Украинцы набрали кредитов, а они уже идут к вам. Как банки выбивают долги
Источник: "Украина криминальная"
Пик невозвратов заемов придется на лето 2009 года. Что будет, если не платить по кредиту? Что делать, если нечем платить? Самые рискованные – кредиты на телевизоры...
Украинцы набрали кредитов на дома и квартиры, автомобили, бытовую технику и прочие атрибуты хорошей жизни. Начался бум невозвратов, обвал гривни и общий финансовый кризис лишь усугубили его. Вместе с коллекторами, специалистами по просроченным кредитам, журналист ходил "выбивать" долги.
В самом центре Киева мерзнет мужчина лет 45 в форме. Он нервно крутит рацию в руках. Это сотрудник госохраны, задолжавший банку 4 тыс. грн. – полгода назад взял кредит «за пять минут» на ремонт, но тут ребенок заболел, жена без работы, отдавать не с чего.
Но жалеть его – не наша работа. Наше дело – напомнить о долге и попросить мужчину заплатить.
Сергей и Станислав – бывшие правоохранители, а с недавних пор харды в столичном отделении Европейского агентства по возврату долгов. На сленге хард означает коллектора, который устраивает личные встречи с должниками – не менее пяти в день. Напарники работают на результат: чем больше народу уговорил вернуть долг, тем больше заработают – примерно 1% от возвращенной суммы, а ставки у коллекторов не так и высоки – в среднем $450–700.
Добрый и злой
Выглядят они как классическая парочка добрый – злой полицейский. Станислав небольшого роста, говорит тихо, доброжелательно. Сергей высокий, представительного вида, с печаткой на мизинце и серьезным взглядом, немногословен, улыбается редко.
«А ведь я еще недавно ходил в похожей форме. Только звезды на погонах побольше были», – размышляет бывший миллиционер Станислав.
«Зарплата когда? Вот получайте и платите, – любезно начинает он разговор с должником. – Вы должны еще 4 тыс. грн. Пени и штрафов нет». На этой фразе тот буквально расцветает на глазах. «Слава те господи, я уж подумал, что там штрафы, санкции, суды... Я вам признаюсь: вы, когда звоните, словно серпом по одному месту, извиняюсь. Но я уплачу, ребята, не волнуйтесь. Одолжу, перебьюсь, но долг погашу», – обещает он.
Имидж вышибал с битами – на руку
«НЛП, гипноз, бита? Как вы уговариваете людей платить?» – интересуюсь я. «Пониманием и уговорами, – поясняет Станислав. – Наше дело – не испугать, а помочь должнику: напомнить, отсрочить дату погашения, предупредить судебные разбирательства».
Сергей Святына, директор коллекторской компании «Авеста-Украина» шутит: воспоминания о вышибалах с бейсбольными битами – на руку коллекторам. «В должника срабатывает стереотип: раз к нему пришли, лучше отдать деньги, а то вдруг хуже будет», – делится Святына.
Коллекторов работа не угнетает, но и радости не приносит. «С разными людьми встречаемся. Раз благодарили. Мужчина задолжал банку 20 тыс. грн., забыл, что брал кредит – говорит, что-то беспокоило, но что конкретно, не помнил», – смеется Станислав. «А однажды дверь открыл уголовник в трусах, крепкий, с наколками по всему телу.
Он и слушать не стал – перешел на маты, угрозы. До того договорился, что это мы ему должны, – вспоминает Сережа. – Самое ходовое оправдание нынче – финансовый кризис. Приходишь к должнику, а он сходу говорит, что кризис в стране, денег нет, до свидания».
Самые рискованные – кредиты на телевизоры
По статистике Евроагентства, 10–15% всех заемщиков с самого начала не собираются возвращать кредит. «Четверть должников – это те, кто элементарно забывает вовремя уплатить, – поясняет Александр Ильчук, генеральный директор агентства. – К сожалению, растет число неблагонадежных заемщиков, не платят даже по самому надежному сектору кредитования – ипотеке. Лидируют по невыплатам, как всегда, потребительские кредиты – 15–17% не может расплатиться за стиралку или телевизор».
Жадные банки сами виноваты
Всплеск задолженностей коллекторов не слишком радует. «Эффективность сбора долгов наверное тоже снизится – сколько ни требуй у человека погасить долг, денег у него больше не станет, – говорит Сергей Святына. – Мы попытались жить в кредит, как живет Европа.
Но выдавали желаемое за действительность: кредиты часто брали люди, не способные за них платить. Мало того, украинцы совершенно невнимательны к документам, которые подписывают. И вместо того, чтобы изучить договор с банком, рассматривают свои покупки в магазине. Добавьте к этому жадность и неумелый менеджмент банков, которые раздали деньги всем без разбору. Причем по завышенным ставкам, пытаясь застраховать все возможные риски».
С просроченными кредитами наши банки еще тоже толком не научились работать. «Не во всех банках налажена систематическая работа – никаких писем, СМС, звонков на ранних стадиях. Спустя три месяца должник расслабляется, спустя полгода – год и вовсе забывает о своем долге. Только тогда, в полуживом состоянии, долг передают коллекторам, пропустив важные ранние стадие взыскания», – продолжает Святына.
Пик невозвратов коллекторы прогнозируют на весну – лето 2009 года и по-своему шутят на тему кризиса. Говорят, если вслух назвать сумму, которую украинцы должны, то Украину признают банкротом.
Профессия – антиколлектор
Сергей Сердюк полтора года возглавляет антиколлекторскую компанию «Се-ВикС» и помогает заемщикам бороться с банками и коллекторами. «Банки умудряются идти навстречу мошенникам, – говорит Сердюк. – Я знаю парня, который должен 15 банкам страны, и продолжает брать кредиты.
Потому что знает – избежать наказания можно. Один из банков недавно отказался взимать с него штраф и пеню, потом и вовсе отказался от своих законных процентов – кредитор идет на любые уступки, лишь бы парень вернул хоть часть одолженных денег. В то же время банк не жалеет людей, которые отдают последние деньги за кредит, лишь бы избежать проблем с коллекторами».
Сергей знает немало случаев некорректного, а то и вовсе неправомерного поведения коллекторов. «Во всем мире существуют законы, ограничивающие работу коллекторов. Надоедливые звонки вечером, вмешательство в личную жизнь заемщика – табу, – говорит Сердюк.
– Моим клиентам грозились свернуть шею. Недавно на входную дверь одной знакомой, задолжавшей банку, коллекторы повесили ее фотографию с полным описанием всех долгов. Это позор и унижение». В случае надоедливого поведения сборщиков долгов, можно смело обращаться в милицию.
«Если вас обвиняют в мошенничестве, имейте в виду: по закону мошенник – это человек, который получил чужие деньги нечестным путем. Вы же банковские деньги получили законно. Так вас берут на испуг. В конце концов, если на вас грозятся подать в суд – отлично. В 90% судья отменит выплату штрафных санкций. Так что вы даже сэкономите».
Что будет, если не платить по кредиту
В течение первых двух недель со дня неуплаты вам позвонят или пришлют СМС из банка. На протяжении двух–трех месяцев банк будет напоминать о кредите письмами и звонками. Если в банке есть свое коллекторское бюро, его сотрудники назначат встречу уже на 31-й день с момента неуплаты кредита. Банк может начать насчитывать вам пеню с первого же дня просрочки.
Спустя 3–12 месяцев банк обычно передает просроченный кредит в коллекторскую компанию.
Коллекторы начинают требовать вернуть долг. Происходит это в три этапа и занимает еще от трех месяцев до года. За это время коллекторы успевают провести неплательщика через следующие процедуры:
- мягкий коллекшн – напоминание о долге в письмах и по телефону. Назначение примерной даты проплаты (1–3 месяца).
- жесткий коллекшн – коллектор назначает личные встречи, внезапно может наведаться к вам домой или на работу. В среднем, 50–70% всех должников выплачивает долг на этом этапе.
- поздний коллекшн – дело передается в суд. Доходит до него лишь 10–15% всех дел.
Если за это время коллекторы вас не нашли, вы попадаете в папку списания.
Что делать, если нечем платить:
1. Обратиться в банк с чистосердечным признанием. Отсрочку по потребкредиту (до 15–20 тыс. грн.) можно получить на месяц-два при веских основаниях, например, тяжелая болезнь, потеря трудоспособности, смерть близкого родственника. С большим ипотечным кредитом можно рассчитывать на так называемые кредитные каникулы на 6 месяцев (вы платите только проценты, без тела кредита) или попытаться переоформить договор, уменьшив сумму ежемесячного платежа.
2. Одолжить деньги в другом банке на погашение старого кредита, полагаясь на то, что финучреждения не делятся кредитными историями друг с другом.
3. Договориться с коллекторами на стадии «жесткого» коллекшена – возможна отсрочка на месяц.
4. Довести дело до суда. В 90% случаев судья отменяет штрафные выплаты и, потянув прилично время, заемщик заплатит только тело кредита и оговоренные договором проценты.
5. Скрываться как можно дольше. Не жить дома, сменить место работы, порвать дружеские связи и выбросить мобильный телефон. Если сумеете продержаться год и избежать встречи с коллекторами, то велик шанс, что ваш долг попадет под списание.
204, 7 млрд. грн. составляет общий долг украинцев перед банками на 1 октября 2008 г. Из них более 80 млрд. – ипотечные кредиты.
По разным оценкам, 25– 35% приходится на потребительские кредиты (покупку бытовой техники, электроники, мебели, а также кредиты наличными), 30–35% – на автокредиты
Источник: данные Нацбанка, Национальной ипотечной ассоциации, опрос экспертов
Евгения Даниленко, «24»
От УК
Долги украинцев банкам и друг другу стали дрожжами для нового сектора теневой экономики — рынка «черных» коллекторов. Раньше их именовали просто — вышибалы. Но сегодня среди них множество подвидов, использующих разные методы работы.
«Вышибалы долгов» появились в конце 80-х, на заре великой криминальной революции в отечественной экономике. Десять лет назад объявления на тему «Выбиваю долги» были столь же привычным аксессуаром фонарных столбов и автобусных остановок как теперь реклама банковских кредитов. Но именно кредитный бум придал старому «бизнесу» новое дыхание.
«Черные» коллекторы выбирают людей «лицом попроще, чином поскромнее» и начинают обход. Звонок в дверь, на пороге появляются одна-две угрюмые фигуры, они заявляют, что пришли от имени банка и требуют погашения долга наличными. Наиболее пугливые и доверчивые тут же платят, взамен получая некую бумажку с сомнительной печатью или просто написанную от руки расписку. И мошенники исчезают, оставляя с носом и должника, и банк. Который, естественно, в назначенный срок вновь требует от заемщика погашения долгов. На «черных» коллекторов работает элементарная неграмотность клиентов банков.
Настоящие коллекторы никогда не станут угрожать, обязательно предъявят документы, подтверждающие их личность и право ведения дел с должником. Если же «подлинность» коллекторов вызывает сомнения, то людям, к которым они явились, надо постараться зафиксировать разговор с помощью диктофона или видеокамеры. Тогда есть шанс найти «черных» коллекторов с помощью тех, кому и надлежит этим заниматься, — милиции. Однако это многим попросту неизвестно. И факторов, которые изменят эту ситуацию, не наблюдается.
«Белым» коллекторам самим иногда выгоден грозный имидж «вышибал долгов», и лишний раз объяснять должникам, что их не надо бояться, никому не хочется.