Apocalypse now: чем мог обернуться захват Николаевской нефтебазы

29.01.2021 в 18:07

За чередой событий, которые происходили в Николаеве в конце прошлого года, многие не оценили масштабы другого события. Николаевцы пребывали в ожидании локдауна, представляли для себя, как его проведут, как он отразится на нас всех и на каждом в частности, что будет во время его, что после. И захват нефтебазы, который произошел 25 декабря, для многих выглядел как вполне себе рядовое происшествие, эдакий местный «экшн», каких у нас за последние годы и так «выше крыши». Подумаешь — какая-то нефтебаза, какой-то захват. Мало ли, что у нас захватывают.

Между тем, если разобраться, произошло событие не просто из ряда вон выходящее — произошло то, что при любом неудачном раскладе могло бы вылиться в катастрофу даже не городского, а общегосударственного масштаба. Забегая наперед, скажем сразу: все закончилось хорошо — «захватчики» с территории предприятия были выдворены, объект возвращен его законным собственникам. Тем не менее, ситуация требует определенного анализа и выводов, и скоро читатель поймет, почему. Мы провели небольшую ретроспективу и предлагаем посмотреть на ситуацию с другой стороны — что МОГЛО бы произойти, если бы эта история закончилась иначе.

 

Как развивались события

 

Утром в пятницу, 25 декабря, группа неизвестных в составе примерно 40 человек, в черной униформе и масках на лице, ворвалась на территорию нефтебазы, расположенной на улице Железнодорожной. Непрошеные гости заняли проходную, вышвырнули охрану и впустили на территорию через ворота несколько автомобилей. Оставив около десятка человек у ворот для охраны, неизвестные ушли дальше на территорию. Рейдеры воспользовались моментом, когда с территории выезжал автомобиль, и успели заскочить через открытые ворота.

Охранники вызвали полицию, однако прибывших патрульных на территорию также не пустили. Один из «захватчиков» сообщил полицейским, что они являются представителями нового владельца, который якобы купил этот объект.

Вскоре на место происшествия прибыли дополнительные силы полиции, в том числе бойцы отрядов специального назначения «ТОР» и «КОРД». На базу прибыл также представитель собственника предприятия, который заявил, что этот объект никому не продавался и что имеет место обычное рейдерство. Представитель хозяина также сообщил, что если неизвестные сами не уйдут, территория нефтебазы может быть освобождена с применением силы.

 

Apocalypse now: чем мог обернуться захват Николаевской нефтебазы

 

Сразу за воротами, на территории базы стояли автомобили с номерными знаками «Спрут», что дает основания полагать, что силовое прикрытие осуществляли представители именно этого охранного предприятия. Стало известно, что сотрудники этой фирмы, прибывшие в Николаев из Киева, вооружены травматическими пистолетами «Форт-17».

Интересно, что рейдеров, ворвавшихся на территорию нефтебазы, сопровождали… сотрудники полиции охраны! Полицейские пояснили, что у них заключен договор с «новым владельцем» и они выполняют свои обязательства согласно этому самому договору.

Кроме того, в захвате предприятия принимали участие несколько десятков молодых людей спортивной внешности. Все они имели при себе удостоверения «журналистов» какого-то неизвестного никому издания. В подкрепление к удостоверениям у «журналистов» были деревянные биты, ножи и прочие «аргументы».

Вскоре выяснилось, что захват нефтебазы был осуществлен путем внесения фиктивных изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. В незаконном реестре были заменены как учредители предприятия, так и его директор. Изменения были внесены 18 декабря 2020 года — за неделю до захвата. Собственником нефтебазы теперь было указано предприятие «Максом Девелопмент ЛТД», которое зарегистрировано на Сейшельских островах, а в качестве директора — житель города Луганска некий Ковальский.

Представители владельца сообщили, что ни с предприятием «Максом Девелопмент ЛТД», ни с Ковальским никаких переговоров не вели, более того, не имеют ни малейшего понятия, кто это такие.

Директор нефтебазы обратился с заявлением в полицию — и та открыла производство по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 206 УК – «Противодействие законной хозяйственной деятельности».

После того, как было открыто уголовное производство, рейдеры пустили на территорию следственную группу, и в ходе осмотра территории был обнаружен ящик, в котором находилось более десятка бутылок с зажигательной смесью — так называемым «коктейлем Молотова». По словам источника, бутылки приготовили «захватчики» для обороны — на случай, если их попытаются силой выдворить с захваченного объекта. Момент, когда сотрудники правоохранительных органов вынесли ящик с «коктейлями Молотова» к воротам и осматривают его содержимое, зафиксировали камеры наружного видеонаблюдения.

Противостояние вокруг Николаевской нефтебазы продолжалось пять дней. Все это время территория предприятия контролировалась неизвестными. На проходной постоянно дежурили не менее четырех человек в черной униформе, вооруженных травматическими пистолетами.

30 декабря к воротам нефтебазы подошла группа людей, которую возглавлял директор предприятия, и адвокат, представляющий интересы законного владельца. Адвокат предъявил офицеру полиции, который возглавлял группу сотрудников Государственного управления охраны, документы, свидетельствующие о том, что сегодня в государственный реестр были внесены изменения, которые восстановили в правах законного владельца. Представители собственников потребовали от сотрудников полиции покинуть территорию.

Буквально через пять минут после того, как документ был зачитан, неизвестные в черном, которые и захватили нефтебазу, спешно покинули территорию, унося объемистые сумки с оружием. Сотрудники Государственной службы охраны пообщались с представителями собственника еще минут двадцать и также согласились с их доводами.

Таким образом, территория нефтебазы была полностью освобождена от неизвестных и взята под охрану фирмой «Виртус-Юг Секьюрити», с которой ранее заключил договор на услуги законный владелец.

 

Беды удалось избежать лишь чудом

 

А теперь давайте разберемся, что МОГЛО бы случиться, если бы ситуация на нефтебазе развернулась иначе.

Сразу оговоримся, что речь идет об одной из крупнейших нефтебаз не только в Николаеве, но и в Украине. На момент рейдерского захвата на базе хранилось около 50 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. В их числе — бензин, дизельное и авиационное топливо. Взрыв такого количества горючего был бы сопоставим со взрывом атомной бомбы — значительная часть Ингульского района была бы просто сметена с лица земли.

Нефтебаза — это промышленный объект для хранения нефти и нефтепродуктов, может быть перевалочным, распределительным, перевалочно-распределительным. Как правило, такое хранилище представляет собой подземные или надземные резервуары, а также платформу для приема и отгрузки хранящихся продуктов на транспорт (ж/д цистерны, автоцистерны, танкеры и прочее) или в нефтепровод. То есть, это по определению потенциально опасный объект, и чтобы на нем произошел пожар, достаточно зажженной спички, сигареты или искры на достаточном для этого расстоянии к одному из резервуаров, где это горючее содержится, или труб, цистерн и вагонов, по которым оно транспортируется. При этом опасным может стать расстояние в десятки метров, и человек — например, доставая спичку или зажигалку, чтобы закурить — может даже не знать, что рядом находится емкость с горючим. Но этого может стать достаточно, чтобы горючее сдетонировало.

Поэтому на таких объектах огромное внимание всегда уделялось соблюдению правил противопожарной безопасности. Каждый человек, который работает на нефтебазе, проходит специальную подготовку, в том числе и противопожарную, его инструктируют, его обучают.

Лица, которые захватили нефтебазу, ничего этого не проходили и о том, как следует вести себя на таких объектах, не имели ни малейшего представления. Свидетельством того, что эти люди были абсолютно неподготовленными, является их отношение к противопожарной безопасности. Достаточно привести незначительный, но очень красноречивый факт: они сняли большой огнетушитель с того места, где он должен находиться по правилам пожарной безопасности, и подтащили его к воротам — готовились отражать возможный штурм.

 

Apocalypse now: чем мог обернуться захват Николаевской нефтебазы

 

Однако это мелочь по сравнению с «коктейлями Молотова», найденными на захваченной территории. Они не были выставлены перед воротами, чтобы «напугать» владельца и его представителей, а были именно спрятаны на территории предприятия, рядом с емкостями, в которых находилось тысячи тонн горючего (!), в доступном для рейдеров месте, дожидаясь своего часа. То есть, захватчики всерьез планировали применить «коктейли Молотова», если представители собственника пойдут на штурм. К чему могло бы привести метание бутылок с зажигательной смесью на нефтебазе, трудно себе даже представить.

Будучи осведомлены о правилах пожарной безопасности и уже зная, какие «сюрпризы» приготовили для них люди, захватившие базу, сценарий силового возврата объекта настоящие его собственники отвергли сразу. Они решили идти правовым путем — через Министерство юстиции, восстанавливать данные, в которые незаконным путем были внесены изменения — и, таким образом, вернули себе право собственности на этот объект. Они не устраивали ни облав, ни силовых акций, а спокойно подошли к воротам нефтебазы, после чего адвокат объяснил находившимся на базе людям, что находиться на территории базы у них уже нет никакого права.

Нами приведены лишь некоторые факты, но они красноречиво свидетельствуют о том, КАК люди, находившиеся на захваченной нефтебазе, относились к противопожарной безопасности. Это доказывает, что перед захватом они не проходили никакого инструктажа, в ходе которого им рассказали бы, как не надо себя вести, и вероятность того, что произойдет катастрофа, была достаточно велика. Поэтому в сложившихся условиях был дорог каждый день. Сегодня захватчики стерегут ворота — а завтра им захочется пройтись по захваченному объекту и где-нибудь закурить. Запрещено, говорите? Но ведь мы же теперь здесь хозяева! Нам теперь здесь все можно!

 

Пожар на нефтебазе под Киевом: в Николаеве все было бы гораздо хуже

 

То, что может произойти на объекте, где хранится горючее, наглядно показывает хорошо всем известная катастрофа, произошедшая в 2015 году на нефтебазе, расположенной в 26 км от Киева, возле поселка Глеваха Васильковского района. На момент пожара база принадлежала ООО «Бытремстройматериалы» и входила в национальную украинскую сеть автозаправочных комплексов «БРСМ-Нафта».

Сигнал о возгорании на нефтебазе поступил спасателям 8 июня в 17:29, хотя по некоторым источникам возгорание началось около 16:00. Изначально загорелся резервуар с топливом объемом 800-900 кубических метров, позже огонь охватил еще две емкости, а к 22:00 перекинулся на четвертую.

Тушение продолжалось всю ночь, но к утру 9 июня локализовать возгорание не удалось. В некоторых местах огонь перекинулся на близлежащий лес. Днем 9 июня началась эвакуация местных жителей из двухкилометровой зоны от места пожара, но многие покидать свои дома отказались, опасаясь за сохранность своего имущества.

10 июня в ликвидации пожара принимали участие уже более 300 человек, 60 единиц техники, 5 пожарных поездов, а также специальные пожарные танки. Спасателям удалось погасить три загоревшихся резервуара и провести атаку пеной с помощью пожарных танков. Из 17 резервуаров 14 были разрушены, три продолжали гореть.

На начало 11 июня пожар емкостей (резервуаров) нефтебазы продолжался, и тушить его было нечем. В подразделениях ГСЧС не оказалось специальной пены, а доступ к горящим резервуарам был ограничен из-за очень высокой температуры. Сообщалось, что температура вокруг горящих емкостей с маслом составляла порядка 1000 °C, защитные (теплоотражающие) костюмы и противогазы ее просто не выдерживали. Краска, мигалки и пластиковые элементы на автомобилях ГСЧС быстро плавились. Приходила в негодность и обувь, которая была на пожарных.

Именно тогда глава ГСЧС Украины заявил, что с пожаром ничего не могут сделать, поэтому будут бороться с ним «методом самовыгорания». То есть, будут ждать, пока все не сгорит само по себе. С тех пор эта фраза — ликвидация пожара «методом самовыгорания» — стала иронично-крылатой.

Под утро спасателям оставалось погасить один горящий резервуар с топливом, но в 10:15 произошел очередной взрыв. Взорвались две рядом стоящих емкости с нефтепродуктами, и огонь вновь усилился. К счастью, обошлось без новых жертв, несмотря на то, что взрывы потом происходили еще несколько раз.

К вечеру 11 июня (и утру 12-го) пожар был практически ликвидирован. Догорали остатки нефтепродуктов. Столба черного дыма со стороны железной дороги «Киев-Васильков 1» уже практически не было видно.

По состоянию на полдень 13 июня пожар возобновился с новой силой (со столбом 100-200 м огня и дыма). К утру и в течение дня 14 июня пожарная стихия утихла: пожар на нефтебазе практически удалось ликвидировать. Угроза повторного возгорания оставалась высокой. В воскресенье спасатели перекачивали оставшееся топливо из аварийной нефтебазы на соседнюю с помощью мощной насосной станции. Кроме того, на территорию нефтебазы завезли более 5 тонн сорбентов, чтобы очистить почву от нефтепродуктов.

В течение 15-16 июня пожар на нефтехранилище удалось полностью потушить. Скорее из-за практически полного выгорания — выгорело порядка двух третей нефтепродуктов.

Результат оказался печальным. Было уничтожено огромное количество материальных ценностей, нанесен непоправимый вред окружающей среде. Но самое главное, что были человеческие жертвы — погибло шесть человек, еще 15 получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Важно учесть еще и тот факт, что рядом с очагом возгорания была расположена воинская часть с боевым арсеналом и по соседству аналогичная нефтебаза KLO. Так что пожар представлял еще бОльшую угрозу и мог привести к еще более печальным последствиям.

На сегодняшний день пожар на нефтебазе под Киевом — это самая масштабная техногенная катастрофа в стране на подобного рода объектах. Серьезнее — только авария на Чернобыльской АЭС, последствия которой спустя 35 лет мы продолжаем расхлебывать.

Однако приведем еще одну цифру, которая покажет масштаб того, что могло бы быть в Николаеве, если бы то, что произошло под Глевахой, произошло здесь. Для этого достаточно сравнить объем хранимого горючего. На нефтебазе в Глевахе, когда там начался пожар, находилось всего-навсего 14 тысяч тонн нефтепродуктов. При этом, погибли шесть человек, тушили пожар трое суток, после чего он бушевал с новой силой. На Николаевской нефтебазе, когда она была захвачена, горючего хранилось почти в четыре раза больше — 50 тысяч тонн!

Причем, простое арифметическое умножение не даст нам полной картины возможной катастрофы и ее последствий, ведь важно учитывать месторасположение аварийно опасных объектов. База под Глевахой расположена вдали от населенных пунктов, в лесу. Николаевская же нефтебаза расположена прямо в городской черте, в двухстах метрах от жилых массивов. Пожар и неминуемые взрывы на таком объекте могут охватывать территорию радиусом более километра. А это значит, в что в зону поражения попали бы сотни домов — как в частном секторе, так и многоэтажек. Количество жертв могло бы исчисляться сотнями и тысячами.

Плюс ко всему, Николаевская база находится на берегу Южного Буга — одной из крупнейших рек Украины. Сотни, тысячи тонн нефтепродуктов, продуктов горения и плавления неминуемо попали бы в реку, а оттуда — в Днепро-Бугский лиман и Черное море. Это привело бы к настоящей экологической катастрофе: загрязнению акватории, воздуха, береговых зон. Ущерб окружающей среде был бы просто колоссален. Пострадал бы не только Николаев, но и многие другие населенные пункты.

 

Apocalypse now: чем мог обернуться захват Николаевской нефтебазы

 

Ничего ужасного на Николаевской нефтебазе не произошло лишь по счасливой случайности. Во многом, кстати, благодаря тому, что ее быстро освободили. Однако в следующий раз, если произойдет что-то подобное, это может закончиться не столь благополучно, и последствия могут быть столь масштабными, что и бизнесу, и властям уже сейчас следует задуматься, как сделать так, чтобы больше этого ни в коем случае не допустить.

Понятно, что рейдерство есть во всем мире. И везде возможны махинации с документами, незаконная смена собственников, силовой захват предприятий. Но в цивилизованных странах невозможно себе представить, чтобы подобный произвол происходил на режимных объектах повышенной опасности, которые чреваты гибелью тысяч людей, разрушением сотен зданий и нанесением других непоправимых последствий.

Если не провести анализ, не сделать выводов, махнуть рукой и спустись все на тормозах, то не исключено, что завтра какие-нибудь рейдеры захватят, например, Южно-Украинскую атомную электростанцию. А почему бы и нет? Уровень опасности у двух объектов примерно одинаковый. Охраняет Южно-Украинскую АЭС военизированная охрана. Почему бы не предположить, что завтра какие-нибудь неизвестные лица точно так же выставят ее «за ворота» и объявят себя «новыми хозяевами»? После захвата Николаевской нефтебазы подобный сценарий уже не кажется таким уж фантастическим.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив