Президент ЕС: Равный среди первых
19 ноября на экстренном саммите глав Евросоюза был избран первый президент ЕС – премьер министр Бельгии Герман Ван Ромпей. Человек, о котором за пределами стран Бенилюкса было известно мало, теперь смотрит с передовиц европейских газет. Ведь именно он будет одним из тех, кто будет определять курс ЕС в ближайшие два с половиной года.
Искушенный дипломат и любитель поэзии
У себя на родине, в Бельгии, Герман Ван Ромпей заслужил славу умелого переговорщика. В 2007 году страну настиг политический кризис. Несмотря на небольшие размеры, в Бельгии – федеративном государстве - остро стоит вопрос регионального противостояния. Северная часть Бельгии – более богатая и промышленно развитая Фландрия, в состав которой входят пять земель: Антверпер, Лимбург, Западная и Восточная Фландрия и Фламандский Брабант - хотела большей автономии для регионов. В то время, как южная часть Бельгии – более бедная Валлония, в состав которой входят пять земель: Льеж, Валлонский Брабант, Эно, Намюр, Люксембург - противилась подобному решению. К экономическому вопросу добавлялись и этнические и культурные противоречия – в Валлонии говорят на французском и валлонском, в то время, как во Фландрии – на голландском языке. После выборов 2007 года, на которых большинство мест в федеральном парламенте получил союз партии Христианских демократов и фламандцев и Нового фламандского альянса, остро стал вопрос о региональном сепаратизме. Фламандские и валлонские партии не могли найти согласие по ряду важнейших проблем, в том числе и экономических. Полгода страну возглавляло "техническое правительство", потом, в марте 2008 года, было создано коалиционное правительство с Ивом Летермом во главе. Последний подал в отставку в декабре 2008 года. И тут на сцену выходит Ван Ромпей.
Херман Ван Ромпей до назначения на должность премьер-министра Бельгии успел поработать в бельгийском правительстве на должности вице-премьер министра и министра бюджета в 1993-1999 годах. Этот период работы считается одним из наиболее плодотворных. Тогда благодаря политике Ван Ромпея, удалось существенно улучшить экономические показатели Бельгии, снизив внешнеэкономический долг. А во время своей деятельности на посту премьер-министра Бельгии фламандцу Ван Ромпею удалось помирить своих соплеменников и валлонцев и предотвратить прогнозируемый многими экспертами распад Бельгии.
О самом Ван Ромпее известно следующее – католик по вероисповеданию, экономист по образованию, премьерный семьянин, блоггер и ценитель японской поэзии – Ван Ромпей сам сочиняет хокку. Последнее обстоятельство прибавило сторонников президенту ЕС не только в Европе, но и в Японии. Каору Фуджимото – президент Международной ассоциации хокку в интервью Reuters заявил, что восхищен тем, что первый европейский президент любит хокку. "Его (Ван Ромпея) увлечение хокку поможет нашим читателям ближе познакомиться с ним, а ему самому завоевать место в общественном мнении японцев", - цитирует британское издание "Индепендент" одного из политических обозревателей японской газеты "Йомиури".
А вот в самой Европе, несмотря на успехи Ван Ромпея в укреплении целостности Бельгии, о нем самом мало кто знает. Да и в популярности он проигрывает таким политикам, как Тони Блэр и Ангела Меркель. По данным международного исследовательского агентства "Проксимити Пэнелс" лишь один из двадцати европейцев одобрил избрание Ван Ромпея, в то время, как за кандидатуру Тони Блэра выступал каждый третий опрошенный. На сайте крупнейшего немецкого информационно-политического издания "Шпигель" 20 ноября статья, посвященная президенту и министру иностранных дел ЕС – Кэтрин Эштон - называлась "Европа опирается ни на кого". В ней и Ван Ромпей, и Эштон назывались "типичными рядовыми политиками, без выдающихся лидерских качеств, как раз подходящими для обычной европейской политики".
"Индепендент" в свою очередь цитирует бывшего президента Франции Валери Жискара д'Эстена, автора идеи "европейского президента": "европейские лидеры выбрали не Джорджа Вашингтона, который сделает что-то значимое", а "президента, который будет среди них, но не над ними". Да и сам Ван Ромпей дал понять, что он будет скорее не лидером, ведущим Европу, а главой Европейского совета, который собирается для того, чтобы определять общее направление европейской политики. " Позвольте сказать откровенно, мое личное мнение полностью вторично по отношению к тому, что думает Европейский совет - главы государств ЕС. Неважно, что думаю я. Я могу участвовать в дискуссии, но моя роль заключается в поиске общего мнения", - воспроизводит "Корреспондент" слова Ван Ромпея.
Европейский совет в отличие от Совета ЕС формально не входит в структуру институтов Евросоюза. Но решения Европейского совета легитимизируются участием в них европейских политиков высокого ранга.
Таким образом, Ван Ромпей будет "церемониальным президентом". Тем не менее, Жискар д'Эстен не сомневается, что в будущем должность главы ЕС будет более значимой.
Идем на Восток?
Лиссабонский договор, недавно ратифицированный всеми членами ЕС, среди полномочий европейского президента определяет выступление с докладами, "зондирование почвы" возможных европейских конфликтов, поиск компромиссов. Последнее в рамках событий, происходящих в ЕС, особенно актуально. Несмотря, что в своей речи Ван Ромпей заявил о том, что будет учитывать то, что Европа – это мультикультурное сообщество, он известен, как противник присоединения Турции к ЕС. Однако одной из своих целей Ван Ромпей назвал расширение Европейского союза. Возможно, он имел в виду вхождение в состав Европы таких стран, как Македония и Хорватия. В случае с первой очень пригодится талант Ван Ромпея как дипломата, умеющего найти компромисс и примирить конфликтующие стороны. Дело в том, что Греция выступает против членства в ЕС Македонии до тех пор, пока последняя не изменит название. В Греции есть область Македония, и греки опасаются территориальных претензий македонцев в случае вхождения последних в состав ЕС и НАТО. Возможно, Ван Ромпею все же удастся уговорить греков на уступки македонцам.
А вот туркам стоит задуматься над своим членством в ЕС. Ван Ромпей, возглавлявший в 1988 – 1993 году партию Христиан-демократов и фламандцев и католик, выпускник Католического университета в Левене, уже говорил: "Турция не является частью Европы и никогда ею не станет". Последние события в Европе, как-то резонансный процесс по убийству Марвы эль-Шербини в Германии, проблема "домашних террористов" в Великобритании обозначили глубокую трещину между мусульманским миром и Европой. По первому делу Германии выразили свое возмущение Египет и Иран. В самой Германии и многих мусульманских странах прошли акции протеста.
Министр внутренних дел Германии и по совместительству член президиума Немецкого евангелического церковного собора Томас де Мезьер в своем интервью "Зюддойче Цайтунг" обозначил проблемы диалога немцев и мусульман: "Мы будем продолжать заниматься подготовкой имамов и исламских религиозных учителей в немецких университетах. Вторым основным вопросом будет равноправие мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Тут есть еще огромные проблемы. Наличие человечности в обществе тесно связано с равноправием женщин. Ущемление женщины в правах противоречит нашей конституции". Еще одной целью Исламской конференции, в которой де Мезьер будет принимать участие, он назвал предотвращение и ограничение экстремизма: "Мы приветствуем ислам, но не исламизм", - заявил немецкий министр внутренних дел. Европа и ислам пока лишь сели за стол переговоров, но до взаимопонимания еще далеко.
"Каждая страна ЕС имеет свою историю и культуру. Культурное разнообразие Европы – это ее богатство, а наша сила – в нашем единстве", - заявил Ван Ромпей, когда узнал о своем назначении. В этой формулировке ничего не говорится об исламе, который сравнительно недавно стал одной из важных религий на европейском континенте. Вполне возможно, что католик Ван Ромпей может актуализировать вопрос о признании христианских корней Европы. Ранее, в принятой в 2003 году Конституции ЕС было решено отказаться от подобной формулировки в преамбуле, что вызвало неудовольствие Папы Римского, Вселенского Патриарха и Элладской православной церкви. В случае же нахождения общего языка с церковными иерархами, не исключена их поддержка Ван Ромпея в улаживании конфликта между Грецией и Македонией.
Как бы то ни было, будущее покажет, кем является Ван Ромпей – "церемониальным президентом" или хитрым "серым кардиналом" Европы, ведь в должность Герман Ван Ромпей вступит 1 января 2010 года.