Киселев - Шустер: Заочная дуэль без победителей
Пятничные программы «Большой политики» на «Интере» «Шустер-LIVE» на ТРК «Україна» выходят в одно и то же время — в 21.30. Поэтому приходится постоянно переключаться с канала на канал, что-то неизбежно теряя. Конечно, часто программы того не стоят, но это не относится к тому, что происходило 9 октября. Ток-шоу оказались на редкость интересными. Причем, скорее всего, так получилось совершенно случайно, спонтанно.
У Евгения Киселева на «Интере» представители Партии регионов оказались в численном большинстве против тех, кто выступал от БЮТ. Киселев немедленно подкинул свежий провоцирующий факт: встреча в Кишиневе глав стран СНГ и несостоявшийся там контакт между президентами Украины и России. С места в карьер обсуждать происшедшее бросился Николай Азаров. Естественно, речь шла о том, что при регионалах, при Кучме трава была зеленее, солнце ярче, а девушки красивее. При Данилыче, как скорбно-поучительно поведал Николай Янович, президенты Украины и России встречались по 20 раз в год и на подписание документов тратили по 30 минут. Вот теперь мне понятно, откуда взялась такая куча кабальных договоров, опутавших нашу страну с ног до головы. Помню, собирается Леонид Кучма в Москву, и первая мысль у патриотической украинской общественности : много ли сдаст на этот раз? Интересная логика у некоторых наших политиков — все уступить, все отдать, лишь бы не огорчить соседа... Эх, Мазохи вы наши. Правда, нисколько не сомневаюсь, что если бы эту беспредельную украинскую уступчивость им пришлось оплачивать из личного кармана, то откуда бы только тигриные клыки появились. А общенациональным можно легко пожертвовать, ведь национальный интерес для этих господ — нечто потустороннее. Евгений Киселев организовал телемост с Москвой, с российским политическим аналитиком Евгением Кожокиным, близким к кремлевскому двору. В свое время г-н Кожокин сменил Игоря Голембиовского на посту главреда «Известий». Именно при Кожокине начался отход «Известий» от демократической ориентации, которую сменила ориентация имперская. Г-н Кожокин успел наговорить устно и письменно немало нелепостей об Украине, вроде того, что Украина для России то же самое, что ГДР для ФРГ, и поэтому следует стремиться к скорейшему возвращению Украины «в лоно».
На этот раз г-н Кожокин сразу же объявил, что для российского политикума и для средних россиян Виктор Ющенко — человек непонятный. Естественно. Суверенитет не сдает, язык не сдает, от национальной истории не отрекается, на карачках перед Кремлем не ползает во имя дружбы с Россией. Действительно, так он не похож на всевозможных малороссийских холуев, к которым в Москве привыкли, что впору соседям озадачиться. Этот ведь совсем не тот типаж, который империи культивировали в Украине. Вот Янукович — тот, Литвин — тот, Симоненко — свой в доску. А это нечто странное появилось. Как всегда, прозвучали обвинения (дежурные) в русофобии, можно подумать, что сам факт независимости Украины глубоко оскорбляет каждого россиянина, от академика до алкаша из подворотни.
Не мог г-н Кожокин избежать обязательного репертуара российского гостя, рассыпаясь в излиянии добрых чувств к Украине, что однако не помешало ему по-хозяйски влезть в украинские дела. Нашего Президента Кожокин объявил проигравшим политиком. Ну, это мы еще посмотрим. Помним ведь, как в Кремле кое-кого в Украине объявляли победившим политиком... А Тимошенко Кожокин очень хвалил за склонность к компромиссам. Может, имеется в виду газовый «компромисс»? Это теперь так называется капитуляция? Затем Кожокин приступил к расхваливанию Януковича и даже сказал, что он что-то там отстаивал в Москве, якобы даже украинские интересы... Тут же доморощенные деятели, обуреваемые неудержимым малороссийским инстинктом нажаловаться чужим на своих, начали вываливать Кожокину компроматы. Регионал Ярослав Сухой резво наябедничал московскому начальнику на Тимошенко, мол, она писала статью о том, как остановить Россию. Его «партайгеноссе» Азаров пожаловался представителю «центра», что в Украине «запретили в школах в рабочее время общаться на русском языке». К сожалению, Николай Янович ввел своего московского слушателя в заблуждение. В постановлении сказано, что в рабочее время в школах преподаватели и персонал должны общаться на украинском языке, но в школах национальных меньшинств наряду с украинским может использоваться в общении и язык данного национального меньшинства. То есть распоряжение касается почти исключительно украиноязычных школ и является вполне логичным и справедливым. Ведь если учитель в школе, где все предметы преподаются на украинском языке, выходит из класса, где провел урок, например, географии на украинском, вдруг переходит на другой язык на перемене , то это неизбежно вызывает некоторые ощущения неадекватности у учащихся. С удовольствием выслушав жалобы регионалов, г-н Кожокин тут же устроил Украине «мастер-класс» по правам человека. Жаль, что без выезда на «плэнер» в Чечню, Ингушетию или на Пушкинскую площадь в Москве во время разгона там митинга «Другой России».
А у Шустера славили Партию регионов, так сказать «ум, честь и совесть нашей эпохи». Г-н Ефремов, удивительным образом успевший присутствовать и на «Интере», и на ТРК «Україна», провозглашал здравицы в честь вождя и учителя, большого друга украинского народа, крупнейшего политика настоящего времени Януковича. Регионал Ефремов призывал повернуться лицом к экономике. Дельное предложение. Вот только непонятно, почему наша, управляемая олигархами всей мастей, в том числе и региональными, экономика из года в год делает богатых еще богаче, а бедных еще беднее.
Правду-матку «резал» присутствующим академик и спикер Литвин. В частности, он даже признался, но почему-то во множественном числе: «Все, что мы делаем, направлено на подрыв основ государственности». Владимир Михайлович случайно имел в виду не им же озвученное в Москве предложение поручить охрану морских рубежей Украины российскому флоту, вместо украинских моряков?
У Киселева легендарный Степан Илькович Хмара предъявлял счет г-же премьеру, обвиняя ее в популизме за гос.счет, в газовой капитуляции в Москве. Киселев упорно, но безуспешно, пытался пана Хмару прервать. Долго и безрезультатно обсуждали тему коррупции в Украине. Зам. Генерального прокурора Ренат Кузьмин отчитался перед публикой: за 2009 г. не привлечен к ответственности ни один депутат Верховной Рады Украины, ВР Автономной Республики Крым, ни один областной депутат. В общем, «рыба гниет с головы». Но универсальное средство в борьбе с коррупцией Ренат Кузьмин видит в возрождении... советского «Народного контроля». Это даже не «ха-ха». Сиречь, не смешно. Неужели зам.генпрокурора забыл, чем в ССССР был этот самый «Народный контроль»? Он ведь действовал в жестких рамках, дозволенных райкомом, горкомом и обкомом. Его задача состояла в том, чтобы «гонять» сантехников и базарных торговцев, начальников ЖЕКов и таксистов, директоров предприятий «Общепита» и т.д. Это выпускало пар и отвлекало внимание от истинных крупных коррупционеров. Какой «Народный контроль» мог приблизиться к советскому супер-мафиозо Медунову, секретарю Краснодарского крайкома КПСС? Там замы советского ген.прокурора инфаркты получали, пытаясь расследовать многотрудную деятельность властителя Кубани ...
Будем считать, что уважаемый г-н Кузьмин тонко пошутил. Позволю и себе внести предложение о борьбе против коррупции. Если руководители государства, политические лидеры, председатели партий, главы администраций сами не будут совершать коррупционных действий и очистят от коррупционеров свое ближайшее окружение, то мы действительно приблизимся к победе над этим злом. Тут нужен «эффект Тараса Бульбы». После решения им вопроса с сыном Андреем вряд ли кто в казачьем войске сомневался в абсолютной готовности атамана искоренить измену. А то ведь у нас часто борьба с коррупцией превращается в сведение личных счетов. Степан Хмара сослался на дело бывшего главы администрации Броварского р-на, которого обвинили в получении взятки в ... 42 миллиона долларов. Это, между прочим, два грузовика.
Удивительное дело. Чем больше у нас кричат о борьбе с коррупцией, тем больше ее становится. Тут ведь вот еще какая история. В условиях кастово-кланового общества и тотальной продажности, когда права среднего человека никак не защищены, часто именно взятка является единственным спасением, единственной возможностью решить насущный вопрос. Не поняв этого трагического парадокса, вряд ли можно успешно бороться с коррупцией. Нельзя лечить болезнь, не зная ее причин и особенностей протекания недуга.
А у Шустера в это время происходило что-то вроде скандала. Савик коснулся проблемы травли в России известного бывшего ( а, может, уже и нынешнего?) диссидента и политзаключенного г-на Подрабинека, написавшего статью-протест против запрещения в Москве по настоянию коммунистических ветеранов названия «Шашлычная Антисоветская», где, кстати, в советские времена действительно собирались известные московские интеллигенты, которые советскую власть, мягко говоря, недолюблювали. Подрабинек противопоставил красным ветеранам других, антикоммунистических, воевавших против тоталитарного режима в лесах Литвы и Западной Украины. Шустер устроил в студии телемост с Подрабинеком. Это вызвало истерику у части присутствовших лиц. В частности, нардеп-коммунист набросился на Шустера, обвиняя его и московського правозащитника Подрабинека в «пропаганде бандеровцев». Коммунист кричал громко, но не убедительно, а как-то растерянно. Он не нашел ничего лучшего, как обвинить Шустера в том, что тот подкупает аудиторию в студии за ...50 гривен. Савик резонно ответил, что люди, приезжающие на передачу из регионов, должны целый день что-то есть. Вот они на эти 50 гривен и питаються. Очень скромно, между прочим.
Наезжал на Шустера и нардеп от ПР Ефремов, обвиняя журналиста в провокациях. Но Савик сказал: «Мы, журналисты, все равно будем говорить правду, даже если вы, политики, будете называть это провокациями». И тут он проговорился: «Конечно, вы можете меня убрать, изгнать из этой передачи»... Видимо, отношения между Савелием Шустером и его работодателем из Партии регионов становятся все менее безоблачными. А «сталинским соколам» Шустер процитировал слова знаменитого советского киноактера Георгия Жженова о том, что в 1945 году была побеждена только одна ипостась фашизма, а другая, гораздо более подлая и циничная, еще долго существовала в СССР. Экстаз среди «сталинских соколов» был неописуемым. Мустафа Найем собрал в Севастополе перед телекамерой кучку местных патологических украинофобов, один из которых заявил, что «украинский язык является аморальным языком». Без комментариев. Удивляет, что Мустафа не увидел в Севастополе сторонников Украины, каковых там многие тысячи, несмотря на попытку убедить, что все в городе придерживаются исключительно пророссийской ориентации. Видать, Мустафу уже убедили.
Правда, в эфир прорвался молодой севастополец, задрапировавшийся в украинский государственный флаг и выразивший иное мнение, чем собранные Найемом украинофобы. Жаль, что украинские (?) СМИ отличаются такой односторонностью видения, когда особое внимание почему-то привлекает явный маргинал, жалующийся на то, что его «тонкую натуру» оскорбляет украинский язык. Развеселила и несколько разрядила напряжение в студии г-жа Богословская, заявившая, что именно такие , как она, должны прийти к власти. Она пугала Турцией и требовала на вечные времена сохранить в Крыму российский флот. Мысль о необходимости укрепления украинского флота в такую голову, конечно, прийти не могла...
Как всегда, несчесть было призывов к дружбе и братству с северо-восточным соседом и упреков по адресу украинского руководства, которое-де с Россией «недолюбливает и недодруживает». К здравому смыслу призвала нардеп Лиля Григорович, напомнившая, что даже такой пламенный друг Москвы, как Лукашенко, проявивший титанические усилия на ниве дружбы с соседом, сплошь и рядом оказывается ему не угоден. В общем, живости, страстности, эмоций передачам на «Интере» и ТРК «Україна» вполне хватало. Но за счет глубины и убедительности, к сожалению...