Украина отдала Путину победу?
Украина отдала Путину победу?
С приходом к власти Виктора Януковича украинско-российские отношения существенно потеплели. Примеров тому – множество. И одним из последних может служить крайне сдержанная реакция Киева на одно из самых неоднозначных заявлений руководства соседней страны - о победной роли России.
С первых месяцев правления нового главы украинского государства оппоненты неустанно осуждали Виктора Януковича за чрезмерно лояльное отношение к РФ. Многочисленные встречи с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным; неожиданные сюрпризы, вроде харьковского соглашения; не всегда медленное, но почти во всех случаях уверенное (кроме, разве что таких болезненных вопросов как цена на газ и судьба ГТС) углубление экономического сотрудничества; аккуратная поддержка позиции России в ряде внешнеполитических вопросов… Менее чем за год президентства Виктора Януковича разогревающиеся на глазах отношения двух стран иллюстрировались неоднократно. И публичные попытки переоценить общее прошлое такой дружбе, похоже, повредить не могут.
По поводу того, что соседнее государство склонно пересматривать (как вариант – фальсифицировать) "нашу общую историю", в годы правления Виктора Ющенко Кремль беспокоился неоднократно. Но власть в Украине уже поменялась, а историческим событиям по-прежнему нет покоя. Но на этот раз обновленными трактовками готова поделиться другая сторона. Так, в ходе общения с россиянами в прямом эфире Владимир Путин поделился своим видением на вклад РСФСР в победу в Великой отечественной войне. Предположение о том, что "мы вряд ли бы в этой войне победили, если бы были разными государствами", российский премьер подверг критическому разбору. "Я позволю с Вами не согласиться, когда Вы сейчас сказали, что если бы мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно бы победили, потому что мы страна победителей. И более того, под тем, что я сказал, есть определенное основание. Если мы посмотрим статистику времен Второй мировой войны, то выяснится, что наибольшие потери в Великой Отечественной войне понесла именно РСФСР - более 70% потерь. Это значит, что война выиграна, не хочу никого обижать, но в основном за счет ресурсов человеческих и индустриальных ресурсов Российской Федерации. Это исторический факт, это все в документах есть", - пояснил дважды президент РФ, добавив что "это совсем не умаляет того значения, которое сыграли в общей победе республики бывшего Советского Союза".
Краткое пояснение Владимира Путина по поводу того, кто, как и насколько проявил себя во Второй мировой войне, спровоцировало бурную реакцию. Журналисты задались вопросом "Как это без Украины?" ("Я просто пытаюсь понять, что это означает и не совсем понимаю: что значит "без Украины"? Если бы ее географически не было? Ну, тогда бы Гитлер раньше подошел к Москве", - недоумевала в эфире "Эха Москвы" Юлия Латынина), а у ряда историков большой интерес вызвали подсчеты, которые, по их словам, плохо коррелируются с привычными цифрами. А вот политиков и политологов больше заинтересовала идеологическая нагрузка такого, несколько неожиданного и не слишком привычного, экскурса в историю.
Стремление России играть роль единственного наследника большей части достижений Советского союза выглядит привычно. Но при этом стоит отметить, что до недавних пор победа в ВОВ оценивалась своеобразно: Россия с удовольствием носила лавры победителя, но победа все же считалась общей – "советского народа". В 2010 году, после того, как эпоха идеологических войн времен Виктора Ющенко ушла в прошлое, этой общности было уделено немало внимания в рамках многочисленных "победных" мероприятий и "трехсторонних" парадов, прошедших 9 мая. В рамках праздничных речей президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно высказывался по поводу "нашей общей победы", а укрепление российско-украинской дружбы называл "святым долгом перед погибшими".
Спустя чуть более полугода победа оказалась не такой уж и общей. В то же время, нельзя не заметить, что высказывание Владимира Путина нашло понимание далеко не у всех. В защиту россиян выступил и украинский посол в РФ. "Я абсолютно уверен, что такой подход и такое заявление не разделят и с ним (с Владимиром Путиным, - "Подробности") не согласятся миллионы людей, которые живут в Российской Федерации... За те четыре месяца, которые я работаю в Москве, я принял участие в почти двух десятках мероприятий, которые были посвящены или празднованию 65-й годовщины Победы или другим аспектам. И на всех этих мероприятиях в первую очередь звучало то, что это была общая победа всех народов, которые к тому времени проживали в Советском Союзе", - отметил Владимир Ельченко. Резкость российского премьера наблюдатели склонны пояснять по-разному. Одни уверяют, что подобная трактовка истории – логичный следующий шаг развития идеологической мысли по-российски. "Думаю, это прежде всего связано с внутренней российской ситуацией, ростом националистических взглядов в российском обществе", - допустил украинский нардеп-коммунист Александр Голуб. Другие считают, что подобным образом иллюстрируется истинная суть непаритетных отношений двух стран. "Он (Владимир Путин, - "Подробности") это сделал для того, чтобы показать, какую ценность имеет для них Украина, украинско-российские отношения. Собственно Путин своим высказыванием и показал настоящую сущность этих отношений с точки зрения Кремля", - убежденно прокомментировал ситуацию УНИАН экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. Между делом, не следует забывать, что следующий год в России – предвыборный (в декабре гражданам предстоит избирать Госдуму), а значит оценивать высказывания политика, который, по всей видимости, может возглавить список "Единой России", по законам "мирного" времени, возможно, и не стоит. Как бы то ни было, Владимир Владимирович свою точку зрения озвучил. А вот вторая сторона с ответным жестом спешить не стала.
Как и можно было предположить, в Украине открытие российского премьера было встречено очень остро. Выводы известного политика неодобрительно оценили не только оппозиционеры, но и представители правящей коалиции. Высшие же эшелоны власти отреагировали на замечание Владимира Путина стоическим молчанием. С озвучиванием официальной точки зрения тоже возникли сложности. Национально-демократический лагерь потребовал вмешательства МИД. "Власть должна продемонстрировать, что чтит память погибших в войне, чтит живых ветеранов. Ни одна из стран Европы не позволяла себе преуменьшать вклад украинцев в великую Победу", - говорилось в заявлении депутатов от НУ-НС. Внешнеполитическое ведомство повело себя в высшей степени дипломатично. Сначала там напомнили: "Что касается оценок Великой Отечественной войны, то здесь позиция Украины четкая, понятна и непоколебима: В Великой отечественной войне фашизм победили все народы Советского Союза, и следовательно, все они являются народами-победителями". А затем, уже 21 декабря, пришли к выводу – поводов для активности нет. "Мы не дискутируем с Владимиром Путиным, поскольку у нас нет оснований считать, что то, что им было сказано в данном конкретном контексте, является элементом государственной политики. Ни в одном внутрироссийском документе ни разу в ходе двусторонних переговоров с российской стороны никто не ставил под сомнение вклад Украины в победу в Великой Отечественной войне", - объяснил начальник Департамента информационной политики МИД Олег Волошин.
Сдержанность украинского Министерства иностранных дел, которую не поняли не только в Украине, но и, к примеру, в Польше, выглядит довольно предсказуемой. С первых месяцев президентства Виктора Януковича стало очевидно, что по ряду вопросов (преимущественно исторического и языкового характера) у руководства двух стран разночтения возникать, скорее всего, не будут. К "гуманитарно-идеологическим" моментам новая власть обычно или демонстрирует искреннее равнодушие, или без особого ропота действует сообразно пожеланиям "старших партнеров". Все же, нельзя не заметить, что в отношении событий Второй мировой войны, Виктор Янукович и его окружение придерживаются традиционной "общей" точки зрения. Впрочем, в таком случае исторический демарш Владимира Путина всегда можно, если не объяснить по образу и подобию представителей ветеранских организаций: "По-видимому, эти слова слетели с уст руководителя соседнего братского государства без намерения нанести боль нам, ветеранам, без намерения унизить или оскорбить дружественную Украину", - то воспринять как сугубо частное мнение, что и сделали в МИД. То, что в бытность президентом Виктора Ющенко Кремль не особенно беспокоила частность чьего-либо мнения, по всей видимости, ныне братские отношения омрачать не должно. Период идеологических разногласий ушел в прошлое. И, похоже, коррекция этой идеологии "в одни ворота" мало кого смутит.
Ксения Сокульская