Океан не выдаст тайну гибели французского аэробуса
Вчера на поверхности Атлантического океана были обнаружены обломки самолета, выполнявшего рейс 447 авиакомпании Air France, сообщают СМИ. Черные ящики находятся на глубине 3-4,7 км, в этом районе мощные океанические течения и неровный рельеф морского дна. Причину гибели 228 человек попытаются выяснить подлодка Nautile и робот Victor.
Как пишет The Washington Post, вчера была разрешена одна загадка, связанная с местом трагического завершения рейса 447 авиакомпании Air France, но все еще остается непонятным, каким образом современный лайнер мог упасть. Аэробус A330-200, как и большинство современных самолетов, по большей части контролируется компьютерами и электроникой, а пилоты фактически управляют полетом при помощи джойстиков. Беспроводные навигационные системы связываются с диспетчерскими компьютерами на земле, которые перепроверяют друг друга. Автор статьи Шолнн Фриман предполагает, что при всем при этом аэробус оказался не готов к неистовым тропическим грозам.
Эксперты по безопасности полетов по-прежнему не считают молнию правдоподобной причиной катастрофы. По их словам, попадание молнии в самолет случается постоянно. Впрочем, в данном случае речь идет не просто о молнии, но о штормовом фронте, с которым A330 столкнулся примерно в 650 км от побережья Бразилии. Поскольку шторм находился еще в ранней стадии, он вел себя наиболее агрессивно, достигая высоты в 15 км, тогда как полет проходил на отметке 10 км. Самолет, по-видимому, попал в турбулентность, при этом мог отказать двигатель, а молния могла выбить окно, говорится в статье.
По словам министра обороны Бразилии Нелсона Жобима, найденные обломки, без сомнений, принадлежат Airbus A330 авиакомпании Air France, пропавшему в понедельник с 228 пассажирами и членами экипажа на борту, пишет Le Temps. Фрагменты самолета были обнаружены в 1100 км от бразильского побережья, в нескольких десятках километров от курса, которым следовал самолет. По словам полковника бразильских ВВС, присутствие обломков в этом районе наводит на мысль, что "аппарат пытался повернуть направо. Возможно, возникла проблема и он пытался вернуться в Фернанду-ди-Норонья", где находится единственный аэропорт в этой части океана.
Расследование обещает оказаться чрезвычайно сложным, отмечает издание. Сначала предстоит собрать с поверхности океана фрагменты самолета, затем достать со дна все, что получится, в том числе черные ящики, без которых практически нет шансов выяснить причины катастрофы. Но бортовые самописцы находятся на глубине 3-4,7 км, и, чтобы их обнаружить, необходимо определить место крушения с точностью до нескольких километров, указывает автор материала. Эту задачу затрудняют мощные океанические течения, смещающие фрагменты, и неровный рельеф морского дна в этом районе.
Единственный французский научный центр, имеющий аппаратуру для подобных работ, - Ifremer - уже направил свою подлодку Nautile и робота Victor в зону поиска. Но даже с таким оборудованием работы рискуют затянуться, отмечает газета, напоминая, что в 1987 году потребовалось 6 месяцев для того, чтобы достать черные ящики африканского Boeing 737, упавшего в Индийский океан: после долгого нахождения на глубине 4200 м устройства были повреждены, и причины катастрофы выяснить так и не удалось.
Корреспондент австрийской Die Presse побеседовал с пилотом Austrian Airlines Рудольфом Новаком, который летал и на аэробусе А330-200. У пилотов пассажирских самолетов - стальные нервы, заверяет Рудольф Новак, они способны принимать решения даже тогда, когда у простых смертных нервы окончательно сдают. Но то, что выпало на долю пилотов Air-France рано утром в понедельник во время рейса из Рио-де-Жанейро в Париж, Новак называет "кошмаром".
Пока не найден черный ящик, все версии остаются лишь предположениями, говорит Новак, но найти его будет не просто. Небольшой ящик размером с коробку из-под обуви выкрашен в оранжевый цвет, он начинает подавать сигналы после контакта с морской водой и остается водонепроницаемым на глубине до 5 тыс. метров. Однако сигналы он способен подавать лишь 30 дней.
По мнению Новака, к катастрофе привела цепь роковых ошибок и дело здесь не только в разряде молнии и турбулентности. "Удар молнии мог привести к перенапряжению в сети и вывести из строя отдельные приборы, но не все сразу". Летчику ясно, почему аэробус бесследно исчез с экранов радаров и не мог подать международный радиосигнал бедствия Mayday: во время нахождения над Атлантикой лайнеры используют короткие частоты - сигнал Mayday на земле никто бы не принял, сказал он.