть напряженность. "Разнятся не только интересы, но и принципы, исходя из которых их отстаивают", - подчеркивает газета.

"Обоснованное недоверие к российскому режиму не должно стать поводом к недооценке главного послания саммита: институциональная архитектура, созданная после 1945 года, не соответствует нынешним международным реалиям", - подводит итог редакционная статья.

Итальянская La Stampa фокусирует внимание на заключенном в Екатеринбурге "суперконтракте": Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао вчера подписали ряд соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере. Речь идет о договорах на сотни миллиардов долларов: это поставки нефти, газа и обещания дальнейшего финансирования, "если потребуется", а еще нефте- и газопроводы, а также ядерные реакторы последнего поколения.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив