В российских архивах еще много секретов

26.09.2009 в 15:30

ИноСМИ

 

Граждане Литвы стали чаще обращаться в российские архивы, а историкам приходится отдавать предпочтение архивам других европейских стран, поскольку доступ к российским сопряжен с некоторыми сложностями. По словам литовских историков, некоторые фонды недоступны вообще или не в полной мере, особенно для представителей зарубежных стран.

 

Согласно официальному ответу пресс-центра МИДа РФ на запрос Delfi, в архивах МИДа России с 1991 года работало 11 историков из Литвы. По словам самих историков, идет нормальный обмен информацией, однако возникают и сложности. По словам историка Альвидаса Никжентайтиса, сотрудники Института истории Литвы больше используют архивы других стран, в связи с большей их открытостью. 'При работе, к примеру, в архиве МИДа РФ при отказе в доступе, чаще всего, не бывает аргументации', - говорит историк.

 

В российские архивы обращаются в связи с профессиональным интересом, а также в связи с желанием граждан Литвы выяснить свою генеалогию. При этом простые граждане чаще всего обращаются в Государственный архив РФ, где собраны документы, как царской России, так и времен СССР.

Госархив РФ: все документы открыты

 

'Я могу сказать, что простые люди обращаются, историки обращаются реже, - говорил Delfi Игорь Тихонов, заместитель начальника Отдела научно-информационной службы Государственного архива РФ. - Русскоязычные граждане обращаются для оформления пенсии, обращаются жители Литвы для выяснения своей генеалогии. В год обращается человек 20-30, но специального учета никто не ведет'.

 

По его словам, 'все документы для открытого доступа доступны и жителям Литвы'. 'Для нас нет разницы, жители какого государства к нам обращаются, - говорил И.Тихонов. - Я должен сказать, что в последнее время увеличилось количество людей из Литвы, которые обращаются к нам. Если несколько лет назад, можно сказать, что их не было совсем, то сейчас количество, хоть и небольшое, но прогрессирует'.

 

В архиве МИДа РФ больше ограничений

 

Однако несколько, а точнее, совсем иная ситуация с архивом МИДа России, где находятся документы, интересующие историков. Литовские историки признают, что определенные трудности с доступом к этому архиву возникают.

 

Историк Чесловас Лауринавичюс, полагает, что идет 'нормальный обмен информацией', и в российских архивах постоянно работают сотрудники Института истории Литвы.

 

'Конечно, сложности возникают, - говорил он. - В связи с тем, что ряд фондов недоступен. Некоторые фонды недоступны вообще или не в полной мере, особенно для представителей зарубежных стран. В разных архивах есть разные правила, и, конечно, определенные трудности есть'.

 

Для работы в архиве МИДа РФ, согласно ответу на запрос, сделанный DELFI, для получения доступа к работе в архивах гражданин другого государства предоставляет рекомендательное письмо от дипломатического представительства своей страны или от зарубежного научного центра, университета или научной организации.

 

Согласно правилам, все пользователи обладают равными правами на доступ к архивным документам, однако архив имеет право ограничить предоставление документальных материалов.

 

Если есть желание поработать в архиве ФСБ, то нужно направлять официальное письмо с запросом по интересующему нас вопросу по адресу: 101000 Москва, ул. Б.Лубянка, д.1/3. Центральный архив ФСБ России. Почтой.

 

А.Никжентайтис: в работе в российских архивах опыт неоднозначный

 

'Уже потому, что пользование российскими архивами ограничено, можно сказать, что сотрудники Института истории Литвы больше используют архивы других стран, - рассказывал Delfi литовский историк Альвидас Никжентайтис. - Мы не занимались статистикой, но, насколько я знаю, австрийские, польские, немецкие архивы используются гораздо чаще'.

 

Однако литовские специалисты-историки пытаются использовать и российские архивы. В этом случае, по словам А.Никжентайтиса, 'опыт неоднозначный'. В МИДе РФ пропуск в архив выдается на конкретное время, и сама подготовка занимает довольно много времени, поскольку все надо подготовить, заранее отправить письма.

 

'Там мы сталкивались с такими проблемами, когда люди просто не попадали в архив. В основном это касается архива МИДа России, - говори он. - Был такой случай, когда одна из наших коллег поехала в этот архив и хотела работать с документами 18-го века, но попросту их не получила. А с документами 20 века такие случаи тоже были. Не один и не два'.

 

Согласно ответу МИДа РФ на запрос Delfi, с 1991 года по настоящее время в архиве российского внешнеполитического ведомства работало 11 историков из Литвы. По словам А.Никжентайтиса, при работе в архиве этого учреждения существуют две основных проблемы.

 

'Часто меняются правила, когда одни документы рассекречиваются, другие засекречиваются, - говорил он. - И, конечно, по сравнению с другими странами, в России еще довольно много засекреченных фондов, к которым вообще нет никакого доступа. Последнее время много дискуссий по проблематике Второй мировой войны. Но, по моим данным, там есть еще большое число архивных фондов, касающихся этого периода, которые для исследователей недоступны. При отказе в доступе в архиве МИДа не бывает аргументации'.

 

МИД РФ указал в своем ответе, что в читальный зал не выдаются подлинные международные договорные акты, подлинные архивные дела, опубликованные в изданиях МИДа, особо ценные документы, архивные дела, отражающие организацию внутренней деятельности МИДа РФ, и т.д. В читальный зал архивов, по сообщению МИДа РФ предоставляются материалы, находящиеся в открытом доступе и документы, прошедшие процедуру рассекречивания.

 

'Когда мы готовили сборник документов СССР-Литва, наши коллеги дважды были вынуждены ехать в Москву, потому как первый раз, несмотря на договоренности, они вернулись фактически ни с чем. Сама система архива МИДа довольно интересная', - вспоминал А.Никжентайтис.

 

По его словам, в архивах МИДа нет никаких архивных справочников, которые были бы доступны для исследователей. 'Это уже затрудняет работу, поскольку исследователь никогда не будет полностью уверен в том, что просмотрел все имеющиеся по определенной теме материалы', - говорил он.

 

'Вопрос этот все время поднимался на встречах с российскими историками. Последний раз, когда я был в Москве, этот вопрос поднимался на уровне российско-немецкой комиссии историков. Проблемы с доступом к российским архивам есть у всех историков, но иностранные историки имеют дополнительные проблемы', - говорил А.Никжентайтис.

 

Константин Амелюшкин, "Delfi", Литва

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив