Украина: Разброд и страдание
Украина: Разброд и страдание
Для прозападного президента Украины Виктора Ющенко трудные времена настали сразу же после триумфа 'оранжевой революции' в 2004 году - и в недалеком будущем они станут еще труднее.
На внутренние политические конфликты и каждодневные сложности во взаимодействии с соседней Россией, неотступно преследующие Ющенко, сегодня накладывается и глобальный кризис, вгоняющий одну из самых быстрорастущих экономик Европы в период экономического спада.
По идее, Ющенко, с его опытом управления центральным банком - руководитель, способный как никто разумно распорядиться помощью Международного валютного фонда. Однако у президента, ослабленного постоянными политическими боями с премьер-министром Юлией Тимошенко и влиятельным пророссийским лидером оппозиции Виктором Януковичем, просто недостаточно власти, чтобы взять в свои руки безоговорочное лидерство.
На Украине на карту поставлено очень многое. Страна с населением в 46 миллионов человек расположена в зоне неопределенности - между Европейским Союзом и вновь набирающей влияние Россией. Украина контролирует территорию, по которой проходит большая часть газа, импортируемого ЕС из России и стран Центральной Азии.
Развал партнерства прозападных сил в лице Ющенко и Тимошенко подрывает надежды на установление более близких связей с Западом - в частности, с ЕС и НАТО - и создает новые возможности для восстановления влияния Москвы, воодушевившейся после своего вторжения в Грузию, на Киев. С точки зрения Запада, это проблема, последствия которой могут распространиться далеко за пределы самой Украины.
- Сложная ситуация внутри страны влияет на хрупкую внешнеполитическую ситуацию, и наоборот, - считает заместитель премьер-министра Григорий Немыря.
Глобальный экономический кризис с особой жестокостью ударил по Украине, положив конец восьмилетнему периоду беспрецедентного роста. Из-за заморозки рынка кредитования и обвала черной металлургии, самой крупной производственной отрасли в стране, на Украине наступает самый резкий спад с 1991 года, когда развалился Советский Союз.
В Киеве с помощью кредита МВФ в 16,4 миллиарда долларов был спешно составлен чрезвычайный план спасения экономики, однако он не предотвратит резкого падения жизненного уровня и скачка безработицы: МВФ прогнозирует, что в предстоящем году объем экономики сократится на 3 процента - за этот год положительный рост составит чуть более 4 процентов. Курс украинской валюты гривны за этот год снизился относительно американского доллара на 50 процентов, и, вероятно, это еще не конец падения.
- Среднестатистический украинец не осознает, что его ждет, - считает Хорхе Зукоски (Jorge Zukoski), представитель Американской торговой палаты в Киеве.
В результате сокращения кредитного рынка оказалось, что Украина находится в числе самых уязвимых стран Европы, поскольку рост последних лет в очень большой степени финансировался за счет внешних заимствований. Одно правительство за другим, несмотря на свою политическую слабость, занимали сравнительно мало - но частный сектор разошелся не на шутку: за счет потребительского, и, в особенности, корпоративного долга общий объем внутренней задолженности на Украине рос с темпом до 60 процентов ежегодно.
Иностранные банки покупали себе дочерние банки на Украине, впуская в страну иностранные заемные деньги. В результате отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту выросло с 45 процентов в 2005 году до практически 60 процентов в конце прошлого года - а по итогам этого года МВФ прогнозирует уже 78 процентов.
Когда схлопнулось кредитование, как банкам, так и небанковским учреждениям вдруг стало очень сложно, если вообще возможно, рефинансировать текущие долги - а тут еще и начала падать цена на акции и недвижимость, выступавшие в качестве залогов. Особенно ярко это проявилось, когда 34-летнему миллиардеру Константину Жеваго пришлось, чтобы восстановить стоимость залога по требованию кредиторов, продать 21 процент акций одного из лидеров украинской металлургии 'Феррэкспо' и снизить свой пакет до 51 процента.
Во всем мире начали падать цены на основные сырьевые товары, что сильно ударило по металлургам. За лето объемы экспорта украинской сталелитейной продукции упали вдвое, а общая выручка украинских металлургов снизилась на 75 процентов. Тысячи рабочих были отправлены в краткосрочные отпуска - как очередные, так и неоплачиваемые.
Особенно страшен призрак предстоящих сокращений на востоке страны, в металлургическом центре Донецке.
- В Европе людей сокращают тысячами, - сказал в недавнем интервью нашей газете Ринат Ахметов, один из богатейших стальных баронов Украины. - Сложно сказать, что будет дальше.
В этом году дефицит торгового баланса может, по некоторым оценкам, достичь 10 процентов. Учитывая, что одновременно с этим исчезло внешнее финансирование и быстро падает курс национальной валюты, Киев обратился к МВФ за помощью в рефинансировании текущих обязательств в объемах около 50 миллиардов долларов в год. в ноябре было подписано соглашение, предусматривающее восстановление баланса в экономике, стабилизацию банковской системы и сокращение дефицита торгового баланса. Киев взял на себя обязательство провести реформы, среди которых ужесточение бюджетного контроля, совершенствование регулирования банковской деятельности и введение плавающего курса гривны.
Реструктуризация банков уже началась: два банка, выдававшие проблемные кредиты, куплены украинскими бизнесменами. Миллиардер и газотрейдер Дмитрий Фирташ теперь контролирует 'Надра-банк', а братья Андрей и Сергей Клюевы (оба - депутаты парламента) покупают 'Проминвестбанк'. По прогнозам властей, закроется или сменит хозяев примерно треть всех банков страны. Среди других отраслей, где в будущем инвесторы смогут выловить со дна рынка неплохую рыбу, недвижимость, промпроизводство и цветная металлургия. Пока что самая крупная сделка в промышленности - переход 25-процентного пакета уже упомянутого 'Феррэскпо' к чешской добывающей корпорации New World Resources.
Однако вряд ли за чехами на Украину сразу придут другие иностранные инвесторы: они сегодня боятся как развивающихся рынков вообще, так и Украины в частности. Последствия кризиса для реальной экономики только начинают проявляться - в октябре индекс падения промышленного производства составил 20 процентов. За свои рабочие места начинают бояться работники всех отраслей - не только шахтеры и металлурги.
Растет даже беспокойство по поводу способности Украины завершить инвестиционные проекты в рамках организации ею, совместно с Польшей, Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Строительство стадионов в основном финансируют олигархи, но государству до сих пор нужно немало сделать для модернизации транспорта. К тому же, частные компании, занимавшиеся строительством гостиниц, заморозили многие проекты.
Что касается политических последствий экономического кризиса, то они пока не ясны. Совсем недавно Ющенко пришлось отступить после атаки на Тимошенко, некогда свою союзницу по 'оранжевой революции'. Он распустил парламент и объявил досрочные выборы, однако вынужден был отложить этот план, поскольку она отказалась согласовывать закон, который был для этого необходим.
Политическая напряженность не спадет на Украине как минимум до конца следующего года, когда избирателям придется выбирать между Ющенко, Тимошенко и Януковичем на первых в стране выборах президента после исторического 2004 года.
Основные партии Украины объединились и поддержали чрезвычайные экономические законы, необходимые для получения пакета МВФ, однако бюджет 2009 года до сих пор находится в подвешенном состоянии. Фонд требует от Киева сокращения государственных расходов соответственно сокращению налоговой базы. Однако, учитывая, что инфляция до сих пор высока - по итогам 2008 года ожидается 20 процентов, - бюджетники и пенсионеры будут требовать для себя очень много - как, впрочем, и промышленные лобби, добивающиеся антикризисного государственного финансирования.
После 'оранжевой революции' Ющенко и Тимошенко пытались прийти к взаимодействию, но дважды проведенные парламентские выборы и три смены правительства не привели к выходу из тупика. Союзники временно преодолели разногласия после парламентских выборов 2007 г., но вновь разошлись этой осенью.
Теперь, когда альянс с Тимошенко мертв, Ющенко мог бы вновь обратиться к Януковичу, несмотря на их ожесточенное противостояние на президентских выборах 2004 г. Фирташ и ряд других бизнесменов требуют отставки популистки Тимошенко. 'На сегодняшний день она главная проблема Украины', - говорит Фирташ, утверждая, что альянс Ющенко-Янукович обеспечил бы вменяемое управление экономикой, несмотря на политические разногласия. Но бизнес не един во мнениях, а некоторые другие миллиардеры, включая Жеваго, поддерживают Тимошенко.
Нестабильность в стране на руку, прежде всего, России. Москва хочет, чтобы Украина продемонстрировала, что ее демократия после 'оранжевой революции' потерпела неудачу, чтобы снизить риск аналогичных потрясений в России. Премьер-министр России Владимир Путин часто насмехался над 'бестолковой' политикой Киева. Олег Рыбачук, президент Евроатлантического университета и бывший помощник Ющенко, говорит: 'Кремль будет счастлив, пока в Украине хаос'.
Кроме того, Россия выступает против прозападной политики Ющенко, особенно, его стремления в НАТО. Она добилась своего несколько месяцев назад, когда НАТО отложила решения о распространении Плана действий по подготовке к членству на Украину и Грузию. Похоже, что альянс вряд ли к ним вернется.
Вооруженная интервенция Москвы в Грузию и признание ею независимости отколовшихся территорий Абхазии и Южной Осетии еще более усилили напряженность. 'Регион разделен на страны на западе [такие, как Польша], получившие гарантии безопасности [путем вступления в НАТО и ЕС], и на востоке, где они являются серой зоной между Россией и Западом. Кризис в Грузии стал сигналом тревоги', - говорит Немыря.
Мало кто на Украине ожидает вооруженного вторжения России, однако возможные политические угрозы оцениваются как очень серьезные. Киев тревожит Черноморский флот России, размещенный в украинском порту Севастополе на основе соглашения аренды, срок которого истекает в 2017 г. Теперь Ющенко хочет начать переговоры о выводе флота после 2017 г., но Москва устраивает проволочки.
Хотя Кремль никогда не предъявлял претензий на Севастополь, это делают российские политики-националисты, играя на пророссийских настроениях в городе. Они также оспаривают статус всего Крымского полуострова, где распространена глубокая лояльность по отношению к Москве.
В других регионах Украины традиционные трения между националистическим украиноязычным Западом и дружественным по отношению к Москве Востоком после 2004 г. ослабли: украинцев теперь объединяет более современное чувство национальной идентичности и распространение украинского языка в повседневной жизни. Но эта новая лояльность еще должна пройти проверку в условиях экономического кризиса.
Между тем, Москва вновь разыгрывает газовую карту - полным ходом идут переговоры по контракту о поставках на следующий год. Тимошенко хочет устранить 'коррумпированных', по ее мнению, посредников, участвующих в многомиллиардных газовых сделках между Украиной, Россией и Центральной Азией. Ее цель - вытеснить основного трейдера - компанию 'Росукрэнерго', совместное предприятие Фирташа и "Газпрома", газового монополиста под контролем Кремля. Но компания подчеркивает свою прозрачность и намерена продолжать играть роль посредника.
Тимошенко утверждает, что она достигла предварительного соглашения с Путиным о торговле без посредников. Ее правительство упорно стремится оформить эту договоренность и избежать повторения споров, которые в последние годы влекли за собой срыв поставок потребителям в странах ЕС.
Один из основных спорных моментов - это цена. Тимошенко стремится избежать резкого повышения четвертый год подряд. "Газпром" предупредил Киев, что ему, возможно, придется платить по 400 долларов за 1000 кубометров, что почти вдвое выше цены 2008 г. Кроме того, Москва и Киев ведут спор о неоплаченных счетах за газ на 2,4 млрд. долларов.
Возможно, Тимошенко не удастся вообще исключить Фирташа из игры, потому что 'Росукрэнерго' обладает особыми правами на использование трубопроводов Украины для экспорта газа в ЕС, а другие компании Фирташа активно инвестируют в потребительский рынок газа на Украине.
При угрозе досрочных выборов, экономического кризиса и напряженности вокруг Крыма этой зимой Украине меньше всего нужна газовая война. Но перспектива рецессии в условиях резкого повышения цен на газ не менее опасна. Настали трудные даже по киевским меркам времена.
Оранжевая революция привела к росту инвестиций
Когда в 1991 г. распался Советский Союз, Украина испытала один из самых глубоких шоков среди бывших коммунистических экономик: объем производства упал на две трети.
Ситуация начала исправляться только в 2000 г., когда авторитарный бывший президент Леонид Кучма, наконец, приступил к скромным реформам, в ходе приватизации зачастую отдавая предпочтение своим политическим союзникам.
Его преемник Виктор Ющенко и его 'оранжевая революция' 2004 г. подтолкнули западных инвесторов к тому, чтобы набраться смелости и войти в страну, нуждающуюся в капитале. Ключевым событием было решение концерна Mittal Steel, предшественника Arcelor Mittal, крупнейшего в мире производителя стали, приобрести за 4,8 млрд. долларов ведущее сталелитейное предприятие 'Криворожсталь' после того, как новое правительство отменило приватизационную сделку, заключенную в эпоху Кучмы, по которой два украинских миллиардера Виктор Пинчук и Ринат Ахметов купили компанию за 800 млн. долларов.
Общий объем прямых иностранных инвестиций вырос в четыре раза, достигнув уровня почти 7 млрд. долларов год. После 2004 г. экономический рост составлял в среднем 7 процентов. Киев превратился в город экономического бума с новыми машинами, ресторанами, магазинами модной одежды и сотнями стройплощадок. Хотя поначалу выгоду черпали только немногочисленные олигархи-миллиардеры, позже ее ощутил и зарождающийся средний класс.
Промышленный Восток Украины - на долю которого приходится 10 процентов ВВП и 40 процентов экспорта - ответил на рост глобального спроса резким повышения объема производства. Процветали также химическая и пищевая промышленность.
Рост способствовал интеграции Украины с глобальными рынками и ее вступлению во Всемирную торговую организацию.
Но осторожность Брюсселя не позволила Ющенко реализовать амбиции по получению Украиной статуса кандидата в члены Европейского Союза.
Между тем, усилия США по продвижению кандидатуры Киева в члены НАТО натолкнулись на сопротивление Европы, опасения перед антагонизмом с Москвой и отсутствием поддержки украинского населения.
Стефан Уэгстил, "The Financial Times", Великобритания
Источник: "ИноСМИ"