'Холодная война' продолжается

13.07.2009 в 15:45

ИноСМИ

 

Недавний саммит в Москве не развеял подозрений о том, что Россия тоже потеряла свою империю, но не нашла себе новую роль, как в свое время сказал о Великобритании Дин Ачесон (Dean Acheson). Но едва закодированное предложение Барака Обама, сделанное Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, которое заключалось в обмене противоракетного щита на помощь в Иране подтвердило логическое обоснование, постоянно отрицаемое Западом, и состоящее в том, что настоящими причинами 'холодной войны' были борьба за власть, влияние и территорию, а не идеологические споры.

С тех пор это соревнование потеряло свою остроту, но оно продолжается. Среди других жертв этой продолжающейся схватки оказались и российско-индийские отношения, пострадавшие за последние несколько лет, пока Индия стремилась 'перезагрузить' (используя терминологию Обамы) свои отношения с США. Теперь, пример Америки показывает, что для Индии не менее важно не пренебрегать Россией. Удастся ли это сделать, не рискуя при этом тесными американо-индийскими связями, построенными Манмоханом Сингхом и Джорджем У. Бушем, в первую очередь зависит от администрации Обамы, которая до сих пор не продемонстрировала никаких признаков того, что считает Индию приоритетом своей внешней политики.

Помпезное видение Медведева - 'Такие сильные государства, как Россия и Америка, несут на себе особую ответственность за все, что происходит на этой планете' - демонстрирует российское самовосприятие. Очевидно, что США видит свои партнерские отношения с бывшей сверхдержавой несколько иначе. Обама избежал мании величия Ричарда Никсона, назвавшего формальное окончание 'холодной войны' началом эпохи 'всеамериканского мира' (Pax American) и не совершил ошибки Буша, который относился ко всем, кто не поддерживал всем сердцем его агрессивность, как к врагам. Но российские аналитики все равно посчитали его панегрики демократии и критику коррупции 'менторскими' и 'разговорами свысока'. Временами, особенно, когда он говорил российским студентам о том, что им 'предстоит решать' будущее страны, Обама звучал так, будто угрожал Москве сменой режима.
      
Хорошо смеется тот, кто смеется последним, и у россиян, принимающих Обаму, был шанс посмеяться, когда он предупредил, что великая держава 'не демонстрирует свою силу, доминируя или демонизируя другие страны' или сказал, что империи не могут 'обращаться с суверенными государствами, как с пешками на шахматной доске'. Обама говорил о Грузии и Украине, но россияне легко могли бы спросить: 'А что тогда США делали в Ираке? Что они сейчас делают в Афганистане?' Осуждение военной силы звучало особенно неубедительно, учитывая тот факт, что вооруженные силы США являются опорой Североатлантического альянса, который продолжает расширяться и усиливаться в то время, как Варшавский договор уже давно прекратил существовать.

Военный бюджет России составляет всего 11 процентов от военного бюджета Америки. Более 70 процентов из 10 000 российских боеголовок находятся в неработающем состоянии. Западные наблюдатели считают, что к 2020 году Россия сможет поддерживать не более 500 ядерных боеголовок. Из 5200 ядерных боеголовок, находящихся на вооружении США, 2700 являются полностью действующими. Американская экономика в 14 раз крупнее российской, а население России, на сегодняшний день составляющее 142 миллиона человек, должно, по оценкам экспертов, снизиться до 107 миллионов человек в течение следующих 40 лет.

В этих обстоятельствах соглашение заменить договор СНВ 1991 года на новый могло стать уступкой Москве. Если обе стороны урежут свои ядерные арсеналы до 1500-1675 боеголовок, Россия сможет избавиться от своего стареющего арсенала, не потеряв при этом ни престижа, ни серьезного стратегического преимущества. В любом случае договор СНВ-1 должен был истечь в декабре, и его давно нужно было пересмотреть. С политической точки зрения более важным выигрышем визита Обамы стало соглашение, которое позволит США совершать 4500 рейсов в год через российское воздушное пространство, перевозя свои войска и припасы в Афганистан, где Обама предпринимает новую попытку нанести поражение талибам и поддержать режим Хамида Карзая накануне назначенных на 20 августа президентских выборов.

Можно поспорить, что попытки США - это напрасные усилия. Что бы не обещали правители Пакистана, их сотрудничество не может быть чистосердечным, учитывая тот факт, что врагом, с которым они якобы борются, является еще одна исламская сущность, которую они сами, к тому же, и создали. Коррумпированное правительство Карзая явно неэффективно. Афганские племена всегда поддерживают победителя или того, кто им больше заплатит. Провинция Гильменд, где происходит большинство боев, является основным местом производства маковой соломки, которая делает Афганистан производителем 90 процентов мировых объемов героина. Кроме того, история показывает, что так называемые Международные силы содействия безопасности, которые являются фиговым листком для вооруженных сил США, участвуют в заранее проигранной борьбе. Картина леди Элизабет Батлер (Elizabeth Butler), посвященная приезду доктора Брайдона в Джелалабад, изображает оставшегося в живых человека, бывшего в январе 1842 года частью британской армии в 4500 солдат и офицеров и 12 000 маркитантов. Они разделили ту же судьбу, которая, спустя сто с лишним лет, нанесла поражение советским захватчикам.

Как бы то ни было, разрешение на пролет над территорией России, подписанное безо всякой истерики, которая сопровождала сходное разрешение, подписанное в 1991 году индийским премьер-министром Чандрой Шекхаром (Chandra Shekhar), демонстрирует, что Москва принимает во внимание общие политические цели. Победа Международных сил содействия безопасности в Афганистане важна для русских из-за движений исламского сепаратизма, развивающихся в южных регионах страны. Они не хотят возобновления чеченской войны или повторения текущего восстания жителей Синьцзяна против правления ханьцев. Страх исламского фундаментализма приводит к неожиданным союзам.

Это не означает, что Россия поддерживает все цели США. Центральным элементом дипломатии Обамы была задача получить поддержку Медведева и Путина, который считается самым влиятельным человеком в России, несмотря на свой статус премьер-министра, и которого Обама лишь неделю назад раскритиковал, обвинив в том, что тот 'одной ногой стоит в прошлом', с целью убедить Иран отказаться от своих ядерных амбиций. Предложение подразумевало, что если они поддержат его против Ирана, США могут рассмотреть вопрос отказа от противоракетного щита, который они собираются установить в Польше и Чехии. Обама вновь заявил, что щит нацелен на то, чтобы 'предотвратить потенциальную атаку из Ирана'.

Россия, строящая первую АЭС Ирана, скептически относится к этому объяснению и выступает против карательных мер, которые США и Европа хотят применить к Ирану. Медведев стал первым мировым лидером, встретившимся с Махмудом Ахмадинежадом во время неистовых процессов против его победы на президентских выборах, прошедших в Иране 12 июня. Москва уверена, что американский противоракетный щит не только не является сдерживающим средством против Ирана, но и представляет собой 'прямую угрозу' 'целостности и существованию' России. Решимость США расширить НАТО и включить в него бывшие советские республики лишь подкрепляет российские страхи того, что страна будет полностью окружена.

Исторически Россия считает регион, называемый ею 'ближнее зарубежье', своим задним двором, охраняемый невидимой Доктриной Монро. Американское признание отделения Косово от Сербии и попытки привести Грузию и Украину в НАТО видятся из Москвы как современный эквивалент провокации, когда СССР разместили свои ядерные ракеты на Кубе. С этой точки зрения, российское вторжение в Грузию, произошедшее в августе прошлого года, можно сравнить с реакцией президента Джона Кеннеди на кубинские ракеты.

Эта патовая ситуация ставит Манмохана Сингха в затруднительное положение. Индия не может игнорировать свое традиционное стратегическое партнерство с Россией, ведь, несмотря на то, что Россия больше не является единственным поставщиком для индийской армии, авианосцы и ядерные подлодки России по-прежнему остаются ценными активами. Индия также должна найти твердый и согласованный ответ на усиление Китая. Кроме того, не существует никаких причин, по которым Индия должна необоснованно отвернуться от Ирана, чьи нефть и газ, общая граница с Афганистаном, стратегический потенциал в отношении Пакистана и независимая внешняя политика делают его желанным союзником. Если Иран подвергают остракизму за его предполагаемую бомбу, Пакистан следует наказать гораздо более сурово за ее реальный ядерный арсенал.

Запоздалые планы Хиллари Клинтон (которая вскоре должна приехать в Индию) вселяют надежду на то, что спасти хоть часть доверия, достигнутого Манмоханом Сингхом и Джорджем Бушем, еще возможно, несмотря на расходящиеся позиции по вопросам изменения климата и Всемирной торговой организации. США нужны Индии не меньше, чем всегда, и для сотрудничества по ядерным вопросам и для региональной безопасности. США тоже должны знать, что абсурдно надеяться, что стабильную, демократическую Южную Азию можно построить на основании двух феодальных теократий без активного участия единственной демократической страны в регионе, которая, к тому же, является крупнейшим демократическим государством мира.

Тем временем, не считая некоторых положительных результатов, столкновение Обамы с Медведевым и Путиным подтверждает, что 'холодная война' продолжается на Балканах.

 

Сунанда Датта-Рэй, "The Telegraph", Индия

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив