Юлия Тимошенко: На пороге оппозиции

10.03.2010 в 14:27

Подробности

 

После того, как ВРУ выразила недоверие правительству, Юлию Тимошенко почти ничто не отделяет от возвращения в оппозиционную нишу. Планов у нового меньшинства — громадье. А началом новой эпохи должно послужить объединение демсил?

Наша песня хороша...

Поражение по итогам недавней избирательной кампании приносит предсказуемые дивиденды. Юлии Тимошенко не удалось стать президентом, а значит, подсказывает логика, ей предстоит уйти в оппозицию. Оспорить результаты выборов не удалось. Кратковременные надежды на возможность консервирования положения дел а-ля "Есть премьер и Кабинет, есть президент, а где-то между ними мелькает парламент" себя не оправдали. Не столько правящая, сколько выясняющая отношения, коалиция была признана практически не существовавшей вовсе, а пока еще ситуативное большинство нашло в себе силы отвергнуть услуги правительства. На первый взгляд, Юлия Тимошенко проигрывает на всех фронтах. Но, возможно,  игра только начинается.

Как уже не первый год отмечают эксперты, успешное пребывание в оппозиции для дважды премьера во многих ситуациях всегда выглядело более предпочтительным, чем не всегда устойчивое — при власти. Тягу к протестным акцентам подтвердила и миновавшая предвыборная кампания, когда, прислушиваясь к речам Юлии Владимировны и ее сторонников, иногда впору было задуматься, точно ли этот конкретный политик возглавляет правительство. Но, чего и следовало ожидать, по-настоящему масштабного размаха "антидеятельность" достигла в период междутурья и уже после дня народного волеизъявления. После краха судебных планов и не слишком длительных попыток возродить давно полураспадающуюся коалицию, БЮТ переходит к программе "Борьба с режимом", при выполнении которой он выглядит так органично.

Возвращаться в оппозицию соратники экс-премьер-министра решили быстро и бодро. Команда Юлии Тимошенко, судя по их заявлениям, предпочитаются сложить с себя полномочия даже и.о., хотя механизм этой отставки с "больнично-отпускным" душком трудно назвать не только прозрачным, но и в полной мере целесообразным. Но уходить — так уходить, причем скромно и со вкусом. "Я думаю, что со временем, большинство людей убедится, что в принципе у вас у всех кроме меня по настоящему нет человека, который в стране может навести такой порядок, который будет служить вам, ресурсы страны ставить вам на пользу", - не скромничает свежеотствленная Юлия Тимошенко. А для того, чтобы народ в полной мере оценил, что он потерял, для начала нужно доказать полную непригодность недавнего и грядущих приобретений.

Базовые пункты, определяющие потенциальное оппозиционное бытие были известны заранее (среди прочих - "сфальсифицированные выборы", "азаровщины", "донецкий реванш" и "триумф антиукраинских сил") и в расшифровке для избирателей не нуждаются. Но помимо общего обещания стать основой для "эффективной европейской парламентской оппозиции", БЮТ и сателлиты на пороге своей протестной деятельности  получили впечатляющий подарок от новой власти. Принятые поправки регламента Верховной рады не только могут помочь сформировать "подушную" коалицию, но и, вполне вероятно, послужат знаменем намечающейся борьбы. Вольное обращение с Конституцией, как минимум,  с одной стороны, обещает стать причиной обращения в КСУ, с другой — поможет найти существенные основания для критики действий не вполне легитимного, с точки зрения симпатиков экс-премьера, главы государства.

Даже если убедительно оспорить обновленные принципы формирования большинства и не удастся, борьба с ними может послужить убедительному закреплению Юлии Тимошенко на оппозиционных высотах. Другими сферами приложения усилий в ближайшее время могут быть борьба за отмененные и так и не назначенные местные выборы, препятствование гуманитарным инициативам победителей и критика возможных экономических шагов последних. Одновременно, специфика разворачивающейся на глазах коалициады возрождает интерес к теме досрочных парламентских выборов, к которой БЮТ при наличии ресурсов и возможности ими эффективно воспользоваться может быть неравнодушен ("программа-максимум" - импичмент - выглядит не слишком убедительно даже в силу организационно-правовых причин). Но, прежде чем мечтать о возможности реванша хотя бы в парламентской его форме, до народа нужно тщательно донести представление о том, кто именно в стране будет самой правильной оппозицией. Претендентов на эту отнюдь не "резиновую" нишу слишком много. Но в стане Юлии Тимошенко за дело готовятся взяться "по-взрослому".

Борьба за бренд

Объединительные порывы регулярно реют над просторами украинского политикума. Из последних инициатив можно вспомнить созданный под выборы "Левый блок", собравший далеко не всех левых, и предложение Виктора Ющенко коллегам по "демократическому" лагерю, от которого те предпочли скромно отказаться. Символом единства в канун второго тура пыталась стать и Юлия Тимошенко. И вот, спустя месяц после даты выборов формально ей это удалось.

С присущей отечественным политикам тягой к символизму, датой запланированного объединения была определена годовщина со дня рождения Тараса Шевченко. Девятого марта на Вече, где чтили память Кобзаря, главу БЮТ избрали лидером "объединенной оппозиции", призванной защитить страну от "ситуации, сравнимую только с ГКЧП, который хотел остановить прогресс Украины к независимости". На стороне экс-премьера, кроме БЮТ, выступили "протимошенковски" настроенные части парламентской фракции НУ-НС: "Народный рух Украины", "Христианско-демократический союз", Партия защитников отечества и "Народная самооборона" (надо полагать, частично). Но останавливаться на достигнутом сторонники Юлии Владимировны, похоже, не планируют: есть еще и интересные политики, и не охваченные в полной мере электоральные ниши, да и собственные ряды можно успеть почистить в непростые протестные времена.

С учетом специфики победы Виктора Януковича, вернее ее масштабов с процентной точки зрения, перспектива консолидации усилий широкого фланга оппонентов нового главы государства выглядит достаточно перспективно. Но, как в случае с любым другим политконсенсусом по-украински, на первый план выходит ширина пресловутого фланга и способность его составных частей договариваться между собой. На противопоставлении "посторанжевого" лагеря "новодонецкому" действительно можно было построить убедительную оппозиционную деятельность, особенно с учетом не такого уж и значительного численного преимущества потенциальных парламентских "большевиков" (в противном случае коалиция была бы создана уже под инаугурацию). Отсутствие в свободном  распоряжении конституционного большинства и готовность оппозиции резко реагировать на любое сомнительное действие могли бы если не оказывать влияние на поступки президента, то, во всяком случае, существенно осложнять его жизнь. Но для этого стоило бы добиться оппозиционной солидарности, к которой с самого начала стремятся далеко не все.

Благодаря своему статусу политика, притормозившего в одном шаге от президентского кресла, Юлия Тимошенко на сегодня выглядит как наиболее убедительный лидер оппозиции. Кроме прочего, объяснением закономерности такого положения дел может служить оказанная экс-премьеру многомиллионная поддержка украинских избирателей. В то же время, следует помнить, что заметная часть голосов, собранных Юлией Тимошенко, была отдана не столько "потому что", сколько "вопреки". А, значит, статус главного оппозиционера ей еще нужно подтвердить. Вопрос в том, как именно пройдет это подтверждение — через задекларированный синтез помыслов или в рамках жесткой конкурентной борьбы.

Пока складывается впечатление, что при всей внешней трогательности объединительных порывов, следование логике естественного оппозиционного отбора пока еще не отменял. Во всяком случае, если в адрес "младокандидатов" по-прежнему делаются ненавязчивые намеки с легким акцентом на мечту о перезагрузке парламента, то с экс-гарантом в БЮТ-среде особо не церемонятся. Пиар-обстоятельства президентской кампании были замечены и не прощены. "Я думаю, что большей помощи, чем Ющенко предоставил Януковичу, никто ему не предоставил, потому что вся машина работала против одного кандидата", - вновь нашла крамолу в позиции "Против всех" обладательница "серебряной медали". Окружение Юлии Владимировны еще менее стеснено в формулировках. Например, для Юрия Луценко экс-глава государства "бездельник и предатель". Подобное немилосердие к еще одному проигравшему может объясняться просто: оппозиционная ниша не так уж и широка, и многих лидеров мнений от политикума ей не выдержать. Соответственно, идея о естественной политической убыли "пахарей" одного и того же электорального поля может найти своих поклонников. Правда, превентивно атакуя возможных соперников, можно вызвать и обратную реакцию отторжения "неядерных" поклонников.

Кроме Виктора Ющенко в преддверие парламентских выборов (по графику они пройдут или нет) Юлии Тимошенко предстоит определиться и с "судьбой" перспективного политического молодняка. На сегодня кандидаты номер три и четыре предпочитают вести самостоятельную игру, причем из них Сергей Тигипко на словах более лоялен к власти, а Арсений Яценюк обращается к президенту с планами "временной" коалиции (держа в уме парламентскую перезагрузку), но у БЮТ подобные примеры крена в противоположную от его сторону понимания определенно не находят... Захотят ли они объединиться с экс-главой Кабинета в одной оппозиции — все еще вопрос. В первую очередь потому, что при некоторых гарантиях некоторого благополучия, такое решение чревато потерей своей только намечающейся политической идентичности. В словосочетании "Лидер оппозиции Юлия Тимошенко" ключевыми словами быстро могут оказаться "Юлия Тимошенко", а не "оппозиция". Что с точки зрения концепции "готовь сани летом" (читай — президентский рейтинг за пять лет до следующих выборов) выглядит закономерно. И рисунок оппозиционных будней ближайших лет во многом зависит о того, что победит: "общественное" или "личное", а главное — насколько и как надолго.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив