Загадочный выбор Путина
В газовых уступках Владимира Путина Украине эксперты видят лишь один смысл: поддержать Юлию Тимошенко на выборах. Почему именно ее – отдельный вопрос, ответ на который надо искать не в Киеве. И возможно, даже не в Москве.
Газовый мир, заключенный с Юлией Тимошенко во вторник, не помешал Владимиру Путину в четверг вылететь в Париж для обсуждения перспектив газопровода «Южный поток». В Кремле, кажется, убедились, что причина конфликтов с Украиной – не злая воля ее отдельных политиков, а историческая миссия украинской государственности, призванной лишить Россию имперского статуса. Однако вопрос, что получила Москва от Киева в обмен на смягчение позиций по газу, остается открытым.
Напомним, 19 ноября в Ялте Владимир Путин согласился не взимать с Украины штрафы за недобор российского газа, закупки которого в 2010 г. снизятся с 52 до 33,75 млрд куб. м. В ответ Юлия Тимошенко пообещала, что Украина будет рассчитываться за газ вовремя и в полном объеме. 20%-ной скидки по цене на газ в 2010 г. для Украины уже не будет – но и плата за транзит газа для России вырастет на 60%.
Доступ к модернизации украинской ГТС выгодным разменом считать нельзя. Во-первых, как заявил в среду глава Минтопэнерго Украины Юрий Продан, к своей «трубе» Киев допустит Москву лишь на партитетных условиях с другими странами. А значит, перспектива контроля над транзитом, к чему так долго стремился «Газпром», остается призрачной. Во-вторых, модернизация украинской «трубы» не выгодна России объективно. Любые перебои в газоснабжении Европы по вине Украины помогают Москве убеждать Брюссель в необходимости ускорить строительство обходных газопроводов Nord Stream и «Южный поток», напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Неудивительно, что заявление Продана в Москве оставили без комментариев.
Повышение цены на газ с $228 до $280 тоже трудно считать разменом. Снизив поставки газа Украине на 18,25 млрд кубометров и отказавшись от штрафов за недобор, «Газпром» потеряет около $5 млрд. И при этом переплатит «Нафтогазу» $1,1 млрд из-за удорожания транзита.
Не может быть разменом и конкурентное преимущество, которое получит российская промышленность перед украинской от удорожания газа на $50. Основные экспортные отрасли Украины – металлургия и химпром – конечно, пострадают. «Если в этом году треть промышленности лежала, то в следующем ляжет почти 60% химической промышленности и металлургии», – заявил «Росбалту» экономист из Партии регионов Михаил Чечетов.
«Повышая цену на газ, «Газпром» вытесняет украинские предприятия со внешних рынков, поскольку они являются прямыми конкурентами России», — добавляет депутат из Блока Литвина Олег Зарубинский. Теоретически это позволит российским производителям железных чушек и удобрений скупить украинские активы. Однако правительство Украины уже обсуждает дотации металлургам и химикам за счет возросших доходов от транзита газа. Иначе говоря – за счет того же «Газпрома».
Мало того, в окружении Тимошенко уверены, что газ в 2010 году обойдется Украине не дороже $250. «Пресс-секретари «Газпрома» не могут прогнозировать рыночные отношения в течение года, — прокомментировал «Росбалту» вчерашнее заявление Сергея Куприянова советник украинского премьера по энергетике Александр Гудыма. – Он просто взял и сказал, что цена будет $280, а по нашим рыночным расчетам она будет колебаться в пределах $250 плюс-минус. «Газпром» сам заявляет, что цена на газ замрет на 2 года, а цена на нефть будет колебаться незначительно. $250 для нас абсолютно не страшны, поскольку правительство заложило в среднем на 2010 г. цену в $248. Это для нас нормально».
В газовых уступках Путина премьеру Украины эксперты видят лишь один смысл: поддержать удобного партнера на президентских выборах и дать ей преимущество перед Виктором Януковичем. Почему Путин ставит именно на Тимошенко – отдельный вопрос, ответ на который надо искать не в Киеве. И возможно, даже не в Москве.