У крымских татар началась операция «Преемник»
У крымских татар началась операция «Преемник»
Выборы председателя Меджлиса крымскотатарского народа, состоявшиеся в эти выходные в Симферополе, кажутся событием локального масштаба лишь на первый взгляд. На самом деле на Курултае крымских татар решался куда более важный вопрос: сохранит ли крымскотатарское национальное движение свою проукраинскую направленность?
Как известно, еще накануне Курултая (национального съезда) народный депутат Украины (фракция НУНС) Мустафа Джемилев, бессменно возглавляющий Меджлис с момента его основания в 1991 г., заявил о своем твердом намерении уйти с этого поста, даже если делегаты снова выдвинут его кандидатуру. Нежелание оставаться на посту Джемилев мотивировал тем, что ему трудно совмещать руководство Меджлисом и работу в парламенте страны, а также тем, что в представительном органе народа должна быть преемственность. «Я уже 16 лет председатель Меджлиса, это уже даже неприлично. У нас имеются достаточно смышленые, молодые, более энергичные люди, которые могут успешно возглавить Меджлис», - отметил он.
Однако делегаты национального съезда в буквальном смысле слова отказались отпускать своего лидера. Как пояснил журналистам первый заместитель председателя Меджлиса, экс-нардеп Рефат Чубаров, Курултай уговорил Джемилева еще некоторое время проработать на его нынешней должности. «Его желание уйти было сильное, но Курултай ему этого не позволил», - сказал Чубаров. Сам Джемилев заявил, что согласился с требованием делегатов, поскольку понимает, что нельзя принимать подобные кардинальные решения столь резко, и для выборов новой кандидатуры необходимо время.
В результате очередные выборы председателя Меджлиса превратились в чистую формальность. Два других кандидата, выдвинутых делегатами Курултая, - Рефат Чубаров и глава постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям Ремзи Ильясов - набрали 31 и 11 голосов соответственно, значительно уступив Джемилеву, за которого отдали свои голоса 193 из 241 делегатов. «То, что Мустафа Джемилев вновь избран председателем Меджлиса, нас очень обрадовало и придало нам силы», - резюмировал итоги голосования Чубаров.
Впрочем, новоизбранный председатель Меджлиса, согласившись с требованием делегатов, поставил жесткое условие: он будет возглавлять представительный орган крымских татар лишь до октября 2008 года. К тому времени по предложению Джемилева будет созвана следующая сессия Курултая, на которой в обязательном порядке будет избран новый глава Меджлиса. Кроме того, Джемилев открыто заявил, что хотел бы видеть своим преемником Рефата Чубарова, который, по его мнению, на сегодняшний день является наиболее подходящим для этого кандидатом. «Он очень взвешенный политик, поэтому каких-то резких, необдуманных движений с его стороны ожидать не приходится», - сказал глава Меджлиса. Джемилев также призвал своих соотечественников уже сейчас безоговорочно выполнять поручения его первого заместителя. «У Рефата Чубарова будет больше времени, нежели у меня, вести дела в Крыму, - сказал он, выступая на Курултае. - Во время отсутствия председателя Меджлиса на территории Крыма слово его первого заместителя, принятые им решения, приравниваются к решениям председателя Меджлиса».
В том, что Джемилев, заявляя о своем желании уйти со своего поста, искренен, не приходится сомневаться. Это подтверждают и близкие к нему члены Меджлиса, по словам которых, «шеф просто устал». Для чего же в таком случае Джемилев в очередной раз согласился возглавить, пусть и на небольшой срок, представительный орган крымских татар? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: в Меджлисе началась операция «Преемник». Оставшись у руля, Джемилев сделал хороший тактический ход, цель которого - безболезненная смена власти в представительном органе крымских татар. Таким образом у Рефата Чубарова, возможность избрания которого на нынешнем Курултае была далеко не 100-процентной, появилась возможность до октября укрепить свои позиции в среде соотечественников и реформировать систему органов национального самоуправления что называется «под себя». Сегодня же, как известно, система Курултай-Меджлис «заточена» под Джемилева, пользующегося огромным авторитетом у крымских татар как в Украине, так и за ее пределами. Сам Чубаров и не скрывает, что продление полномочий нынешнего главы Меджлиса было продиктовано именно этими соображениями. Как заявил он журналистам, нахождение Джемилева еще некоторое время на должности руководителя Меджлиса нужно, прежде всего, для проведения ряда реформ в работе органов национального самоуправления, которые без харизмы нынешнего главы представительного органа будет затруднительно провести.
Какие именно реформы ожидают систему органов национального самоуправления крымских татар, доподлинно пока неизвестно. В беседе с журналистами Чубаров не исключил, что при Меджлисе будет создан исполнительный комитет - некое подобие национального правительства, в котором будут работать на платной основе профессионалы в различных сферах деятельности. В связи с этим перед будущим главой Меджлиса рано или поздно встанет вопрос о финансировании органов национального самоуправления, которое все эти годы обеспечивал и продолжает обеспечивать Мустафа Джемилев. Ведь ни для кого не секрет, что большая часть денежных средств на содержание и деятельность Меджлиса поступает от организаций крымскотатарской диаспоры в Турции, Румынии и других странах, а также от крымскотатарских бизнесменов, которые дают деньги исключительно под личный авторитет лидера крымских татар. В связи с этим не исключено, что Чубаров займется созданием крымскотатарского национального бюджета. Тем более, что идея самофинансирования уже давно витает в среде крымских татар и активно обсуждается на страницах национальной прессы, однако приступить к ее воплощению в жизнь пока не решался никто.
Насколько удачно и безболезненно крымские татары проведут свою операцию «Преемник» - сегодня предугадать невозможно. Но несомненно одно: от того, кто будет избран на пост главы Меджлиса, зависит, сохранит ли крымскотатарское национальное движение свою нынешнюю проукраинскую направленность. Ведь вряд ли кто будет спорить с тем, что крымские татары, массовое возвращение которых на свою историческую родину, совпало с развалом СССР, сыграли важную роль в сохранении Крыма в составе Украины. Именно их проукраинская позиция не позволила «увести» полуостров, подавляющее большинство населения которого тогда составляли русские, под крыло северного соседа. И большая заслуга в нейтрализации процессов пророссийского сепаратизма принадлежит как раз Мустафе Джемилеву, бывшему советскому политзаключенному, который в свое время был в дружеских отношениях с покойным главой Руха Вячеславом Чорновилом. Именно Меджлис сразу же после его создания в 1991 году однозначно заявил, что крымские татары видят свое будущее в составе украинского независимого демократического государства, где должно быть место и для их национально-территориальной автономии. Как сказал позже в одном из своих интервью Джемилев, «ставить вопрос о возвращении Крыма России было бы просто абсурдным». «С какой стати вдруг мы должны быть в составе России?! Мы там уже были 200 с лишним лет и знаем, что это такое», - сказал он. Известно также, что буквально через несколько месяцев после образования Меджлиса, в Крым прибыла ныне покойная Галина Старовойтова, в то время занимавшая пост советника Президента России по национальным вопросам, и пригласила лидеров крымских татар в Москву. Вот как рассказывает об этом сам Джемилев: «Старовойтова сказала, что в Верховном Совете РФ есть проект постановления об официальном признании Меджлиса крымскотатарского народа как высшего и единого представительного органа крымских татар. Мы приехали (несколько человек), встретились с довольно высокими чинами. Они нам говорят, что, мол, Россия готова решать крымскотатарскую проблему, но, как бы, между прочим, спросили: а как вы относитесь к нашему проекту постановления от отмене незаконного решения 1954-го года о передаче Крыма в состав Украины. Мол, Хрущев никого не спросил, взял и передал. Ну, я в то время им дипломатично так ответил: в течение многих столетий в отношении Крыма совершалась такая несправедливость, было очень много дурных постановлений, и никто никого не спрашивал. Но почему вы решили начать именно с постановления 1954-го года? Давайте начнем с апреля 1783 года - о незаконном присоединении Крыма к России. Вот это постановление отменим, а потом будем потихоньку дальше продвигаться... На этом у нас как-то сразу дружба и закончилась».
Однако, как известно, мечтам крымских татар о национальной автономии в составе независимой Украины также не суждено было сбыться. Вместо этого, в Крыму была создана нынешняя АРК - формально автономия по территориальному признаку, а фактически - русская национальная автономия. Кроме того, за все годы своей независимости Украина как государство так и не приняла ни одного правового акта, восстанавливающего права крымскотатарского народа, депортированного Сталиным в 1944 году. Поэтому не стоит удивляться тому, что в последнее время в среде крымских татар все чаще стали появляться нотки разочарования, а в национальной прессе даже стал обсуждаться вопрос о том, возможен ли российско-татарский Крым. Не случайно, выступая на последнем Курултае, Мустафа Джемилев предостерег своих соотечественников от «некоторых антиукраинских настроений». Он отметил, что такие настроения появляются у части крымских татар «при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении их суверенных национальных прав». В связи с этим глава Меджлиса напомнил, что государство - «это не какое-то отдельное лицо, которое можно характеризовать положительно или отрицательно». В стране, по словам Джемилева, есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели, при этом в Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь крымскотатарскому народу. «Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства», - подчеркнул Джемилев. По словам главы Меджлиса, национальная стратегия крымских татар должна заключаться в том, чтобы быть всегда вместе со здоровыми силами Украины, строить вместе с ними демократическое и сильное государство, где будут в полной мере уважаться гражданские и национальные права всех граждан. «Во всяком случае, мы не должны забывать, что если, не приведи Аллах, случится беда с Украиной, то эта же беда может обернуться для нашего народа более катастрофичной трагедией», - добавил он.
С этой точки зрения выбор Рефата Чубарова как возможного будущего председателя Меджлиса можно назвать удачным. Давний соратник Мустафы Джемилева, имеющий большой опыт парламентской работы (Чубаров был депутатом в нескольких созывах парламента Украины) и пользующийся популярностью в среде крымских татар, давно зарекомендовал себя как проукраински настроенный политик. Кроме того, в случае избрания Чубарова председателем Меджлиса в крымскотатарском национальном движении начнется новая эпоха: вместо бывших диссидентов и советских политзаключенных, которых олицетворяет собой Джемилев, к руководству органами национального самоуправления крымских татар придут политические деятели новой формации, состоявшиеся как политики уже в условиях независимой Украины.