Как живет Подкарпатская Русь, которую забрал Сталин
Как живет Подкарпатская Русь, которую забрал Сталин
90 лет спустя: как живет часть республики, которую забрал Сталин ("Centrum", Чехия)
Мартин Новак
Ужгород/Мукачево. Словацкий поезд из Чьерны-над-Тисой, состоящий из локомотива и одного вагона, ползет вдоль колючей проволоки, камер и лугов, заросших бурьяном.
Через пару минут появляются первые дома, мужчина, ведущий корову по дороге и непривлекательные горы мусора вдоль рельс.
После паспортного контроля и вопросов о цели поездки, приходят первые секунды пребывания на Украине. Темный вокзал, который украшают росписи времен СССР. Космонавты, крестьяне, пионеры, солдаты с красной звездой на лбу.
Добро пожаловать в Чоп, маленький городок, лежащий на пересечении трех границ - Украины, Словакии и Венгрии.
Вокзал одновременно является центром города, маленькие автобусы, называемые маршрутками, едут в два здешних крупнейших города - в Ужгород и Мукачево.
В города, которые когда-то в 1919-1939 были на территории Чехословакии, как ее часть, называемая Подкарпатской Русью. А между Чьерной-над-Тисой и Чопом не было никакой границы, тем более с колючей проволокой.
Факт, что эта земля площадью 12 607 квадратных километров была частью довоенной Чехословакии, сегодня уже почти забыт во всех ее бывших частях.
Чехословакия потеряла свою самую восточную часть после 1944 года, когда ее оккупировала Красная Армия, а Эдвард Бенеш без особого сопротивления отдал Подкарпатскую Русь Сталину.
Так что 90-летняя годовщина возникновения Чехословакии касается и ее бывшей самой восточной части. Предки многих местных жителей были чехословаками, хотя чехословаки владели этой территорией всего два десятилетия.
А у пожилых, рожденных до 15 марта 1939 года в свидетельстве о рождении еще написано, что они родились в Чехословакии.
В 130-тысячном Ужгороде нельзя не заметить чехословацкое прошлое. Многие местные дома и административные здания напоминают кварталы Праги, построенные в двадцатых и тридцатых годах прошлого века. Здесь еще можете увидеть чешские гидранты и чешские каналы. Здесь еще стоит здание местного самоуправления, которое по образцу краловеградецкой ратуши спроектировал архитектор Крупка. Все еще стоит здание Подкарпаторусского сейма с балконом, на котором 22.09.1921 произнес свою речь Т. Масарик. Чуть дальше стоит чехословацкая почта и вроде бы самая длинная европейская липовая аллея, высаженная в чехословацкие времена, а в ближайшем парке семь лет назад был поставлен бюст Масарика, который появился тут по инициативе людей, которые стремятся сохранить память о бывшей Чехословакии в этой ее части. Главными инициаторами были председатель клуба Т. Масарика Иван Латко и председатель общества Яна Коменского Олька Буксарова.
"Бюст мы открыли в 2001 году. Это было тяжело, некоторые украинские националистические партии протестовали. Почему на Украине должна быть скульптура чужого президента?" - говорит Иван Латко.
Этот мужчина, который утверждает, что у него чешские и словацкие корни, родился в 1957 году в Ужгороде, во времена когда Подкарпатская Русь под названием Закарпатская область УССР принадлежала Советскому Союзу. У него есть родственники в Чехии и Словакии, а в Ужгороде и окрестностях он стремится сохранить воспоминания о чехословацком прошлом этого края. Он допускает, что эти отдаленные времена уже мало кто помнит.
"Это правда, что, например, для молодых людей это уже старые времена и их это не сильно интересует. Но когда вы здесь ходите и видите, что осталось с двадцатых-тридцатых годов, то ясно, что чехословацкие времена просто нельзя стереть из памяти".
Мы проходим около здания гимназии. В двадцатых годах она была построена как Масарикова гимназия. В верхней части здания, где видны картины с рабочее-коммунистическими мотивами, раньше был портрет Масарика, но в советские времена его убрали.
Чехословацкие времена, тем не менее, вспоминает лишь горстка энтузиастов. Для большинства местных это уже давно забытая история.
Над Мукачево величественно возносится замок Паланок. С него открывается очень красивый вид на север, где возвышаются Карпаты. Раньше здесь была казарма чехословацкой армии.
Местная продавщица сувениров однако убежденно говорит, что мы ошибаемся, и чехословаков тут точно не было. Таксист на вопрос, что думают люди о чехословацкой эпохе, отвечает: "Не знаю, я тогда не жил" и всю дорогу жалуется, что украинцам нужна визу в Чехию, а чехам на Украину нет.
Вместе с Подкарпатской Русью Чехословакия в 1919 году получила романтический край гор, лесов и сел с деревянными избами. Но край ужасно бедный. Без промышленности, почти без дорог и инфраструктуры. Фердинанд Пероутка написал в своей книге: "Это была самая бедная, самая угнетаемая и наиболее пораженная алкоголизмом часть всей бывшей Австро-Венгрии. Когда Чехословакия приняла Подкарпатскую Русь, то получила край, где лишь 17,5% людей умело читать и писать. В некоторых ее частях неграмотных было 98%".
А сегодня? Средняя зарплата согласно Ивану Латко составляет 600-1200 гривен, то есть 3000-6000 крон. Товаров в магазинах много, но денег на их покупку мало.
Центры больших городов как Ужгород, Мукачево или Воловец отреставрированы, как и православные и греко-католические храмы. На дорогах видны новейшие модели западных машин вперемешку со старыми советскими машинами, вроде "Волг", "Лад" или "Москвичей". В горных областях дороги принадлежат коням и коровам.
"В начале девяностых тут был большой кризис. Стояли длинные очереди за хлебом, а в магазинах ничего не было. Сейчас уже лучше, но политика начинает утомлять. Теперь будут следующие выборы, третьи за три года. Господи, кто же на них пойдет?" - спрашивает Иван Латко.
Многие люди ездят работать в другие страны, в Чехию тоже. В Ужгород часто ездят словаки - на большом рынке на окраине города можно купить и продать почти все. Цены хорошие, а словацкая граница всего в пяти километрах, так что неудивительно, что словацкий язык звучит со всех сторон.
Самой популярной партией в Ужгороде и окрестностях является "Наша Украина" президента Виктора Ющенко. И оранжевая революция в 2004 году имела здесь горячую поддержку.
На большой деревянной скамейке перед мукачевской мэрией сидит пенсионер Григорий. В белой рубашке и галстуке, готовится встретиться с бывшими одноклассниками. Чехословакию уже не помнит, так что не хочет это время оценивать. Чехов, по его мнению, тут любят, в отличие от москалей. В дискуссии о НАТО он решительно высказывается за вступление.
"Конечно я за! Если Украина не будет в НАТО, то опять закончит в России. Горбачев нам говорил, что Россия без Украины это как тело без ног."
Кто знает, если бы история шла другой дорогой и Подкарпатская Русь осталась и после войны нашей, то, наверное, уже бы была в НАТО, а Чехословакия в 1992 году распалась бы не на два, а сразу на три самостоятельных государства.
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Станислав Дороненко