Высокомерие сторонников Путина
Высокомерие сторонников Путина
Более 12 договоров между Германией и Россией – таков урожай правительственных консультаций, состоявшихся на прошлой неделе в Ганновере. Siemens получил возможность модернизировать электросети на Востоке, компания Continental построит завод по производству шин в Калуге, а один немецкий банк вместе с российским намерен создать фонд с капиталом, превышающим миллиард евро.
Здесь все ясно – то, что политика говорит на полях, обусловлено экономикой. И замечания Ангелы Меркель по поводу прав человека и свободы печати были на этот раз скорее умеренными. Когда речь идет об отношениях с русскими, другие люди дергают за веревочки.
Поэтому нам следует еще раз вернуться к скандалу по поводу премии «Квадрига».
Совпадение или нет - 7 июля этого года бывший федеральный канцлер Герхард Шредер и его друг Владимир Путин сидят в петербургском ресторане «Мансарда» с итальянской кухней и прекрасным видом на Исаакиевский собор. Спустя два дня просачивается информация о том, что российскому премьеру будет присуждена премия «Квадрига». Поскольку Путин, говорится в обосновании, следуя традиции Петра Великого, «устанавливает стрелки в направлении будущего».
Значит ли это, что именно Шредер, лоббист российских газовых интересов, подсказал организации Werkstatt Deutschland идею о том, чтобы вручить премию своему близкому другу? Может быть да, а может быть и нет. Удивления это не вызывает, так как именно экономика заинтересована в том, чтобы российский премьер был доволен. Теперь нам известно, что в течение долгого времени лауреатов этой премии самостоятельно определял энергетический концерн Vattenfall. Сегодня в «Общество друзей Квадриги» входят такие спонсоры как Robert Bosch GmbH, табачный концерн Philip Morris, немецкое отделение нефтяной фирмы Total, а также шоколадная фабрика Lambertz.
Для этого предприятия из города Аахена важно, чтобы на Рождество немецкие пироги можно было купить в Москве, и для компании Total ее бизнес в России так же важен. Этот концерн перерабатывает в день 30 000 тонн сырой нефти, поступающей по трубопроводам из России в Германию. Оказалось также, что Total пытается стать партнером российского нефтяного гиганта Роснефти в реализации миллиардного проекта в акватории Черного моря.
Председателем совета директоров Роснефти до последнего времени был близкий знакомый Путина. Кроме того, концерн Bosch в прошлом году инвестировал в России 18 миллионов евро.
Предприятия не считают больше нужным скрывать за красивыми политическими фразами свои деловые интересы, считает Клаус Мангольд (Klaus Mangold), долгое время возглавлявший Восточный комитет немецкой экономики и бывший также главой компании Quelle, а потом и Daimler. Мангольда, друга Путина, при подготовке проектов никогда не интересовало, проводит ли именно в этот момент российская армия в Чечне «операции по зачистке» или милиция в Москве разгоняет демонстрантов, а Путин комментируя это, говорит о том, что повстанцев «нужно мочить в сортире», а демонстрантам следует «дать по голове». Мангольд в газете Handelsblatt назвал отказ от присуждения российскому премьеру премии «Квадрига» «абсолютно неправильным решением», так как в Германии после выхода из атомной электроэнергетики надо будет строить новые электростанции, работающие на природном газе. И вообще – дискуссия о сокращении зависимости от российского энергетического импорта «далека от реальности».
Яснее и не скажешь о том, что обоснование присуждения премии в случае с Путиным было всего лишь отвлекающей мишурой. Этим и объясняется то самомнение, с которым некоторые люди пытаются игнорировать общественное мнение.
И их числу относится и бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург Манфред Штольпе (Manfred Stolpe), который вместе с Лотаром де Мезьером (Lothar de Maizière) организовал форум «Петербургский диалог». Выступая на телеканале ARD, он с иронией говорил о «маленькой буре в средствах массовой информации, инсценированной» в настоящее время. Также показательным было мнение, высказанное политологом Маргаритой Матиопулос (Margerita Mathiopoulos), которая в свое время чуть было не стала пресс-секретарем Вилли Брандта. Будучи также членом попечительского совета премии «Квадрига», она была возмущена «морализмом представителей разных политических и журналистских группировок. Разве у нас в стране, заявила она, не правили такие политики как Ганс Глобке (Hans Globke), Герберт Венер (Herbert Wehner) или Йошка Фишер (Joschka Fischer)? Разве у них не было противоречивого прошлого?
Стоит напомнить о том, что Глобке в период «третьего рейха» был комментатором Нюрнбергских расовых законов и способствовал ужесточению направленных против евреев правил по выяснению происхождения. И рядом с таким человеком г-жа Матиопулос готова поставить Владимира Путина?
Кристиан Нееф, "Der Spiegel", Германия