Битва с коррупцией в Украине в очередной раз провалилась

28.12.2009 в 14:58

Подробности

 

Бороться с коррупцией Украина начнет в День дурака. Верховная рада Украины отсрочила вступление в силу антикоррупционных законов. Теперь борьба с мздоимством и злоупотреблением служебным положением по-новому будет вестись не с 1 января, а с 1 апреля 2010 года.

В новый год со старой коррупцией

По данным авторитетной международной компании "Транспэренси Интернейшнл", Украина занимает 134 место из 180 стран по уровню подверженности коррупции. Чем выше место в списке, тем меньше страна подвержена коррупции. Украина делит свою позицию с такими странами как Либерия и Никарагуа. В одном лишь 2008 году Служба безопасности Украины составила более 4,5 тысяч административных протоколов о коррупционных действиях среди чиновников. Проблема украинской борьбы с коррупцией тревожит и наших европейских соседей. Те называют ее основной причиной, затрудняющей путь к членству Украины в ЕС. Хане Северинсен, европейский чиновник со стажем, многолетний докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по выполнению Украиной своих обязательств перед СЕ, во время своего недавнего визита в Киев отметила роль коррупции в том, что Украине не предлагают членства в Евросоюзе. "Почему вы ждете, а не принимаете реальные меры по борьбе с коррупцией?" - удивлялась Северинсен отношению украинцев к этой серьезной проблеме.

23 декабря украинский парламент подтвердил опасения госпожи Северинсен – антикоррупционные законы было решено ввести в силу не до, а после президентской кампании и с существенными изменениями. Нынешнее же антикоррупционное законодательство вряд ли можно назвать совершенным. В ходе пресс-конференции 23 декабря 2009 года консультант по антикоррупционным программам Центра общественной экспертизы Максим Борода заявил: "Большинство нормативно-правовых актов в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией сформулированы в виде деклараций и политических целей, а не конкретных мер, и не имеют чётко определенных сроков реализации". Его поддержал председатель правления Центра Любомир Черный, по мнению которого среди законодательных актов "преобладают подзаконные нормативно-правовые акты, которыми утверждаются различные государственные программы, концепции, планы действий и мероприятия, и только незначительную их часть составляют законы, большинство из которых носят рамочный характер". Поэтому борьба с коррупцией в нашей стране и принимает вид борьбы с тенью. В этом отношении законы, с вступлением которых в силу 1 января отменялось старое антикоррупционное законодательство, могли значительно улучшить ситуацию в Украине.

Но не случилось. Не помогла даже присущая многим народным избранникам и высокопоставленным украинским чиновникам тяга к деньгам. Несмотря на то, что с февраля 2010 года Украина может вернуться в черный список FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), а значит – будут введены запреты на ряд финансовых операций на международном рынке для нашей страны. "Невзирая на семилетнюю активную работу правительства Украины и парламента и долгожданное принятие 393 народными депутатами Верховной рады нового базового закона в ноябре текущего года, Украина включена в число 25 стран, которые имеют реальный шанс оказаться вне пределов цивилизованного финансового мира и ощутить на себе весь груз санкций", - говорится в заявлении Государственного комитета финансового мониторинга. Риски возросли из-за применения Ющенко вето на закон "О предотвращении и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма". Дополнительная же отсрочка введения в действия новых законов по борьбе с коррупцией может лишь усугубить ситуацию. Тем более, что времени у Украины в обрез – по данным Госкомфинмониторинга, 21-22 января 2010 года контрольная группа FATF по вопросам международного сотрудничества окончательно определит перечень высоко рисковых юрисдикций и рассмотрит итоговые отчеты по разным странам. FATF является влиятельной межправительственной организацией, в состав которой входят 37 государств. Членом FATF является и Россия – страна, с которой у Украины самый большой товарооборот. Но вся шаткость украинской позиции не мешает президенту, хвалящемуся своими антикоррупционными инициативами налагать вето на закон  о финансовом мониторинге. Не отстают от президента и "протимошенковские силы". Инициатором отсрочки введения в силу пакета антикоррупционных законов был народный депутат Олег Новиков, которого издание "Зеркало недели" называет лицом, близким к министру внутренних дел Юрию Луценко.

Власть за коррупцию

Юрий Луценко, чей товарищ по фракции так решительно выступил за отсрочку борьбы с коррупцией, сам неоднократно заявлял, что без внебюджетных фондов его ведомство долго не протянет. "Мы должны зарабатывать через платные услуги и благотворительные фонды. Если с 1 января это остановится, милиция будет неэффективно работать, как и другие силовые структуры", - цитирует "Зеркало недели" главного милиционера страны. Что интересно, в таких странах, как Великобритания, министерство внутренних дел прекрасно обходится без внебюджетных фондов. В ряде стран такое финансирование вообще законодательно запрещено. В Украине же такое финансирование составляет, если верить министру внутренних дел, 75%. А слова Луценко про "заработок через платные услуги" силовых структур вообще внушают удивление, граничащее со страхом: ладно, МВД, предоставляет услуги охраны, но какие услуги предоставляют "другие силовые структуры"? Неужто СБУ и армия тоже вынуждены подрабатывать таким образом? В ведении МВД находится борьба с коррупцией. Термин "коррупция" применим и к внебюджетному финансированию органов власти частными лицами или компаниями. Такое финансирование в Украине возможно благодаря многочисленным благотворительным и специальным внебюджетным фондам, о которых так печется министр внутренних дел. Таким образом, вместо того, чтобы коррупцию побороть, правительство борется с противодействием коррупции. Хоть в этом оно солидарно с президентом. И тут уже 21 антикоррупционный акт Кабинета министров и 18 таких же актов президента, принятых на протяжении этого года, не играют особой роли. Ведь большей частью они носят декларативный характер.

Секрет подобного единства прост – выборы. Разве можно будет финансировать нынешние выборы, и использовать админресурс при антикоррупционном законодательстве, которое разрабатывалось при участии заграничных экспертов? А так можно будет и "пожертвовать" в фонды необходимое количество денег, чтобы обеспечить "посильную помощь" правительственного учреждения в выборах. В условиях, когда благодаря правительству так и не принят бюджет, а, значит, и у госслужащих нет уверенности в стабильной прибыли, взятки будут наиболее действенными. А ведь на носу рождественские праздники. В это время в Украине принято помимо колядок еще и "засевать" помещения. Львовский судья Зварыч показал, что это можно делать не только медяками. Ну и без новогодних подарков не обойтись. Тем более, что высокопоставленным чиновникам нечего бояться. Эксперты по борьбе с коррупцией приводят интересные цифры. Оказывается, до суда доходят лишь 40% коррупционных дел, из 24 задач противодействия коррупции, определенных СНБОУ в октябре 2008 года, выполнено меньше трети, а из должностных лиц к административной ответственности привлекаются в основном госслужащие 5-7 категории. В отношении народных депутатов и депутатов советов регионального уровня за 10 месяцев этого года ни разу не составлялись протоколы о коррупции. И хотя правительство обязало чиновников отдавать дорогостоящие подарки в казну, никто и никаким образом проконтролировать этого не может: во-первых, факт дарения должен быть доказан. Если чиновник и даривший захотят сохранить все в тайне – так оно и будет. Поэтому слова Луценко о борьбе с коррупцией, прозвучавшие 27 декабря в Ивано-Франковске выглядят издевкой: "Уже не будет такого состояния, когда президент страны вспоминает о борьбе с коррупцией за 40 дней до выборов. У Тимошенко все получится, потому что она что декларирует, того добивается". И президент, и премьер-министр за все годы пребывания в должности так и не побороли коррупцию. Более того, за эти годы показатели Украины ухудшились. Так что декларации остались лишь декларациями. И что характерно, в такой "борьбе с коррупцией" помогают Ющенко и Тимошенко их "заклятые друзья" из Партии регионов, выступая за отсрочку введения в действие нового антикоррупционного законодательства. Из 241 депутата, голосовавшего против введения новых законов в силу с 1 января, 172 – "регионалы". В оставшееся до вступления законов в силу время депутаты планируют предложить к ним ряд поправок. И вряд ли эти поправки будут направлены на усиление борьбы с коррупцией.

 

Борис Рудь

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив