Олигарх и антиолигарх Александр Лебедев дает ценные советы
На данном перепутье российской истории Лебедев выбрал себе двоякую роль - он одновременно олигарх и антиолигарх, утверждает корреспондент Time Питер Саводник. Лебедев одновременно является магнатом, состояние которого до финансового кризиса составляло 3,7 млрд долларов, и разоблачителем системы, создающей таких, как он, пишет автор.
"До глобального кризиса, который, по словам Лебедева, лишил его 1 млрд долларов, Лебедев был предсказуемым, хотя и упорным критиком Путина: постоянно призывал к независимости законодательной власти, свободе прессы и выборов, искоренению коррупции", - утверждает издание. После краха российского фондового рынка в сентябре прошлого года кампания Лебедева набрала новые обертоны: он насмехается над попытками Путина и Медведева воскресить экономику, утверждает автор. Лебедев также объявил, что хочет создать в Москве англоязычную радиостанцию, а также демократическую партию сообща с Горбачевым, купил газету Evening Standard и ненадолго стал кандидатом в мэры Сочи, повествует журнал.
"Я не считаю себя врагом этого государства. Да, я его критикую. Но им нужна оппозиция, которая исправляла бы их ошибки, а также им нужна иная политическая система", - сказал Лебедев в интервью журналу.
По словам Лебедева, после того как Путин, придя к власти, заключил с олигархами соглашение: "денег вы не лишитесь, если не будете соваться в политику", - олигархия сделалась продолжением государства. "Многие сверхбогачи, которые когда-то правили Россией, продолжают ею править - но их приструнил Кремль, значительно превосходящий их по могуществу", - говорится в статье. Кремль "жалует" олигархам богатство, требуя взамен лояльности и добиваясь ее при необходимости любыми средствами. Олигархи отлично понимают, что ослушаться царя - значит пожертвовать всем, что имеешь, пишет автор.
Следовательно, у Лебедева раздвоение личности: он настоящий олигарх, но никогда не кланялся Путину, утверждает издание. "В лице Лебедева мы видим, так сказать, "хорошего олигарха" - россиянина, с которым западные люди могут поддерживать деловые отношения", - пишет автор. "Я делаю и говорю все, что заблагорассудится. Если кто-то хочет меня убить, для меня это еще не резон прекратить какие-то действия, если я служу определенным ценностям или принципам", - сказал Лебедев в интервью.
Происходящее в России - экономические проблемы, сокращение населения, некомпетентность вооруженных сил и распространение СПИДа - вызывает у Лебедева жажду реформ. Россия более чем когда-либо нуждается в независимой судебной и законодательной власти, свободной прессе, реальных выборах и настоящих партиях. На взгляд Лебедева, финансовый кризис всерьез коснулся только российской верхушки, поскольку остальные слои общества живут в состоянии кризиса уже лет 500.
"Беда России, - считает Лебедев, - это не Путин, а чиновничество, разросшееся, антидемократическое, препятствующее реформам", - говорится в статье. Лебедев возлагает надежды на Медведева, который, в отличие от Путина, поддержал идею памятника жертвам ГУЛАГа в Москве.
Но прав ли Лебедев, считая себя реформатором? - задается вопросом автор. "В некоем парадоксальном смысле, вне зависимости от того, причастен ли к этому сам Лебедев, его вполне можно считать живым примером легитимности режима", - полагает Роберт Амстердам, адвокат Михаила Ходорковского. Пока Лебедев не выходит за незримые рамки дозволенного, он, по сути, даже ограждает Кремль от еще более яростной критики, говорит Амстердам.
Впрочем, одними лишь призывами к большей открытости и разоблачением близорукости и невежества властей Лебедев способствует подготовке почвы для политики нового типа, которая спасет Россию от ее нынешних невзгод, заключает автор.