Вперед, к новым оффшорам
Вперед, к новым оффшорам
6 декабря вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко заявил о необходимости денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения между Республикой Кипр и Украиной. По его словам, это позволит вернуть в украинский бюджет деньги, которые крупный бизнес выводит из Украины. Однако эксперты не разделяют оптимизма Тигипко – Кипр не единственная страна, позволяющая минимизировать налоговую нагрузку.
Почти оффшор
В далеком 1982 году между СССР и Кипром был подписан договор об избежании двойного налогообложения. Совесткий союз, уже 8 лет пожинавший несладкие плоды введения поправки Джексона-Вэника остро нуждался в европейском союзнике, который бы помог бы решить проблему с импортом иностранных и экспортом советских товаров за рубеж. Кипр, который тогда проявлял симпатию к коммунистическим идеям, попал в поле зрения советского руководства. В итоге, СССР и Кипр заключили договор об избежании двойного налогообложения. Причем, большую часть прав по налогообложению в отношении фирм, ведущих деятельность в советской и кипрской юрисдикциях, получает Кипр. После развала СССР договор продолжает действовать, но уже в отношении каждой из бывших советских республик. Кипр с его 4-х процентным налогом на прибыль становится излюбленным местом быстро формирующегося крупного бизнеса постсовестких стран, в том числе и Украины.
Иногда, впрочем, власти намеревались повернуть денежный поток из Украины вспять. В последний раз "закрыть" кипрские оффшоры пытались в 2008 году. Украинская экономика, стоявшая на пороге краха, срочно нуждалась в денежных средствах. Но законопроект о денонсировании соглашения с Кипром недобрал нескольких голосов. Примечательно, что тогда кипрские оффшоры поддержали коммунисты. Борцы с капитализмом объяснили свой шаг просто – дескать, договор подписывался СССР, да и президент Кипра – коммунист. Нехорошо обижать товарищей. Как результат – из Украины продолжают выводиться значительные суммы. "Из Украины в Кипр, по данным официальной статистики, только прямых инвестиций - 6,3 миллиарда долларов", - сказал 6 декабря Тигипко. Кипр, в свою очередь, тоже является ключевым внешнеэкономическим партнером Украины. Объем инвестиций из этой маленькой республики превышает объем инвестиций из России! Так, в 2009 году Кипр инвестировал в экономику Украины 9,579 миллиарда долларов, в то время, как Россия всего лишь 2,956 миллиарда долларов. И это несмотря на то, что с 2004 года Кипр – официально не оффшор: страна стала членом ЕС и устранила различия между обычными резидентными и оффшорными компаниями, эта республика по-прежнему популярна среди украинских олигархов. Ведь ставка налога на прибыль по-прежнему остается низкой – 10%. Доходы от роялти и дивидендов налогами не облагаются. Официально перестав быть оффшором, де-факто Кипр им остался. Вот и вице-премьер-министр это признал. "Всем понятно, что эти инвестиции - средства украинских предприятий, которые избегают налогообложения. Именно поэтому мы должны перекрыть каналы потерь бюджета через оффшоры", - сказал Тигипко, описывая ситуацию с Кипром.
В этом году, когда дефицит бюджета высок, долгов перед международным сообществом много, украинской власти срочно понадобился новый источник доходов. И тут взоры власть имущих обратились к Кипру. Ведь, помимо всего прочего, денонсация договора с Кипром – условие МВФ для предоставления нашей стране очередного транша. Однако сам Кипр, которому компании украинских акул крупного бизнеса дают неплохой доход, неоднократно затягивал с переговорами по денонсации соглашения. "Пора поставить точку в этом процессе и подписать соответствующее соглашение", - отметил украинский вице-премьер. Но согласятся ли с этим украинские олигархи, фактически спонсирующие многие политические партии и имеющие свои группы влияния в парламенте? Та же Партия регионов в 2008 году полным составом не поддержала денонсацию договора с Кипром…
Кипрозаменители
Денонсация договора с Республикой Кипр реальна. Так уверенные опрошенные "Подробностями" эксперты. "В силу того, что все предыдущие попытки решить вопрос о денонсации этого соглашения провалились, многим непросто поверить в реальность такого развития событий. Но на этот раз, судя по количеству крупных фигур во власти, которые сочли необходимым высказаться в поддержку данного шага (Литвин, Тигипко, Лавринович), вероятность того, что решение о денонсации все-таки будет принято, представляется заметно более высокой", - считает аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Виталий Шушковский. С ним солидарен и экономический эксперт Борис Кушнирук. "Для денонсации соглашения с Кипром Верховной Раде необходимо всего лишь принять соответствующее решение – и это вполне возможно", - говорит он. Но не все придерживаются такого мнения. "Одиозным примером (уклонения от налогов-ред.) служат компании доморощенных олигархов, которые неоднократно обменивали свои акции на акции дутых оффшорных компаний. Допустим, Кипр, Швейцария, Лихтенштейн и штат Делавэр в США формально не являются оффшорными территориями. Но такой прием используется для уменьшения уплаты налогов в бюджет Украины, поскольку репатриация дивидендов в эти юрисдикции налогом не облагается. …Авуары членов этого Кабмина, по слухам, находятся именно в этих странах", - пишет "бютовец" Сергей Терехин в своей статье в "Зеркале недели".
Как власть имущие, которые если верить Терехину, еще два года назад отмывали деньги с помощь кипрских компаний, проголосуют за отмену денонсации соглашения с Республикой Кипр? Очень просто – найдут другие лазейки. "Не нужно строить иллюзий, что такой шаг покончит с уходом о налогов. Решение, если оно и будет принято, не будет означать, что власть имущие и крупные бизнесмены не будут выводить из Украины свои деньги. Кипр – это лишь один из самых знаменитых оффшоров. Помимо его использования существует еще множество способов махинаций с деньгами", - говорит Кушнирук. Похожего мнения придерживается и Шушковский. "В распоряжении крупного бизнеса есть много вариантов оптимизации своих налоговых расходов. - считает эксперт, - Реальный эффект шагов, предпринимаемых властью в плане собираемости налогов, будет зависеть не столько от конкретных "пряников" (например, постепенное снижение налога на прибыль, предусмотренное новым налоговым кодексом) или кнутов (например, "усложнение жизни" корпоративным структурам, включающим резидентов Кипра), сколько от ее готовности усилить давление на крупный бизнес в целом".
"Кипрский" вариант для украинской власти продиктован не столько желанием покончить с уходом крупного бизнеса от налогов, сколько желанием получить очередной транш МВФ. Да и заодно показать народу, что власть хоть как-то борется с отмыванием денег и пытается заставить крупный бизнес платить налоги. Только вот помимо Кипра существуют еще десятки оффшорных зон и государств, которые, хоть и не являются оффшорами де-юре, но стремятся к ним по условиям для "оптимизации" налогов. Да и на денонсацию украино-кипрского соглашения уйдет минимум полгода - год. По условиям договора, о его разрыве одна сторона должна предупредить вторую минимум за полгода. Иначе соглашение пролонгируется еще на год. За это время крупнейшие компании украинских олигархов успеют "перепродать" свои акции уже не кипрским, а другим фирмам. Такой процесс уже идет: в 2009 году компания Рината Ахметова "Систем Кэпитал Менеджмент" сменила владельца с кипрской SCM Ltd на нидерландскую DTEK B.V., а "Нефтехимик Прикарпатья", принадлежащий Игорю Коломойскому, в том же году передал контрольный пакет акций четырем компаниям на Британских Виргинских островах: Rommannor Investments Ltd, Weavernal Holdings Ltd и Deneiro Ventures Ltd и Dommennium Enterprices Ltd.
От денонсации договора с Кипром изменится только одно – "главный инвестор" Украины. Теперь его место могут занять Нидерланды, Британские Виргинские острова или любое другое государство, не входящее в G20, не имеющее сильно развитой торговли и промышленности, зато обладающее лояльным к иностранному крупному бизнесу налоговым законодательством.
Борис Рудь