Кому достанется FIAT, или Проклятие семьи Аньелли
Кому достанется FIAT, или Проклятие семьи Аньелли
Сергей Светин, http://www.point.ru
На первых полосах итальянских газет вновь появилась фамилия Аньелли. Дочь Джованни Аньелли, покойного владельца FIAT и, кстати, единственный оставшийся в живых его ребенок, требует через суд раскрыть финансовые тайны самой, пожалуй, известной на Апеннинском полуострове фамилии.
В Италии семейство Аньелли, владельцев компании FIAT, крупнейшей частной компании на Апеннинском полуострове, футбольного клуба "Ювентус"и десятков других фирм, разбросанных по всему миру, сравнивают с кланом Кеннеди. Итальянцы полагают, что над Аньелли так же, как над представителями самой известной американской семьи, висит проклятие.
Потерянное поколение
Джованни Аньелли основал FIAT в 1899 году со стартовым капиталом около $400. За 20 лет он вывел компанию в первый эшелон итальянского, а затем и европейского бизнеса. Сына Джованни воспитывали как наследника империи, однако ему пришлось повоевать в годы Второй мировой, он был дважды ранен на Восточном фронте. При втором Джованни FIAT начал международную экспансию, открывая заводы на разных континентах, от Советского Союза до Южной Америки. L'Avvocato, или Адвокат (так прозвали Джованни Аньелли, который учился на юриста, но так и не получил диплома) был, конечно, самым матерым капиталистом, но, несмотря на это, он поддерживал дружеские и деловые отношения как с коммунистами, так и с западными политиками вроде Генри Киссинджера. Владелец FIAT считался самым богатым человеком в Италии.
Среди его увлечений значились футбол, лыжи, яхты, автогонки и, конечно, женщины. В 1953 году он женился на принцессе Марелле Караччиоло де Кастането, но это не помешало ему иметь множество сенсационных романов, в том числе и с такими известными женщинами, как Памела Гарриман и Анита Экберг. У Джованни Аньелли было все, кроме одного - серьезного и ответственного сына, которому он мог бы спокойно передать дело. Его сын Эдуардо с презрением относился к бизнесу и к капитализму в целом. К большому разочарованию Джованни, вместо бизнеса Эдуардо увлекся восточными религиями и наркотиками. После изучения религии в Принстонском университете он встретился с аятоллой Хомейни в Иране и, по слухам, перешел в ислам. Вскоре его арестовали за контрабанду наркотиков в Кению. На пресс-конференции Аньелли-младший много разглагольствовал о Боге и объявил, что готов взять бразды правления компанией в свои руки, однако обозленный отец публично от него отрекся. В 2000 году Эдуардо свел счеты с жизнью. Он спрыгнул с моста на оживленную автотрассу, оставив незаконнорожденного сына.
Другой потенциальный наследник, Джованни Альберто, племянник Джованни Аньелли, скончался в 1997, году в возрасте 33 лет, от рака.
После того как умерли Джованни и Альберто, семья возложила все надежды на новое поколение - трех двоюродных братьев: Андреа Аньелли, Джона Якоба и Джона Элканна. Казалось, сильно ухудшившееся в последнее время положение начало выправляться, но судьба нанесла клану Аньелли новый удар. Любимым внуком Джованни Аньелли был Джон, сын его дочери Маргериты и писателя Элканна. Джованни любил Джона, наверное, потому, что тот был похож на него. Так же, как патриарх FIAT в молодости, Джон Элканн - плейбой, его имя регулярно появляется в колонках светских новостей. С другой стороны, он прилагал много усилий для возрождения FIAT и старался оправдать надежды семьи.
В 17 лет Джон уже продавал машины в одном из салонов FIAT, потом налаживал обширные связи, необходимые в бизнесе, работая личным помощником самого Генри Киссинджера. Сейчас 31-летний Элканн является вице-президентом FIAT, а также председателем правления Ifi и вице-председателем Ifil, двух инвестиционных фондов, при помощи которых семейство Аньелли контролирует FIAT и другие компании. Еще он возглавляет совет директоров популярной итальянской газеты La Stampa и входит в правления множества других фирм.
Два года назад об Элканне говорила вся Италия. Наследник миллиардной империи попал в больницу. В официальном бюллетене говорилось, что у синьора Элканна "серьезные проблемы с дыханием фармакологического происхождения". На самом же деле вице-президент FIAT попал в критическом состоянии в больницу Мауризиано после передозировки наркотиков. Причем принимал он смертельно опасный коктейль из героина, кокаина и спиртного не в своей роскошной квартире и не в модном ночном клубе, а в одном из самых бедных и опасных районов Турина.
На квартиру к транссексуалу Патриции, с которым он был знаком несколько месяцев, Джон Элканн явился около трех часов ночи. Поскольку, по итальянским законам, хранение наркотиков для личного пользования не считается уголовно наказуемым преступлением, то Патриция утверждал, что Джон принес с собой героин и кокаин.
К счастью, серьезных последствий то происшествие для еще крепкого организма Джона Элканна не имело. Он быстро поправился и уже через пару дней выписался из больницы. Но имиджу FIAT был нанесен новый удар.
Сагу об Аньелли продолжила Маргерита Аньелли де Пафлен, дочь Джованни и Мареллы и мать Джона Элканна. В 2004 году, когда казалось, что FIAT не выстоит, она за неизвестную (но без особого риска ошибиться можно предположить, очень крупную) сумму уступила матери все свои акции.
Затем произошла большая неожиданность. Еще вчера, казалось, неизлечимо больной FIAT неожиданно не только выздоровел, но и принялся стремительно догонять ушедших вперед конкурентов. Причем делал это настолько быстро и убедительно, что к началу 2007 года стоимость его акций выросла в 5 раз!
В начале 2007 года Маргерита Аньелли де Пафлен отнесла в городской суд Турина иск к трем распорядителям наследства Джованни Аньелли. Она требует, чтобы те перестали "кормить"ее туманными цифрами и ясно и четко сказали, сколько оставил отец, то есть предоставили полный финансовый отчет о состоянии Джованни Аньелли. Пока все логично, хотя и не очень красиво. Наверняка Маргерита решила, что продешевила, и захотела подзаработать. Правда, ее адвокаты говорят, да и сама она в интервью немецкому журналу Focus подтвердила, что деньги ей не нужны. Движет же ей исключительно желание установить истину и сделать финансы империи и прозрачными, и честными. Конечно, Маргерите никто не поверил, но иск есть иск, и его нужно разбирать.
Первое слушание дела назначено на 9 января 2008 года. В ноябре, после интервью Маргериты, неожиданно для всех нарушила молчание ее мать, 80-летняя вдова Джованни. Неожиданно, потому что до сих пор Марелла считалась на Апеннинах эталоном изысканного стиля, элегантности и красивой жизни. Марелла написала в тот же Focus открытое письмо, в котором обвиняла дочь в нарушении воли покойного отца и в том, что та захотела заработать, хотя и получила более чем щедрую компенсацию за акции. В одном Маргерита права: точные размеры состояния Джованни Аньелли действительно неизвестны. Большинство аналитиков, правда, сходятся во мнении, что оно оценивается примерно в $8 млрд. Около 60% находится в FIAT, а остальные вложены в предприятия и компании в самых разных сферах, начиная от футбола ("Ювентус") и заканчивая банками, недвижимостью и СМИ (La Stampa). Семейство Аньелли многочисленное. В нем около 250 человек, но только 90 из них владеют акциями FIAT.
На волю из золотой клетки
Не принесли пока счастья миллиарды и никому из представителей другого не менее известного клана. На этот раз греческого.
Аристотель Онассис был одним из самых удивительных бизнесменов прошлого века. В Буэнос-Айрес он приплыл с $60 в кармане. Ари работал монтером в телефонной компании, получая 25 центов за час, а в свободное от работы время торговал табаком на улицах аргентинской столицы.
Главным богом Онассиса были деньги. С патологической любовью к миллионам могла сравниться лишь страсть к женщинам, доставлявшая немало горя и боли окружавшим его людям. Брак с Тиной Ливанос, матерью его детей Александра и Кристины, оказался неудачным. Застав мужа на яхте с Марией Каллас, она подала на развод.
В 1968 году Ари бросил отказавшуюся ради него от карьеры Марию и женился на вдове президента Кеннеди.
Перед смертью Ари разделил состояние на две части. Одна досталась Кристине, а вторая перешла на счета благотворительного фонда Александра Онассиса. Следить его за финансовой деятельностью Онассис поручил своим старым друзьям. Лучик надежды для обладательницы несметных богатств забрезжил в 1983 году, когда она познакомилась с красивым французом Тьерри Русселем. Через два года Кристина родила дочь Афину, но счастье, увы, оказалось недолгим.
История совершила трагический круг: отец единственной дочери Кристины оказался таким же донжуаном, как и ее отец. Она долго терпела измены, стараясь сохранить любимого мужчину. Терпение лопнуло лишь после того, как она узнала, что любовница Габи родила ему сына и дочь.
Имя Онассисов много лет ассоциировалось с двумя понятиями - деньгами и трагедиями. Кристина обожала дочь и, конечно, хотела дать ей счастливое детство, но из-за своих многочисленных проблем, к сожалению, не сумела этого сделать. 19 ноября 1988 года ее нашли мертвой на вилле друзей в Буэнос-Айресе. Одни говорили, что дочь Онассиса совершила самоубийство. Другие утверждали, что причиной смерти стало многолетнее употребление лекарств, при помощи которых она безуспешно пыталась похудеть. Аргентинские власти в конце концов закрыли дело. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ.
Наследницей миллиардов стала 3-летняя Афина. В 7 лет она занимала 150-е место в списке самых богатых людей планеты. Греческие родственники хотели отвезти девочку в Грецию, но этому воспротивился Тьерри, бывший плохим мужем, но оказавшийся на удивление хорошим отцом. Он повидал немало избалованных детей богатых родителей и не хотел, чтобы его дочь выросла такой же.
Кристина же, не слушая его возражений, осыпала дочь богатыми подарками. Первой коляской Афины был миниатюрный "Феррари"стоимостью $10 000. Еще она ездила на детском "Роллс-Ройсе"за $30 000. Ящик с игрушками был наполнен мамиными драгоценностями. На второй день рождения Кристина построила для Афины зоопарк. Она покупала кукол в платьях от "Диор"и "Шанель". Верхом педагогической глупости, по мнению Русселя, стала покупка отары живых овец с живым пастухом после того, как Кристина узнала, что дочери нравится песенка про маленьких черных овечек.
После смерти матери Афина росла в скромном доме на берегу Женевского озера с отцом, мачехой и сводными сестрами и братом. По иронии судьбы, до огромного 18-комнатного особняка с теннисными кортами, бассейном и прудом, где она когда-то жила с матерью, было всего полчаса езды.
Внешне Афина Руссель, которая до 18 лет носила фамилию отца, ничем не отличалась от сверстниц. Она ходила в таких же мешковатых джинсах и хлопчатобумажных майках, носила туфли на толстой платформе и обожала бегать с братом и сестрами на дискотеки.
Училась богатая наследница в деревенской школе. Поначалу она даже ездила на занятия на школьном автобусе, но в связи с многочисленными угрозами похищения была вынуждена пересесть в бронированный "Мерседес". За девочкой день и ночь присматривали семеро бывших британских десантников. Они проверяли перед сном ее комнату и на всякий случай заглядывали даже под кровать. Во время прогулок верхом телохранители сопровождали ее на маунтбайках. К деньгам Афина с самого детства относилась прохладно. В 14 лет, к примеру, она выменяла у подруги дешевые пластмассовые часы на свой "Ролекс"за $1500. Полторы сотни долларов, которые отец выдавал в неделю на карманные расходы, Афина тратила на походы в кино и на танцы. Детская мечта стать цирковой акробаткой отошла на второй план. С 13 лет Афина мечтала только о лошадях. Она много тренировалась, добилась в конном спорте больших успехов и даже собиралась принять участие в Олимпиаде.
Афина не ходила на светские мероприятия, не любила фотографироваться, практически не давала интервью. В единственном интервью до своего 18-летия итальянскому журналу "Огги"она заявила: "Я хочу забыть фамилию Онассисов. В ней корень всех проблем". После окончания школы Афина отправилась в Бельгию заниматься конным спортом. Там она и познакомилась с бронзовым призером сиднейской Олимпиады в соревнованиях по конкуру, бразильцем Альваро Додо Альфонсо де Миранда Нетто, и через пару лет вышла за него замуж, несмотря на все предостережения "доброжелателей", говоривших, что ему нужна не она, а ее деньги. Перед наступлением совершеннолетия все гадали, что сделает самая богатая девушка планеты с миллиардами, которые принесли столько несчастий ее деду и матери. За несколько лет до этого она как-то вполне искренне сказала мачехе: "Я могу сжечь деньги. Нет денег - нет проблем". Повзрослев, жечь миллиарды Афина Онассис раздумала. После долгой и скандальной тяжбы с деловыми партнерами деда она стала президентом фонда Александра и прибавила к своему состоянию еще миллиард.
Гигантское состояние лежит в 217 банках, разбросанных по трем континентам. Ей принадлежит 18-комнатная вилла, где она когда-то жила с Кристиной, роскошные особняки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Акапулько, маленький дворец в Сен-Морице, греческий остров Скорпиос со знаменитой "розовой"виллой, на которой папарацци когда-то сфотографировали загорающую голышом Джеки Кеннеди-Онассис, обширные поместья в Южной Америке и на Ибице, пятизвездный отель в Монте-Карло, 52-этажное офисное здание в Нью-Йорке, фабрики и заводы в 13 странах, крупная латиноамериканская авиакомпания, самолеты и знаменитая яхта "Кристина О", флот из 38 танкеров, огромная коллекция предметов искусства и антиквариата. У многих будущее Афины Руссель-Онассис вызывает вполне обоснованные опасения. Не повторит ли она судьбу матери, которая так и не нашла настоящей любви?
Революция - лекарство от скуки
В 10 лет Уильям Рэндольф Херст, тогда уже наследник большого состояния, попросил мать купить ему... Виндзорский замок. Когда миссис Херст ответила, что это невозможно, он сказал, насупившись: "Ну купи тогда хотя бы Лувр". Херст, родившийся в 1863 году, не пошел по стопам отца. Он основал крупнейшую газетную империю планеты, в которую в годы наивысшего расцвета входило почти 30 газет, издававшихся во всех крупных городах Соединенных Штатов, и позже - множество журналов. Он стал крестным отцом так называемой "желтой журналистики". Кстати, сам термин возник благодаря Желтому пареньку, герою комиксов в одном из журналов Херста.
Херст также владел коллекцией картин и предметов искусства, на которую потратил более $50 млн, астрономическую сумму по тем временам. Через него прошло не менее четверти всех наиболее известных предметов искусства, которые были проданы за годы его жизни. Увлекался газетный магнат и политикой. Он трижды избирался в Конгресс США, но на выборах губернатора штата Нью-Йорк и мэра Нью-Йорка потерпел поражение. Как бы то ни было, благодаря огромному влиянию своих газет и журналов на умы американцев он был влиятельной фигурой не только в издательском деле Америки, но и в политике. Особенно наглядно это влияние заметно на примере истерии, поднятой газетами Херста накануне войны с Испанией в 189 8 году. Когда посланный в Гавану репортер и фотограф Ремингтон телеграфировал, что войной и не пахнет, Уильям Херст ответил: "Пожалуйста, оставайтесь. Обеспечьте снимки, а я обеспечу войну". Конечно, мимо такой колоритной личности не могли пройти люди искусства. История его жизни легла в основу знаменитого фильма "Гражданин Кейн", давно ставшего классикой Голливуда. Роль Херста блистательно сыграл Орсон Уэллс. Миллисент Вероника Вильсон, супруга Херста, которая была на 19 лет его моложе и на которой он женился в 1903 году в возрасте 40 лет, родила пятерых сыновей. Последний из них, Рэндольф Апперсон, дожил до 2000 года. Кстати, Миллисент ушла от Херста из-за его многолетнего романа с актрисой Мэрион Дэвис, но официально так и не развелась.
Империя Херста продолжила существование и после смерти основателя. Ею ни шатко ни валко руководили его сыновья, племянники и другие родст венники. Фамилию Херста начали постепенно забывать. Забвение длилось четверть века. В 1974 году члены экстремистской группы "Симбионистская армия освобождения"похитили Патрицию Херст, внучку газетного короля и дочь его сына Рэндольфа Апперсона. Когда попытка обменять наследницу на сидящих в тюрьмах революционеров не увенчалась успехом, похитители потребовали, чтобы ее родители выдали каждому нуждающимуся калифорнийцу продуктов на $70. Полное выполнение этого требования обошлось бы Рэндольфу Херсту в $400 млн. Он предоставил продукты на $6 млн голодающим в районе Бей Эреа. Похитители отказались отпускать Пэтти, обвинив Херста в том, что он закупил продукты плохого качества. Вскоре после этого похищенную с автоматом в руках сфотографировали во время ограбления революционерами банка. После ареста, в 1976 году Патрицию осудили на семь лет. Однако уже через два года президент Картер смягчил наказание, она вышла на свободу условно. Указ об окончательном снятии судимости подписал в 2001 году президент Клинтон. Сделал он это, кстати, в последний день своего президентства.
Сейчас реноме семейства Херстов поддерживает уже дочь Патриции. 22-летняя модель Лидия Херст-Шоу снималась в рекламных роликах Prada, Louis Vuitton и Alexander McQueen. Она живет в Нью-Йорке, считается светской львицей и выпускает собственную линию сумочек для Puma.