Тегеран и Вашингтон бросили друг другу перчатки
Тегеран и Вашингтон бросили друг другу перчатки
Европа и США угрожают Ирану нефтяным эмбарго. В ответ на это режим Махмуда Ахмадинежада пригрозил заблокировать Ормузский пролив. Аналитики предполагают, что вероятность возникновения войны как никогда высока.
Как и предполагали эксперты "Росбалта" (подробнее читайте здесь) новые санкции, введенные рядом государств в отношении Ирана в конце прошлого года, не оказали серьезного влияния на экономику этой страны, но только подтолкнули ее к форсированию работы по созданию ядерного оружия и укреплению режима Ахмадинежада. И вот, новый виток напряженности в регионе явился следствием озвученных угроз со стороны западных стран.
Напомним, что еще в ноябре Израиль объявил о намерении нанести массированный удар по иранским ядерным объектам, задействованным в создании первой атомной бомбы. Эксперты "Росбалта" уже тогда не исключали возможности развития военного конфликта, но отмечали, что очередная "демонстрация мускулов" является спланированной акцией, в ответ на которую первый вице-президент Исламской Республики Мохаммад Реза Рахими пообещал перекрыть Ормузский пролив, через который проходят танкеры из нефтяных стран Персидского залива.
По заявлению министра обороны США Леона Панетты, США не будут мириться с этим, поскольку "эта та красная черта, которую нельзя переходить". Отметим, что Ормузский пролив соединяет Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Это основной морской путь экспорта нефти и газа из региона, в США и Европу. Его северное побережье контролируется Исламской Республикой Иран, а южное — союзниками США — ОАЭ и Оманом.
Как полагает руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин, "вероятность военного решения иранской проблемы резко возрастает. Ситуация теперь раскручивается не в направлении ответа на вопрос "быть или не быть военному удару по Ирану", а в направлении того, в комбинации каких военных потенциалов этот удар будет нанесен. Только ли Израилем, Израилем совместно с США, или к этой цепи подключатся такие европейские государства как Великобритания и Франция".
Все события происходят на фоне нерешенных вопросов с иранской ядерной программой, которая, как полагают международные эксперты, направлена на создание атомной бомбы. Такие выводы, в частности, были сделаны в недавнем очередном отчете МАГАТЭ. Поэтому, отмечает Александр Шумилин, "нет потребности в создании международно-правовой базы для нападения: военный удар будет считаться превентивным, в целях устранения источника ядерной угрозы". В этой ситуации, полагает специалист, "все будет зависеть от поведения Тегерана".
К слову, накануне Иран объявил об успешном создании первого собственного топливного стержня и его испытании в тестовом реакторе. А это означает преодоление очередного этапа в цикле ядерных разработок. По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, профессора Владимира Сажина, "ядерная программа Ирана опасна не тем, что эта страна может получить, образно говоря, "ядерную дубину" и, таким образом, еще больше ужесточить свою региональную политику". "Произойдет дальнейшее бесконтрольное расползание ядерного оружия, в том числе и в странах региона. Тогда Договор о нераспространении окажется пустой бумажкой, которую можно будет просто выкинуть", — считает эксперт.
Хотя эксперт и отмечает, что "в заявлениях иранского ядерного руководства, возможно, больше пропаганды, чем действительности". "Вполне возможно, что они сделали этот топливный элемент, но до момента его практического использования должно пройти еще много времени, потребуется множество испытаний", — считает он.
Но и без этого, Иран заявил недавно об успешном испытании ракеты "Гадер" дальнего радиуса действия, а также об учебных пусках ракет "Нур" средней дальности класса "земля-воздух". Как заявил командующий вооруженными силами Ирана генерал Атаолла Салехи, его страна готова к отражению "любых угроз и располагает для этого всем необходимым". При этом Салехи посоветовал странам региона и всем исламским государствам "опираться на братский Иран, а не на Вашингтон и Запад".
Между тем, согласно открытым источникам, дальность ракеты "Гадер" составляет всего 200 километров, тогда как расстояние между наиболее близкими точками Ирана и Бахрейна, где базируется Пятый флот США, достигает 225 километров. А расстояние между Ираном и Израилем составляет уже около 1000 километров. В российском Минобороны считают, что у Ирана нет технологий создания межконтинентальных баллистических ракет среднего и дальнего радиуса действия. В частности, как заявлял представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль, "у Ирана в настоящее время не имеется реальных технологий и промышленного потенциала по разработке и производству МБР даже в опытном варианте".
И все же Тегеран продолжает упорно отстаивать свой статус региональной державы. Недавно завершились крупномасштабные десятидневные маневры военно-морских сил в акватории Ормузского пролива. Учениями под кодовым названием "Главенство-90" охвачена полоса длиной в две тысячи километров. Это воды вблизи Ормузского пролива, северная часть Индийского океана и Аденский залив — в районе, прилегающем к Красному морю. В субботу на границе с Афганистаном Иран приступил к проведению учений "Мученики единства". А в феврале морские силы Корпуса стражей исламской революции планируют провести военные маневры под названием "Великий пророк" в Ормузском проливе и в Персидском заливе.
"Иран уже не раз заявлял о том, что готов блокировать Ормузский пролив, — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Если эта угроза будет реализована, цены на нефть на мировом рынке резко увеличатся. И в этой ситуации США вряд ли будут занимать выжидательную позицию". "Скорее всего, американцы нанесут удары по военному флоту Ирана. А чтобы разблокировать пролив, американцам понадобится примерно три или четыре месяца", — считает эксперт.
"Любой неосторожный шаг сейчас может привести к войне", — отмечает Владимир Сажин. "При этом, по его мнению, Тегеран окажется не в лучшем положении, особенно если эмбарго стран ЕС на покупку углеводородов ослабит страну". По разным оценкам, европейские страны покупают от 18 до 30% иранской нефти. Аналитики считают, что угрозы Тегерана перекрыть Ормузский пролив, станут "объявлением войны" США и странам Персидского залива. Весьма возможно, что это произойдет уже 23 января, когда на встрече министров иностранных дел стран ЕС может быть принято решение относительно введения эмбарго на импорт иранской нефти.
К слову, в июне будет запущен стратегически важный для Объединенных Арабских Эмиратов нефтепровод "Фуджайра", идущий в обход Персидского залива и Ормузского пролива.
Дмитрий Пановкин