Внучата "ильичей"

10.11.2008 в 16:14
Ленин, Троцкий, Каменев. 1919 г.

Ленин, Троцкий, Каменев. 1919 г.

Накануне 7 ноября "Известия" разыскали потомков тех, кто делал революцию. Ленин, Троцкий, Свердлов, Каменев и Подвойский... Пять человек, которые для одних были героями и основателями великой страны, для других - воплощением абсолютного зла. В любом случае Октябрьский переворот совершали люди, которые любили и ненавидели, а заодно оставили после себя детей, племянников, внуков.

"Ленин Германии не продавался"

- Да он же гений революции! Главная фигура - именно Ленин, а не, например, Бухарин и Троцкий, - Ольга Дмитриевна Ульянова, родная племянница Ильича, до сих пор удивляется масштабности родственной ей исторической фигуры.

Дочь Дмитрия, младшего брата Ленина, написала около 150 статей и несколько книг в защиту памяти основателя советского государства. В последнее время, а ей 86 лет, в архивы не ходит. "Ничего нового", - говорит. При этом любая перспектива бросить тень на имя любимого дяди ею и сейчас отвергается с ходу и категорически.

- Правда ли, что на будущего вождя решительным образом повлияла гибель его брата Александра?

- Придумки тех, кто желает показать, что они что-то знают! - раздражается Ольга Дмитриевна.

- Черчилль писал о Ленине: "Его предназначение - спасти мир, его метод - взорвать этот мир". Вы согласны?

- Нет, конечно. Черчилль всегда был ярым антисоветчиком! - морщится она.

- Ну, а про немецкое золото, про шпионаж в пользу Германии - миф или правда?

- Немцы его подкупали, так вы считаете? Я знаю: это ложь! - восклицает Ульянова.

- Хорошо. Когда говорят про наивность вождя, рассчитывавшего построить коммунизм к 1930 году...

- Тоже выдумывают!

Вопросов, готовых ответов на которые у племянницы Ленина нет, тоже достаточно. Вспомните хоть "апрельские тезисы" - план социалистической революции, поначалу воспринятый многими как бред, хоть подписание Брестского мира - детонатор острой внутрипартийной дискуссии. Сколько раз Ленин оказывался если не в изоляции, то в меньшинстве, и все равно побеждал. Надо заключить контракт с чудом или иметь гениальный дар убеждения, чтобы в тех условиях сагитировать товарищей по перу на вооруженный сценарий переворота. Только один раз его не послушались...

- Ленин был категорически против казни семьи царя! - утверждает его племянница.

Ее аргумент: воспоминания Медведева, участника расстрела - "Ленин высказывался за привоз царской семьи в Москву и открытый, с публикацией в газетах, суд над Николаем II и его женой. Санкции ВЦИК на расстрел семьи Романовых получить не удалось". То есть судьбу их решили в Екатеринбурге.

Контраргумент: комендант дома Ипатьева Яков Юровский намекал - "вопрос большой политической важности без разрешения центра не мог быть разрешен..."

- Не хочу обсуждать. Это мой родной дядя, и мне просто очень жаль, что он рано ушел из жизни.

"Свердлов отвечал вождю: "Уже""

Яков Свердлов - один из немногих, кто никогда во мнении не расходился с вождем, являясь, по сути, его правой рукой.

- Их взгляды на путь России, думаю, полностью совпадали, - полагает Елена Андреевна Свердлова, внучка второго основателя советского строя, с которой мы встретились в старом доме правительства, где она и живет.

Роль Свердлова в революции? Дед ратовал за бескровный переворот.

- Известно, - говорит внучка, - что Свердлов приезжал в те воинские части, которые в горячке готовы были "вешать буржуев на фонари", и вразумлял солдат. В дни переворота ведь обошлось без кровопролития. Жертвы с обеих сторон - это позже.

- Например, - замечаю аккуратно, - расказачивание, которое санкционировал Свердлов.

- Да, - отвечает Елена Андреевна, - это трагический эпизод в трагический момент истории "страны в опасности", страны в состоянии Гражданской войны, и я не могу снять с деда вины за это. Но я твердо знаю: никогда не было в нем злодейства ради злодейства. Он делал лишь все что мог для спасения гибнущей страны. И ошибки его - лишь тысячная доля в масштабе того, что сделал он во благо Родины.

Новое государство Свердлов строил с организационного (но не с идеологического) нуля. Став председателем ВЦИК, разрабатывал много декретов, создавая в чистом поле правила игры.

- Ленин идею вбрасывал, направление задавал, а Свердлов разрабатывал план реализации. При этом, предвосхищая желания вождя, часто ему отвечал: "Уже сделано", - улыбается Елена Андреевна, открывая опубликованные воспоминания своей бабушки.

Клавдия Тимофеевна в ту пору, как и многие жены, сама работница ЦК, пишет про уникальную, как компьютер, память Свердлова. Как он в уме ворочал тысячами имен, как отправлял на места тысячи назначенцев, безошибочно отбирая их в условиях, когда не было еще ни отделов кадров, ни объемистых личных дел.

- Свердлов, - продолжает Елена Андреевна, - не только талантливый организатор, но и человек, обладающий фантастической работоспособностью и самоотдачей. В ту пору почти ни одна сфера партийного и государственного строительства не обходилась без его участия.

Он дает указания партячейкам всех уровней, борется за продовольствие, помогает изобретателям, включается в организацию III Интернационала и процесс выработки первой, ленинской, Конституции, которая де-юре закрепила диктатуру пролетариата...

- Заболев "испанкой", дед мой умер в 33 года, отдав всю свою короткую жизнь служению одной мечте - сделать счастливым трудовой люд России. Несмотря на запрет врачей ("испанка" очень заразна), Ленин пришел к деду и сидел, держа его за руку, до последней секунды.

"Троцкий - великий агитатор революции"

- Мне было три года, когда Троцкого выслали из России, впоследствии он уехал в Мексику, где его и убили, - верит в трагический ореол агитатора его внучатый племянник Валерий Борисович Бронштейн.

Лев Троцкий, наверное, рекордсмен по числу ярлыков. "Их большевистских величеств Ленина I и Троцкого I!" - кричала эсеровская пресса сразу после победы большевиков. Вторым после Ленина скромно считал себя сам Троцкий. "Если б в Петербурге не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции..." - это же из его дневников. "Иудушка" - называл его Ленин. Вождь не скрывал: Троцкий, талантище по части агитации масс, нужен ему потому, что ведет за собой часть народа.

- Человек-энциклопедия, Троцкий был великий оратор. Ему достаточно было открыть рот, и толпа замирала в готовности немедленно выполнить его призывы, - рассказывает Валерий Борисович Бронштейн и со словами "здесь все есть" открывает свою книгу "Преодоление", которую он, сидя в архивах, писал десять лет.

Человек, возглавлявший подготовку к перевороту, в детстве, оказывается, был лучшим учеником и мечтал о победе интеллекта над серостью. А еще с ранних лет хотел стать писателем. Представителем мирной профессии. Не вышло. Был лучший ученик - стал "лучший большевик". Возглавляя Военно-революционный комитет (ВРК) - оперативное орудие переворота, знал все о передвижении войск, о выступлениях погромщиков, о совещании буржуазных политиков и т.п. Революционные приливы в настроениях рабочих и солдат оценивал точно, без соцопросов, решения принимал быстро, дергая за нити руководства гарнизоном как кукловод. Ночевал прямо в Смольном, не раздеваясь. И, конечно же, агитировал - на заводах, в цирках, клубах, казармах...

- Главным оружием Троцкого, - уверен внучатый племянник, - было слово и перо, а еще воля и целеустремленность. Действия его, определяясь идеей и обстоятельствами, редко были ошибочными, особенно во время революции и Гражданской войны.

Но даже он не готов оправдать жестокость, во время Гражданской войны проявленную с обеих сторон. Просто, была ли альтернатива, - Бронштейн не знает. Потому что ясно: без Троцкого все равно бы все состоялось. Когда брат шел на брата, были Фрунзе, Чапаев, плеяда ломоносовых от "военной сохи". Ну, а 25 октября мягко стелил еще и Подвойский.

"Подвойский не спал 17 суток"

- Рано утром 26 октября Николай Ильич Подвойский вернулся домой, после месячного отсутствия, одна винтовка на плече, другая в руках, сел на табурет и мгновенно уснул, не дождавшись еды. Потому что до этого, как он потом рассказывал, не спал 17 суток, - передает семейную легенду Оксана Сергеевна Березнер, внучка Подвойского по линии старшей дочери.

Листая неопубликованные воспоминания своей матери, Ольги Николаевны Подвойской, она читает: "Большевики не могли бы одержать победу, если бы не были чертовски здоровы". Сверхчеловеческое напряжение хранят записные книжки Подвойского, уцелевшие в пламени времен. "Дед был организатор от природы", - говорит внучка. Ездил по казармам и кораблям, заручаясь поддержкой комиссаров. По нескольку раз в день подсчитывал соотношение сил в Петрограде. Требовал от солдатских комитетов выдать оружие на военных складах, открыть арсенал Петропавловской крепости и т.п.

- Подготовка началась с июля, когда о восстании стали говорить как о реальности. В октябре Подвойский, Антонов-Овсеенко и Чудновский вошли в оперативную тройку по руководству переворотом, созданную за несколько дней до него, - рассказывает Оксана Сергеевна и достает с книжной полки брошюру деда "1917 год", увидевшую свет лишь в период хрущевской оттепели.

Из нее ясно: именно Подвойский, исходя из ленинских указаний, предложил план восстания, впоследствии утвержденный ВРК. Реализованный план войдет в учебники истории: захватить вокзалы, телефон, телеграф, уличные артерии, площади и мосты, штабы, адмиралтейство, Зимний и Мариинский дворцы, где помещалось временное правительство...

- Вот, смотрите, дед пишет: учитывая огромный перевес, план стремился обеспечить бескровный переворот или хотя бы свести количество жертв до минимума. Отсюда - ряд железных колец, охватывающих и сжимающих Зимний, делающих бессмысленным всякое сопротивление. Но на тот случай, если защитники Временного правительства вздумали бы сопротивляться, план предусматривал штурм Зимнего, сигналом к которому должен был послужить красный фонарь на Петропавловской крепости и артиллерийский залп с "Авроры", имея в виду возможность тумана...

Штурм Зимнего дворца, как мы знаем, состоялся. Его Подвойский курировал лично. Ну, а после революции... С ноября 17-го по март 18-го нарком по военным делам РСФСР. Человек без военного образования, из семьи священника, стал одним из создателей Красной армии, детализировал в блокнотах принципы ее комплектования, снабжения и, конечно, политработы.

- Ленин и Троцкий много внимания уделяли теоретическим вопросам революции, Подвойский же - чистый практик, - говорит Оксана Сергеевна. - Открытый, веселый и, как бы сейчас сказали, харизматичный, к нему тянулись и за ним шли. В одной из анкет в графе "профессия" написал: "Солдат революции". С этим чувством дед прожил до самого конца.

"Послушали бы Каменева, не было бы репрессий"

- Я горжусь своим дедом! Побольше бы сейчас таких интеллигентных людей! - внучка Каменева Ульяна Глебова рисует портрет деда крупным мазком, но тут же привносит штрих. - По воспоминаниям моего отца Владимира Львовича, ему было лет пять, когда дед закончил важную рукопись и положил на стол. И мой папа, играя, опрокинул чернила и залил всю рукопись. Дед даже не пожурил. А сказал, что напишет еще лучше.

Внучка пытается убедить: дед, руководивший РСДРП(б) до прибытия Ленина из-за границы, был добрым и интеллигентным. И даже в раж революции - гуманистом:

- Каменев выступал против идеи вооруженного восстания и предлагал, чтобы большевики пришли к власти демократическим путем - путем выборов. Да! Он был противником кровопролития! Но Ленин не послушался моего деда. Я уверена, что если бы реализовался план деда, ход истории изменился бы в лучшую сторону - то есть не было бы ни восстания, ни Гражданской войны, ни репрессий...

То, что Каменев и Зиновьев проголосовали против решающей резолюции ЦК - курс на вооруженное восстание и маячок парторгам готовить переворот - ни для кого не секрет. Знаем по историческим документам. Как знаем и то, что итог - революцию - они все-таки приняли. И вместе со всеми, засучив рукава, из осколков державной материи стали скоросшивать пролетарскую диктатуру.

- Дед был еще литератором, а не только политиком, - сама писатель, Глебова особо выделяет этот факт. - Мне известны факты помощи Каменева нашей интеллигенции - Максимилиану Волошину, Марку Шагалу, заступился за семью Голицыных, за Надежду Крупскую, когда Ленин уже болел, а Сталин поговорил с ней грубо.

Возражаю: одних ученых и литераторов "крышевали", других заносили в "черные" ("враждебных группировок") списки. Внучка леденеет: "Мне неизвестны факты участия Каменева в чем-либо предосудительном. Но я вам честно скажу: многие документы не изучала".

Александра Белуза

Истчоник: "Известия.ру"

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив