Украину втянули в игнор
Украину втянули в игнор
Присуждение Нобелевской премии мира в 2010 году всколыхнуло мировую политобщественность. После того, как выбор академиков пал на китайского диссидента, страны разделились на два лагеря. Одни поддерживают решение Комитета, другие – сочувствуют КНР. И Украина неожиданно обеспечила себе место среди последних.
Премия преткновения
Итоги определения лауреатов Нобелевской премии мира далеко не всегда встречают однозначную реакцию. Напротив, обсуждение выбора академиков нередко сопровождается бурными прениями. Но в 2010-м из более традиционной плоскости "Кто все эти люди?" или "Неужели нельзя было отметить более достойного кандидата?" кривотолки быстро переместились в зону влияния международной политики. Главным претендентом на получение премии в этом году оказался китайский общественный деятель Лю Сяобо – за "длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае". Деятель оппозиционный, а значит – в Поднебесной такой шаг понимания не встретил.
Впервые имя китайского диссидента получило известность в контексте студенческих волнений на площади Тяньаньмэнь. Напомним, в разгоне масштабных протестов в итоге приняла участие армия (вплоть до танковых войск), а число погибших (по разным оценкам от двух сотен до нескольких тысяч) так и не было официально озвучено. Считается, что именно факт поддержки студентов стало причиной первого ареста Лю Сяобо. В дальнейшем он не раз задерживался и находился под стражей на протяжении длительных периодов. В 2008 году диссидент прославился тем, что составил Хартию 08 – манифест, призывающий к демократизации (в том числе – путем внедрения многопартийной системы) и обеспечению прав человека. В 2009 году правозащитник был осужден на 11 лет за "подстрекательство к подрыву государственного строя" и сейчас находится в заключении. Посему, реакцию Китая на присуждение "Нобелевки" можно было предугадать.
Решение Нобелевского комитета официальный Пекин воспринял очень остро. "Лю Сяобо признан органами правосудия Китая виновным в совершении уголовного преступления. Присуждение ему Нобелевской премии мира идет вразрез с самой идеей премии. То, что Комитет по присуждению Нобелевской премии присудил ее такому человеку, полностью дискредитирует саму идею премии и является кощунством", - озвучил мнение своей страны представитель Министерства иностранных дел КНР Ма Чжаосюй. Но ограничиваться разовым осуждением китайская сторона не стала. За последние месяцы Пекин уже выказывал недовольство в адрес Норвегии, чьи официальные лица были вынуждены повторять стандартные тезисы о независимости Комитета. Кроме того, со временем начала набирать обороты кампания, чьим гипотетическим лозунгом могли бы стать слова "Поддержи Китай – проигнорируй премию".
Как и можно было ожидать, мнения по поводу Премии мира-2010 разделились. Представители большинства западных стран и многих международных институций с энтузиазмом приветствовали нового лауреата. Страны же, традиционно поддерживающие Китай, повели себя в непростой ситуации куда сдержаннее. В конечном итоге главная интрига завертелась вокруг церемонии вручения, которая должна пройти в Осло 10 декабря. Сам факт ее проведения был поставлен под вопрос. Согласно регламенту, Нобелевскую премию может лично получить либо сам лауреат, либо кто-либо из его ближайших родственников. Как известно, сам Лю Сяобо отбывает заключение, а его супруга Лю Ся – находится под домашним арестом. Другие диссиденты неоднократно допускали, что Китай постарается сорвать церемонию – пусть даже таким образом. Что же все-таки произойдет 10 декабря пока неизвестно. Но уже ясно, что далеко не все гости доберутся до норвежской столицы.
Вся прокитайская рать
Оказать моральную поддержку Пекину (при его, к слову, деятельном поощрении) страны-сторонники Китая, по всей видимости, решили максимально простым путем – объявив бойкот декабрьской церемонии в том случае, если она состоится. Помимо китайцев, первыми о "невыездном" поведении своих делегаций объявили (в алфавитном порядке) Ирак, Казахстан, Куба, Марокко и Россия. Следует отметить, что в таких случаях руководство стран не спешит идти на конфликт или открыто декларировать свою приверженность прокитайским идеалам. Причины для отказа зачастую выглядят вполне благовидно, хоть и не всегда убедительно. Так, например, ближайшие соседи Украины, ввиду того, что "нобелевские" приглашения адресуются послам, сослались на дипломатические затруднения. Казахстан напомнил, что ближайший чрезвычайный и полномочный посланник у этой страны ближе всего в Гааге, а в Осло государство представляет лишь временный поверенный. У Москвы посол в Норвегии есть, но о том, что он не сможет принять участие в церемонии из-за давно запланированной поездки, в диппредствительстве заявили заранее.
На вручении Нобелевской премии мира-2010 действительно будет менее людно, чем всегда. Согласно информации организаторов, свой приезд подтвердили делегации 44 стран, судьба еще двух (Алжира и Шри-Ланки) пока неизвестна. А число стран-"отказниц" пока равняется 19. И среди них – между Ираком, Ираном, Пакистаном, Кубой, Венесуэлой, Египтом, Сербией и, разумеется, кроме прочих – Россией и Китаем – оказалась и Украина. Довольно неожиданно, поскольку ранее наша страна, казалось, ничего против Премии мира-2010 не имела.
Свое отсутствие на чествовании лауреата официальный Киев объяснил так же изящно, как и представители других стран. Гласом власти в этой ситуации выступила заместитель главы АП Анна Герман. Для начала она предупредила, что "приглашение на церемонию вручения Нобелевской премии не поступало никому из представителей официальной власти в Украине" (что можно было предположить, поскольку адресовано оно послу). После чего озвучила тезис, подобный опробованным коллегами. "Поскольку посол Украины в пятницу, 10 декабря, будет присутствовать на совещании послов в Киеве, он действительно не сможет принять участие в церемонии, которую будет проводить Нобелевский комитет", - сообщила она. Позже в МИД позицию Украины уточнили: приглашение было, но посол действительно не может принять участие в церемонии (хотя у оппозиционных политиков с политиками правящими возникли разночтения по поводу даты того самого совещания). А сегодня, 8 декабря, уже сам посол Украины в Норвегии Александр Цветков в комментарии изданию "Коммерсант-Украина" признал, что Китай письменно рекомендовал ему воздержаться от участия в церемонии. Вместе с тем, по его словам, решение является "техническим", не связано с позицией Пекина и вызвано необходимостью готовиться к совещанию послов в Киеве 14-15 декабря. Примечательно, однако, что часть дипмиссий, руководители которых не могут прибыть на церемонию, направят вместо себя другого представителя посольства; Украина же такой возможностью воспользоваться отчего-то решительно не захотела...
Попадание Украины в список стран, немалое число которых трудно назвать мерилом демократичности, поначалу вызывает некоторое недоумение. Но, если задуматься, украинские власти можно понять. Непоправимым демаршем игнорирование церемонии, на которой постараются дать премию осужденному правозащитнику, пожалуй, все-таки не является. И, хотя, возможно, западными странами такое поведение будет расценено как не слишком благонадежное, главное внимание международной общественности сейчас сосредоточено не на сложных отношениях Китая с Нобелевским комитетом, а на откровениях Wikileaks. Тем временем, не исключено, что Киев таким образом попытается посильнее укрепить отношения с Поднебесной. По итогам сентябрьского визита Виктора Януковича в Китай, руководство двух стран рассталось на очень теплой ноте. Между делом украинский президент успел и восхититься китайской властной вертикалью, и пообещать не иметь ничего общего с мятежным Тайванем. Отказ присутствовать при вручении Нобелевской премии мира мог бы послужить еще одним аргументом, подтверждающим незыблемость прокитайских намерений гаранта.
Кроме желания уважительно кивнуть в сторону Пекина, украинское игнорирование "мирной" премии может объясняться еще и, например, тем, что в непринципиальных международных вопросах (особенно такого "несущественного" гуманитарного характера) Киев может с готовностью идти в фарватере России. То, что Кремль не поддержит выбор Комитета, было очевидно. С одной стороны, обострять отношения с Китаем нет необходимости, с другой – сам лауреат едва ли способен вызвать восторг у правопреемницы Советского Союза, у которого своих неугодных режиму нобелиантов хватало… В таких условиях вряд ли для Киева было бы большой сложностью повести себя "Как Москва" – и Пекин доволен, и кремлевским друзьям приятно. Правда, есть вероятность того, что на небольшой демарш по-украински, который "забронировал" руководству нашего государства место в перечне, включающем не одного диктатора, может быть не слишком благосклонно воспринят на Западе. Но удобоваримое объяснение обнародовано, а значит – формально все в порядке.
Ксения Сокульская