Янукович: «Учите украинский!»
Янукович: «Учите украинский!»
«Пришедший всерьез и надолго» Янукович, которого иногда сравнивают с Путиным, впервые ответил на вопросы народа. Отвечал на плохом украинском и далеко не на все. Но главное понятно: тяжелые реформы будут проводиться железной рукой, а о русском языке лучше забыть.
В отличие от РФ, где власть иногда демонстрирует тонкость, организаторы «прямой линии» Януковича не скрывали своих целей. Города, с которыми он выходил на связь, украсили лозунги «Поддержим нашего президента!» и символика Партии Регионов. Которой, если кто не в курсе, предстоят сложные парламентские выборы в условиях антинародных – без кавычек – реформ.
Предполагалось, что задать вопрос Януковичу сможет как бы всякий, кто 25 февраля с 11.00 до 14.00 протиснется к микрофону. Но список вопросов и визуальная картинка после начала «прямого» общения свидетельствовали о тщательном отсеве. Простолюдины с отменной дикцией и без намека на волнение задавали актуальные, но не «геополитические» вопросы — главным образом о росте стоимости жизни.
Ни одного вопроса об отношениях с Россией и о том, куда же все-таки идет Украина в течение первых 2 часов не прозвучало. Наверняка большую часть таких вопросов отсеяли, учитывая два момента. Первый – Янукович неукоснительно следует рекомендациям политтехнологов избегать тем, «разделяющих громаду». Второй — буквально за день до этого в Киеве Янукович обсуждал с генсеком НАТО участие Украины в ПРО, и там же прошел Совет глав МИД стран ГУАМ.
В целом российско-украинскую тематику затронули только 4 вопроса.
Первый задал «свидомый» украинец: почему, мол, героизацию Бандеры-Шухевича запрещают, а возведение памятника Сталину нет. Янукович в ответ обвинил Сталина в «геноциде против народа» (не уточнив, какого именно) и насчет Бандеры выразился уклончиво. «Нам никоим образом не нужно искать простые ответы на сложные вопросы. И нам не нужно искать разное в людях, нам нужно искать общее. И если кто-то верит в своих героев, то пусть верит. Мы живем, слава богу, в демократическом обществе», — сделал Янукович реверанс в сторону Ивано-Франковска. Включают рамки этой демократии Сталина, или только героев ОУН-УПА, президент не уточнил.
О статусе русского языка спросили не крымчане, как ожидалось, а одесситы. И тут Янукович, сто раз обещавший защитить русскоязычных, наконец, признался – государство Украина не намерено говорить с русскими на их языке даже в местах компактного проживания, как того требует европейская Хартия языков нацменьшинств. «Президент всех украинцев» четко дал понять, что не подпишет проект «Закона о региональном статусе русского языка», который перед местными выборами в Раду внесли регионалы — даже если его примут. Отговорка старая: в Раде нет 300 необходимых голосов для изменения Конституции, чтобы сделать русский вторым государственным.
При этом осталось неясным, причем тут статус государственного языка, если идет о статусе регионального. И почему у Януковича нет 300 голосов, если за бизнес-проекты партии власти в Раде голосуют чуть ли не 400. Напоследок президент порекомендовал всем учить украинский, как это делают его внуки. И запел по-русски под Марка Бернеса «Любимый город может спать спокойно». Намек более чем прозрачный: проголосовав за него и его партию, русские одесситы сделали свое дело, и теперь могут спать – никому они больше не нужны. После прямой линии политологи снова отметили: точки над i в языковом вопросе сняты, Янукович занял позицию Ющенко.
Его команда все больше отдаляется от России и в экономическом плане. Крымчане, которых представляла почему-то окраинная и удаленная от острых политических вопросов Керчь, вяло спросили о перспективах строительства Керченского моста. Виктор Федорович коротко заметил, что такой мост нужен, но это зависит от россиян.
Так или иначе, 99% вопросов прямой линии касались социальной незащищенности, инфляции, падения доходов. Тому есть и объективная причина: Восток и Запад Украины объединила бедность. И власти это, похоже, нравится. Классическая пирамида Маслоу – когда не на что жить, большинство людей забывает о культуре. Не было бы счастья, да несчастье помогло преодолеть клятый раскол, очевидно, полагают в администрации.
В социальный взрыв из-за растущей бедности команда Януковича, видимо, не верит. Виктор Федорович нашел в себе мужество четко и однозначно подтвердить, что повышения пенсионного возраста не избежать. Делать это будут «постепенно…сначала для женщин, а потом для мужчин», — осторожно говорил он. Но начнут уже «в самое ближайшее время».
Впрочем, объяснить, как прожить на зарплату чуть больше $100, уплатив повышенные на 50% тарифы ЖКХ и купив памперсы ребенку, Янукович не смог. Путая цифры дефицита пенсионного фонда, он ушел в макроэкономический астрал: «На страну влияет то, что мы имеем определенную часть энергоносителей, которые к нам поставляют, продуктов, — замялся президент. — Но что касается продуктов сельского хозяйства, то это вопрос реформирования АПК, нам нужно выходить на себестоимость украинских товаров… Если вы спросите меня, как в целом быть? Как с этим быть? То путь у нас есть – это повышение зарплат и пенсий».
Стилистически Янукович явно вырос. Он разочаровал тех, кто с сарказмом ждал от него привычных ляпов. Сидя за столом напротив нескольких ведущих, Виктор Федорович по-путински пытался установить контакт с каждым, обращаясь к человеку по имени. Хотя известно, что ему это в жизни не свойственно. Говоря о неприятном – о неминуемом росте цен, тарифов, о планах повысить пенсионный возраст — президент Украины добавлял «сближающие» обороты: «вы мне верите?», «мне трудно это признать», «нам вместе нужно принять сложное решение».
Вообще создалось впечатление, что главной задачей мероприятия было поднятие духа отвернувшегося от Партии регионов электората. Не находя нужных слов, Янукович включал позитивные мантры: «Мы вместе преодолеем все, у нас нет другого выхода», «Украина будет сильной». При этом он оживлялся, становился уверенней, повышал тон. Умилило появление на экране священника с оравой детдомовцев. Но когда, отвечая им, Янукович назвал точное число детей в детдоме (он постоянно путает цифры), остался осадочек. А когда сиротки хором запели ему осанну, рука потянулась к выключателю.
Самый частый оборот Януковича в ходе прямой линии – «в ближайшее время».
Анна Стешенко