Тимошенко снова при делах

13.05.2010 в 14:40

Подробности

 

Опасения оппозиции и надежды власти воплотились в жизнь. Двенадцатого мая в Генпрокуратуре Юлии Тимошенко вручили постановление о возбуждении против нее уголовного дела. Но, вопреки ожиданиям, речь не идет о недавних растратах, а о старых взятках.

Хорошо забытое старое

Резкие взлеты и падения в политической карьере Юлии Тимошенко случались не раз. На вершины дважды экс-премьер обычно поднимается на волнах веры в быстрые и радикальные изменения к лучшему. А каждый спуск сопровождается призраком возвращения к знакомой практике уголовного преследования. Проигрыш на президентских выборах 2010 года исключением не стал. Виктор Янукович фактически возглавляет страну менее трех месяцев, а к его основной сопернице уже появились вопросы у Генеральной прокуратуры.

Уверенность в подобном развитии событий задолго до вручения повестки выказывали как представители оппозиции, так и власти. А после того, как в конце апреля Николай Азаров обрушил на предыдущее правительство претензии в нанесении государству ущерба масштабом в 100 миллиардов гривен, убежденность в том, что экс-главу Кабинета могут ожидать непростые времена укрепилась. "Мы ведем переговоры с международными фирмами, которые занимаются финансовыми расследованиями. Переговоры на завершающей стадии. С начала мая мы надеемся, что серьезная группа следователей и аудиторов приступит к работе", - пообещал премьер-министр. Слова с делами надолго не разошлись: уже в начале мая стало известно, что независимую проверку расходования средств отставным Кабмином осуществит вашингтонская юридическая компания Trout Cacheris, PLLC. С другой стороны, в Администрации президента анонсировали "многоуровневый аудит" при участии структур Еврокомиссии и международных финансовых организаций. А "силовой" премьер-министр Владимир Сивкович, в свою очередь, заверил, что к осени злоупотребления будут расследованы – и тогда "…большинство тех руководителей оппозиции, которые сегодня стоят возле стен Верховной рады, будут думать не о мандате – они не успеют получить депутатский мандат, а будут думать, как спрятаться или убежать".

Срок обещанных вице-премьером размышлений, по всей видимости, может настать раньше, чем планировалось. Действовать синхронно с правительственным громадьем планов Генпрокуратура не стала и взялась за лицо оппозиции уже в мае. Не дожидаясь осеннего подсчета коррупционных "цыплят", подчиненные Александра Медведько решили возобновить следствие по одному из дел времен правления Леонида Кучмы – за "организацию покушения на дачу взяток судьям Верховного суда Украины".

Упомянутые обстоятельства расследовались с мая 2003 года, а уголовные дела, уточняет адвокат Тимошенко, были возбуждены в мае-июне 2004-го. Одна из лидеров оппозиции подозревалась в попытке повлиять на судей и освободить из-под стражи представителей руководства "Единых энергетических систем Украины" – главного бухгалтера корпорации Антонину Болюру и генерального директора Геннадия Тимошенко (свекра Юлии Владимировны). В январе 2005 дело было закрыто, как теперь сообщает пресс-службы Генпрокуратуры, "без выполнения в полном объеме всех необходимых следственных действий".

Всплывшие претензии в биографии Юлии Тимошенко – далеко не единственное пятно на ее репутации. Ее причастность к взяткам, контрабанде энергоносителей, уклонению от налогов, злоупотреблению служебным положением расследовалась неоднократно. Результатом самых известных (в контрабандных поставках газа и перечислении взяток в особо крупном размере на швейцарские счета Павла Лазаренко) стало заключение оппозиционерки в Лукьяновском СИЗО столицы с 13 февраля по 27 марта 2001 года. Несколько позже – в августе 2001 года вопросы по статье "Взятка" (речь шла о нецелевом использовнаии средств, выделенных на нужды обороны) к будущему дважды премьер-министру Украины появились у Генеральной прокуратуры РФ. Как известно, в 2004 году в России было возбуждено еще одно коррупционное дело, после чего Юлия Тимошенко была объявлена в международный розыск, который был прекращен только в сентябре 2005-го, а затем дело было закрыто за "давностью лет".

В Украине интерес к составу преступления в действиях главы БЮТ и с 2002 года – народного депутата, на снятие неприкосновенности с которого парламент санкции не давал, - со временем тоже сошел на нет. Большинство уголовных дел против Юлии Тимошенко прошли через горнило прекращения следствия, апелляции, рассмотрения Верховным судом. А в ноябре 2005 ВСУ подтвердил законность закрытия уголовных дел против экс-премьера – по ее словам, двадцати восьми лично против нее, не считая дел против членов ее семьи или представителей ближайшего окружения. Тем не менее, в мае 2010 оказалось, что все новое вполне вписывается в рамки хорошо забытого старого.

Эффективное мученичество

Повышение "уголовного" интереса к действиям Юлии Тимошенко с воцарением на Банковой Виктора Януковича – момент вполне предсказуемый. К тому же, после того, как Николай Азаров озвучил первую порцию околобюджетных претензий, многие специалисты сходились на том, что "ручные" традиции управления государственными финансами в нашей стране могут способствовать успешному развитию коррупционных дел вне зависимости о того, о каком конкретно высокопоставленном чиновнике может зайти речь. После продолжительной критики, как минимум, "недальновидной", как максимум – "преступной" – экономической политики предыдущей власти с точки зрения власти нынешней поиск состава возможных преступлений выглядит вполне логично. Так одним махом можно и порадовать своих избирателей, и мотивировать потенциальных коалициантов, переживающих за собственное будущее, и, в случае необходимости, пояснить собственные экономические затруднения, если они возникнут – слишком неблагополучное хозяйство в наследство досталось…

Именно поэтому дальнейшее развитие идеи аудита выглядело бы закономерно. Но по какой-то причине ставка была сделана на более шаткое основание из прошлых дел. Аргумент "А раньше бы такое дело нормально не расследовали!" заслуживает внимания. Впрочем, в стане экс-премьера возвращение старых наработок считают незаконным, указывая на то, что следствие было прекращено из-за отсутствия состава преступления. К тому же, многое зависит от того, каким в итоге может оказаться обвинение в адрес Юлии Тимошенко – ведь по ряду категорий преступлений сроки давности уже вышли.

Вполне возможно, что экстренная реинкарнация деяний прошлых лет – это своего рода упредительный удар по оппозиции в стиле "Смотрите, дальше будет хуже". К тому же в оппозиции склонны к поискам дополнительного символизма дат - о мере пресечения Юлия Тимошенко должна узнать 17 мая - в день приезда в Киев Дмитрия Медведева, которого вполне могут встречать акциями протеста. В то же время, намекая на возможность ареста экс-премьер-министра уже сегодня, власть и подогревает интерес к горячей теме, не дожидаясь, пока за лето страсти поостынут, и, с другой стороны, держит руку на пульсе событий – получая возможность ограничить свободу перемещения оппонента. Сама Юлия Тимошенко уверена, что ее могут арестовать на несколько месяцев. Такой срок может послужить необходимой форой, и к моменту окончания предварительного "коррупционного" следствия сильные страны сей могут не опасаться, что фигурантка вдруг окажется вне пределов досягаемости.

Предмет интереса Генеральной прокуратуры побег выходом не считает. "Если кто-то думает, что господин Азаров на всех каналах телевидения рассказывает, что будут возбуждены уголовные дела, возможно, они думают, что я покину страну и поеду от них где-то прятаться, то пусть они на это не надеются. Я буду стоять настолько, насколько у меня хватит человеческих сил…", - заявила Юлия Тимошенко еще 1 мая. Что ж, нельзя не отметить, что в роли преследуемой режимом жертвы Юлия Владимировна себя чувствует вполне органично. Да и свежи в памяти события девятилетней давности, когда не слишком продолжительное заключение благотворно отразилось на популярности ныне политика первого эшелона. Именно поэтому многие и политики, и политологи считают, что, преследуя Тимошенко, власть может совершить непоправимую ошибку. "Я только знаю одно - что во всем мире, и в том числе в России, преследование Тимошенко какими бы аргументами оно не руководствовалось, будет восприниматься как политически мотивированное преследование", - делился своей точкой зрения российский оппозиционер Борис Немцов. Действительно, не исключено, что возбуждение уголовных дел против бывшей главы правительства может вернуть ей часть утраченного за последнее время рейтинга.

Одновременно стоит отметить, что спонсорская поддержка чужой популярности в народе со стороны власти выглядит не совсем разумной. Правда, не исключено, что на этот раз верхи решились взяться за дело серьезно. "С точки зрения электоральных перспектив такие методы преследования – неадекватны. И политтехнологи в команде Виктора Януковича этого не могут не понимать. Скорее всего, мы можем столкнуться с гораздо более жесткими действиями власти по отношению к Юлии Тимошенко, а также отдельных представителей из ее окружения", - цитирует УНИАН слова заместителя директора Агентства моделирования ситуаций Алексея Голобуцкого, известного своими симпатиями к Юлии Владимировне. На Банковой тем временем утверждают, что никакой политической подоплеки события не имеют. Вот только продолжительное и хотя бы внешне эффективное преследование и в самом деле может оказать деморализующий эффект на часть оппозиционеров. Возможно, Юлию Тимошенко перспектива попадания за решетку и окутает флером мученичества. Но и на процессе успешного собирания пока еще сомневающихся парламентариев под коалиционный "зонтик" по флагами "Покайтесь, пока не поздно!" такие чрезвычайные меры могут отразиться вполне существенно. В любом случае, отвергать "политическую" составляющую происходящего все-таки затруднительно: некоторые традиции отечественной фемиды предполагают, что если дела заводят – значит это кому-нибудь нужно.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив