Звезда Януковича взошла на Западе

15.04.2010 в 15:05

Подробности

Президент Украины совершил свой первый визит в США в новой роли. Приехав на саммит по вопросам ядерной безопасности, Виктор Янукович успел не только пообщаться с политиками и финансистами, но и сделать важное "тематическое" заявление – Украина избавится от высокообогащенного урана в течение 2 лет.

Саммит широкого назначения

Накануне отъезда Виктора Януковича в Вашингтон могло сложиться впечатление, что главная цель посещения главой украинского государства "ядерного" саммита – это воспользоваться шансом и пообщаться с американским президентом. Во всяком случае, переговоры дипломатов и неуступчивость Госдепартамента, сетующего на трудности в поисках "окна" в плотном графике Барака Обамы, на некоторое время превратились в главную интригу визита. В итоге получасовой разговор двух лидеров стран-стратегических партнеров все-таки вписался в расписание мероприятий. Но помимо "установочной" беседы с Бараком Обамой в столице США украинский президент попытался убить одним выстрелом целый комплект зайцев.

Многосторонние встречи подобного уровня всегда предоставляют плацдарм для налаживания более тесных двухсторонних контактов. В случае с Виктором Януковичем, который президентствует менее двух месяцев, подобные возможности выглядели особенно заманчиво. И, как удовлетворенно докладывала пресс-служба главы государства, за два дня гарант успел провести ряд важных встреч: с канцлером Германии, президентом Франции, премьерами Турции, Индии, китайским лидером Ху Цзиньтао и другими политиками – включая и долгожданное рандеву с Бараком Обамой, и уже привычный обмен любезностями с Дмитрием Медведевым. Большая часть мероприятий политического характера имела (что вполне предсказуемо) скорее ознакомительный характер. И их результатом стали взаимные приглашения первых лиц друг к другу "в гости", а также многочисленные обещания уделять больше внимания развитию партнерских отношений – в первую очередь в экономической сфере. И, поскольку в рамках таких "свиданий" принятие эпохальных решений и подписание документов, имеющих глобальное значение, не предполагается, то, пожалуй, больший интерес вызвали результаты тех встреч, которые имеют прямое отношение к украинской действительности – с потенциальными инвесторами, проверенными кредиторами и – уже традиционно – с российским президентом.

Очередная встреча Виктора Януковича с президентом РФ имела уже в некотором роде "протокольный" характер. Украинский лидер ожидаемо напомнил, что Киев бы хотел, чтобы газ был подешевле. Российский столь же ожидаемо заверил, что все предложения будут рассмотрены… При этом частота бесед двух политиков, по всей видимости, не должна вызывать удивления. Во всяком случае, кремлевская сторона не находит в такой интенсификации двухсторонних отношений ничего странного. "Мы, как и обещали нашим гражданам, встречаемся часто. Меня это не может не радовать. Тем более что некоторое время назад было такое положение, когда я с руководством Украины практически не виделся", - вспомнил закат президентства Виктора Ющенко Дмитрий Медведев. Трудно сказать, каким образом частота сеансов общения именно президентов, а не премьеров или профильных министров, не говоря уже о договаривающихся сторонах в лице "Газпрома" и "Нафтогаза" должна повлиять на скорость пересмотра газовых контрактов. Но после возвращения высокопоставленных путешественников из Вашингтона Николай Азаров поделился радостной вестью о том, что российское руководство "дало конкретное согласие на пересмотр условий газового контракта" – надо полагать, более определенное, чем предыдущие…

В свою очередь, встречаясь с представителями американских деловых кругов, Виктор Янукович предсказуемо гарантировал всевозможное содействие инвесторам, рост ВВП и приватизацию в текущем году госимущества на 10 миллиардов гривен. Впрочем, как и любые другие обещания, подобные посулы проверяются только на практике. А вот общение с директором-распорядителем МВФ Домиником Стросс-Каном и президентом Всемирного банка Робертом Зелликом привело к более весомым результатам. С руководством Международного валютного фонда, вдохновенным уверениями украинской власти в готовности удержать дефицит госбюджета в рамках 6 процентов от ВВП, была закреплена договоренность совместно подготовить послание от имени Украины (которое ляжет в основу очередного меморандума) в течение двух недель. А главой ВБ обсуждался вопрос о сотрудничестве с Киевом в рамках двух программ, совокупная "стоимость" которых должна составить 850 миллионов долларов.

Подобные мероприятия с участием Виктора Януковича должны были продемонстрировать готовность нового руководства Украины к экономическому сотрудничеству с Западом. Одновременно глава украинского государства прямо и косвенно презентовал стабильность создаваемой им властной вертикали ("объединенной, как никогда"), которой недавнее решение Конституционного суда могло добавить легитимности в глазах Запада. Основной сигнал, посылаемый мировому сообществу новой украинской властью, в том числе и в рамках миновавшего саммита, – "С нами можно и нужно работать". А "урановый прорыв" должен закрепить эффект подобного меседжа.

Умиротворение атома

Долгожданный разговор Виктора Януковича с Бараком Обамой, судя по итоговым заявлениям, выполнил ожидаемую от него функцию презентации намерений обеих сторон. Результатом его стало выказывание взаимной готовности к расширению двухстороннего сотрудничества в рамках традиционного "укреплять", "помогать" и "содействовать". Но одно заявление все-таки сделало украинского президента "звездой на ядерном саммите Обамы" (пользуясь формулировкой Washington Post). Речь идет о презентации намерения Киева в течение двух лет (до следующего саммита) избавиться от запасов высокообогащенного урана.

По мнению западной прессы, обещание Виктора Януковича (который кроме прочего напомнил и о проблеме ЧАЭС) можно включить в число главных достижений саммита и успехов его идейного вдохновителя – Барака Обамы, для которого следование путем разоружения (и ядерного – в первую очередь) является одним из главных приоритетов. Дополнительный вес заявлению украинского лидера придало и то, что в коммюнике ядерный терроризм зафиксирован как "одна из наиболее вызывающих угроз международной безопасности" – учитывая значимость угрозы контрабанды высокообогащенного урана из развивающихся (большей частью - постсоветских) стран.

Желание Виктора Януковича в кратчайшие сроки избавиться от "предмета разговора" вызвало неоднозначную реакцию. Во-первых, сходу возник вопрос: кто поможет Украине и куда именно отправятся несколько десятков (до 90 согласно информации, получившей распространение в прессе) килограммов урана? Издание USA Today, цитируя пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса, сообщило, что часть опасного груза могут принять Штаты. В свою очередь, гендиректор Международного центра по обогащению урана Алексей Лебедев заверил, что Уран готова принять Россия, на помощь которой и рассчитывал украинский президент. По мнению экспертов, иного варианта и быть не может. "По правилам МАГАТЭ уран должен быть или разбавлен, или возвращен в страну происхождения. Это означает, что вывозить его можно только в Россию, правопреемницу СССР", - цитирует "Коммерсант-Украина" слова курирующего направление ядерной физики заместителя Харьковского физико-технического института (одного из трех украинских центров научных исследований, располагающими запасами высокообогащенного урана – другие два – это Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности и киевский Институт ядерных исследований НАНУ) Ивана Карнаухова. С другой стороны ученый уточняет, что украинские исследователи могли бы разбавить уран и самостоятельно – дабы оставить запасы для научных нужд. К тому же, реализовать запланированную программу всего за два года непросто.

Помимо очевидных сложностей с вывозом умиротворяемого атома дискуссионным является и вопрос целесообразности такого решения. Если эксперты в целом положительно относятся к перспективе избавления от урана, то политики, сожалеющие о потере Украиной ядерного статуса (например, Олег Тягныбок), видят в подобном решении окончательную сдачу национальных интересов, ведь, по мнению американской стороны, украинских запасов высокообогащенного урана могло бы хватить на "несколько небольших ядерных бомб". А вот с озвученной в блоге точки зрения другого политика – Юрия Костенко – такой вариант развития событий пойдет Украине только во благо, так как, по его данным, украинский уран все равно не подходит для военных целей…

Какова будет дальнейшая судьба опасного груза – покажет время. Сейчас же можно только предполагать, чем может обернуться широкий жест Виктора Януковича. Оппозиционер Арсений Яценюк уже допустил, что урановое решение было принято для того "чтобы на Западе хорошо встретили". И в самом деле, не стоит недооценивать политическую значимость подобного шага во взаимоотношениях с пацифистом Бараком Обамой. Но, возможно, продемонстрированное украинским лидером намерение принесет большие дивиденды, чем один радушный прием. На кону стоит проблема развития атомной энергетики нашей страны. В ближайшее время может быть решено, кто именно и в каких объемах будет поставлять топливо украинским АЭС, пока собственных возможностей не существует; кто будет строить дополнительные энергоблоки; кому может достаться право на строительство завода по обогащению урана – амбициозного плана предыдущей власти, которая мечтала о замыкании цикла. Базовых варианта, представляющих различные технологии, два – российский гигант ТВЭЛ и американский – Westinghouse. Как известно, бывший президент больше симпатизировал американцам. На чьей стороне будет президент новый – пока сказать трудно, хотя в последнее время принято считать, что именно атомные преференции помогут сбить цену на российский газ. Но кто знает, может, апрельский саммит действительно внесет свои коррективы.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив