"Перезагрузка" в тумане
Визит Хейга прояснил, что перспектитвы "перезагрузки" отношений с Москвой весьма туманны
С 12 по 13 октября состоялся визит министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга в Москву. Британец встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Встречу вряд ли можно назвать результативной – существенного потепления отношений между Россией и Великобританией не будет.
Вокруг да около проблем
Отношения между Россией и Великобританией переживают далеко не лучший период. Традиционные противники на международной арене, эти государства всегда не очень ладили друг с другом. а в последние годы - тем более. Так, Британия не может забыть закрытия в России офисов Британского совета. А еще британцы так и не дождались от России выдачи бизнесмена Андрея Лугового, которого подозревают в убийстве экс-сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко. Сами россияне считают, что нынешняя напряженность в отношениях с Великобританией проявилась именно с этим делом. По словам члена Общественной палаты РФ Александра Никонова, к "делу Литвиненко" "Россия вообще не имеет ни малейшего отношения как государство, и корни этого дела надо искать в самой Великобритании". "От нас в этой ситуации, честно говоря, мало что зависит. Наверное, нам очень сложно доказать британской стороне, что мы не убиваем британских граждан на её территории", - говорит Никонов. Официальная же позиция российского государства была выражена на встрече министров главой российского МИДа. "Проблемы в отношениях есть. Наверное, трудно представить любые двусторонние отношения, в которых вообще никаких вопросов не возникает, в том числе существует и проблема, связанная с так называемым делом Литвиненко. Мы подтверждаем нашу позицию, что мы готовы к сотрудничеству на основе российских законов", - сказал Лавров. Британский посол в свою очередь уклонился от ответа на вопрос по поводу официальной позиции Великобритании по "делу Литвиненко". "Мы здесь сейчас не для того, чтобы объявить о каких-то изменениях в нашей позиции по этому делу, но мы могли бы достичь реального прогресса в сфере экономики, в области обмена знаниями, и об этом мы говорили", - осторожничал Хейг.
Впрочем, у России есть и свои счеты к Великобритании. Правда, на официальной пресс-конференции глав внешнеполитических ведомств они озвучены не были. Но это не значит, что их нет. Россия не может простить Туманному Альбиону укрывательство на своей территории опального олигарха Бориса Березовского, преследуемого по делу о похищении человека экс-главы "Евросети" Евгения Чичваркина и одного из лидеров чеченских боевиков, члена правительства непризнанной Республики Ичкерия Ахмеда Закаева. " На территории Великобритании в настоящее время проживает порядка 200 человек, который находятся в розыске в РФ… Великобритания рассматривается в качестве "тихой гавани" для людей, которые не в ладах с российской властью. Кроме того, там достаточно свободно себя чувствуют и представители ряда группировок, которые в РФ считаются террористическими, связанными с чеченским подпольем", - отмечает Никонов. Тем не менее, этот вопрос тоже не был поднят на переговорах министров.
Таких спокойных переговоров от Хейга и Лаврова явно не ожидали. Если уж с "делом Литвиненко" все "замяли", Закаева и Березовского не вспомнили, то в вопросе грузино-российской войны бритты с русскими уж точно "преломят копья", думали наблюдатели. Но не тут-то было. Дипломатичности Хейга и обходительности Лаврова 13 октября можно было позавидовать. "Между Россией и Грузией есть разногласия, и мы не собираемся здесь заявлять, что все различия в подходах к проблеме Грузии разом отменены. Да, у нас различные точки зрения, но очень важно, что мы можем работать вместе по таким важным вопросам, как Иран, Афганистан, мирный процесс на Ближнем Востоке, нераспространение ядерного оружия и изменения климата", - заявил Хейг. "Мы затрагивали ситуацию вокруг Грузии прежде всего в контексте того кризиса, который был создан в августе 2008 года в результате нападения грузинских войск на югоосетинские населенные пункты и на миротворцев... Еще раз подчеркну, у нас две нормальные страны, два нормальных правительства и мы заинтересованы в прагматичном обсуждении всех без исключения вопросов, включая те, по которым у нас не совпадают позиции", - поддержал коллегу Лавров. Казалось бы, так и до "перезагрузки" между Великобританией и Россией недалеко. Но так кажется только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении оказывается, что отношения между двумя крупнейшими игроками на мировой политической арене не потеплели.
"Англичанка" продолжает "гадить"
С визитом в Россию Хейга российская сторона связывала надежды на потепление отношений с Великобританией. Хейг – бывший лидер Консервативной партии Великобритании, извечного соперника Лейбористской партии. С представителями последней у россиян всегда были проблемы. Именно при лейбористском кабинете Тони Блэра началось ухудшение отношений Великобритании с Россией: Туманный Альбион стал принимать таких "беженцев" из России, как Березовский, Закаев, Чичваркин. Впрочем, это – давняя традиция. "В Великобритании также было очень большое количество русских террористов конца XIX и начала XX века, убивших несколько десятков официальных лиц в России. Они спокойно уезжали в основном в Великобританию и пользовались там славой борцов за свободу", - отмечает Никонов. Именно при лейбористах Великобритания решительно осудила вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Да и до августа 2008 года британское правительство осуждало Россию за военные операции в Чечне. Казалось бы, победа на выборах 2010 года альянса консерваторов и либеральных демократов должна была обрадовать Россию. Но все не так-то просто. Лидер консерваторов – Дэвид Кэмерон, будучи лидером парламентской оппозиции в Великобритании, в 2008 году в своей статье для "Sunday Times", озвучивая свою позицию в отношении российско-грузинской войны, писал: "Мы должны дать ей (России – ред.) понять, что выбранный путь ведет к изоляции... Мы должны исключить Россию из G8 и отсрочить переговоры о партнерстве с Европейским Союзом. Российская элита ценит привязанность к Европе — к шопингу и проведению роскошных выходных. Нам стоит изучить вопрос визового режима с Россией. Российская армия не должна маршировать по другим странам, в то время как русские покупатели гуляют по магазину "Селфриджес"". Хотя за год перед этим Кэмерон отмечал, что Запад должен показать России, что у него нет "никакого заговора" по отношению к ней. Мало того, Россия и Запад должны сотрудничать по ряду международных проблем, в том числе и по проблеме Ирана.
Прошло несколько лет. И вот министр кабинета Кэмерона подписывает соглашение о совместных действиях Великобритании и России по проблематике Афганистана. С подписанием этого соглашения две страны обязуются сотрудничать в деле пресечения нелегального оборота наркотиков из Афганистана, поддерживать правительство Исламской Республики Афганистан, усилить обеспечение безопасности в регионе. Более того, в документе говорится о необходимости "продолжить сотрудничество в Совете Россия-НАТО, учитывая положительную роль транзита через территорию Российской Федерации поставок имущества и оборудования для нужд Международных сил содействия безопасности". Казалось бы, в рамках такого сотрудничества нужно интенсифицировать обмен опытом спецслужб двух государств. Но тут Великобритания отказывается возобновлять сотрудничество с российскими спецслужбами, прерванное как раз из-за дела Литвиненко. "Это не останавливает нашу совместную работу по предотвращению наркотрафика, по борьбе с международной организованной преступностью, преступлениями в сфере эмиграции и компьютерных технологий", - пытался сгладить конфликтную ситуацию Хейг. И хотя его российский коллега пытался объяснить, что в таком случае контртеррористическая деятельность государств будет не столь эффективной, Хейг был непреклонен.
"Для нас Россия — ключевой партнер", - заявил Хейг в интервью "Новой газете". Тем не менее, "ключевому партнеру" не стоит расслабляться. Бритты, по словам Хейга, не будут упускать из виду урегулирование российско-грузинских отношений, проблему в Приднестровье. Кроме того, британский министр поднимал тему Ходорковского и других политзаключенных, подчеркнув однако, что "это, конечно, внутренние вопросы России и россиян". Вместе с тем, российским правозащитникам Хейг заявил, что тему прав человека британские власти считают очень важной и не рассматривают её обсуждение как вмешательство во внутренние дела другого государства. Таким образом, Великобритания и дальше будет критиковать действия властей России в отношении политической оппозиции. Визит министра иностранных дел Великобритании в Россию показал: до перезагрузки между двумя странами еще далеко. Каким бы выгодным союзником для Туманного Альбиона ни был бы Кремль, однозначного одобрения всех его действий, а значит и потепления в двухсторонних отношениях не будет.
Борис Рудь