Итоги выборов в Европарламент: триумф правых
В понедельник стали известны итоги выборов в Европарламент, и мировые СМИ активно комментируют во многом неожиданные результаты. Почти в каждой европейской стране либералы и социалисты потерпели поражение, зато победу празднуют националисты - и даже шведская партия интернет-пиратов.
По словам обозревателя The Independent Иана Биррела, предвыборные прогнозы о том, что в условиях кризиса надо опасаться не левых, а ультраправых оказались пророческими. Вчера Британия, проснувшись, узнала, что двое неофашистов будут представлять ее в Европейском парламенте. Не стоит недооценивать всю значимость момента: еще на выборах 1997 года за маргинальную БНП проголосовали лишь 35 тыс. человек, теперь же ей удалось одержать победу на северо-западе Англии, в Йоркшире и Хамбере. Один из новоизбранных делегатов был уличен судом в отрицании Холокоста, другой в молодости состоял в Национал-социалистическом движении. Без сомнений, они теперь по полной программе воспользуются довольствием, положенным европарламентариям, для нужд своей партии, сетует Биррел.
Британия всегда гордилась политическим благоразумием, так что же изменилось теперь? - обеспокоен автор статьи. Бесспорно, за последние годы - по крайней мере, внешне - изменилась сама БНП, констатирует журналист, одновременно виня популистские замечания нынешнего кабинета лейбористов, разжигающие межрасовую ненависть и страх перед иммигрантами и беженцами. На фоне кризиса и подобных фобий неудивительно, что запутавшиеся избиратели отдают голоса неофашистам, резюмирует он.
На выборах в Европарламент электорат Латвии и Венгрии наказал правящие партии, сообщают корреспонденты The Wall Street Journal Гай Чейзан и Чарльз Форелль, а это означает, что экономический кризис перекраивает политическую ситуацию в Восточной Европе.
В Латвии одна из основных правящих партий потерпела поражение, избиратели массово перешли на сторону левой оппозиционной партии, которая опирается на русскоязычное меньшинство. Избиратели возмущены мерами строгой экономии, которые вводит парламент для сокращения бюджетного дефицита и получения помощи из-за рубежа, поясняют авторы статьи. Один из мандатов в Европарламенте достанется пророссийскому политику Альфредсу Рубиксу, который при советской власти был первым секретарем Компартии Латвии, а позднее отсидел три года в тюрьме за подготовку государственного переворота.
В Венгрии электорат восстал против правящей Социалистической партии и решительно склонился вправо. Так, ультраправая партия "Йоббик" впервые получит мандаты в Европарламент, хотя связанная с этой партией военизированная группировка "Венгерская гвардия" открыто враждебна к евреям и цыганам, отмечают авторы.
Дополнительные интерес к выборам в Европарламент в Швеции придал скандал с интернет-сервисом PirateBay, пишет Die Tageszeitung, в результате чего резко увеличилось число сторонников шведской "Пиратской партии", выступающей за свободный обмен файлами в сети.
"Пиратская партия" заняла пятое место на выборах, собрав около 7% голосов шведских избирателей, и будет представлена в Европарламенте одним из своих лидеров. За "пиратов", отмечает автор комментария, голосовали в основном мужчины, сторонниками партии является преимущественно молодежь в возрасте 18-30 лет. Только "зеленые" могут конкурировать с "пиратами" в этой возрастной категории, говорится в статье. "Традиционные партии, по всей видимости, не имеют никакого представления о том, что волнует молодое поколение", - комментирует успех партии ее глава Рик Фолквиндж.
Один из постоянных авторов Die Tageszeitung Вильям Тоток с тревогой анализирует шансы правых на образование фракции в Европарламенте.
По результатам выборов в Европарламент европейские экстремисты правого толка могли бы образовать фракцию - подобные попытки уже имели место в январе 2007 года, однако фракция "Индивидуальность, традиция, суверенитет" распалась, не просуществовав и года по причине внутренних разногласий, пишет Тоток.
Австрийская "Партия свободы" еще во время предвыборной кампании заявила о готовности сотрудничать с итальянской "Лигой Севера" - обе партии отвергают создание "европейского супергосударства" и придерживаются принципиально негативной позиции относительно строительства мечетей и исламских школ в Западной Европе.
"Все так называемые праворадикальные партии, - продолжает автор, - выступают за более жесткие полицейские меры в отношении преступности и незаконной миграции". При этом для правых Венгрии, Болгарии и Румынии характерны требования ужесточения мер против преступлений, совершенных цыганами. Между тем ультраправые Болгарии и Румынии не согласятся на сотрудничество с голландской "Партией свободы", поскольку ее лидер Геерт Вилдерс в свое время высказывался против вступления в ЕС обоих балканских государств, отмечает автор. У румынских и болгарских правых существуют также разногласия друг с другом.
"Преодоления разногласий внутри праворадикального лагеря в ближайшем будущем не предвидится, - подводит итог автор статьи. - А это, в свою очередь, может воспрепятствовать формированию фракции националистического толка".
Французская Le Monde публикует интервью с депутатом британской Лейбористской партии и бывшим замминистра иностранных дел Великобритании по европейским вопросам Денисом Макшейном. "Кризис не помог левым", - считает Макшейн. По его словам, происходит "ренационализация" Европы. Европейские левые продолжают придерживаться риторики XX века, ошибочно полагая, что экономический кризис увеличит их популярность, но европейские выборы традиционно протестные: избиратели голосуют за тех, кто на национальных выборах занимает маргинальное положение, отмечает Макшейн. Избиратели предпочитают предсказуемых с их точки зрения правых, а не левых, у которых нет конкретной программы.
Макшейн назвал позицию избирателей "шизофренической": "Они не любят глобализацию, но обожают возможность покупать Blackberry и iPhone". Тем временем социальная защита, которую предлагают левые, сопровождается сокращением импорта. С другой стороны, левые постоянно критикуют Европу, и избирателю их позиция кажется антиевропейской, а раз они не предлагают конкретной альтернативы, избиратели предпочитают голосовать либо за евроскептиков, либо за правых, считает собеседник издания.