Суд идет - шоу продолжается
Суд идет - шоу продолжается
Суд над Юлией Тимошенко с первых дней превратился в одно из главных событий страны. Резкие заявления политиков, митинги сторонников и противников экс-премьера, прямая трансляция заседаний со всеми его особенностями – и власти, и оппозиция делают все для того, чтобы шоу удалось на славу.
Суд-шоу в прямом эфире
Хотя процесс против Юлии Тимошенко – это уже не первое переданное в суд дело с высокопоставленным бывшим чиновником в "главной роли", на фоне других "антикорупционных" инициатив, даже таких заметных, как случай с Юрием Луценко, он стоит особняком. Острое внимание к происходящему объяснить несложно: в Украине взялись судить не мелкого чиновника, а крупного политика. Не просто политика – а самого рейтингового оппозиционного деятеля. Не просто оппозиционного деятеля – а бывшего премьер-министра. И судить не просто за превышение полномочий (два других, более "скромных" дела только ждут своей очереди) – а за приснопамятные последствия "газовой войны" 2009 года... Потому не странно, что и в Украине, и за ее пределами уже первые судебные заседания вызвали живейший интерес. Но, надо заметить, что все непосредственные и опосредованные участники процесса прилагают множество усилий для того, чтобы градус этого интереса пока не падал.
Как и можно было ожидать, с первого дня предварительного заседания суд над Юлией Тимошенко превратился в главное шоу сезона. Справедливости ради стоит признать, что немалая часть ответственности яркой телекартинки для трансляции лежит на оппозиции. Каждый "сеанс" в Печерском райсуде столицы сопровождается митингами (причем, не лишенными таких "спецэффектов", как депутаты под автобусами); сторонники и противники премьера редко упускают возможность потолкаться между собой или с охранниками порядка; группа поддержки экс-премьера в зале суда ведет себя не слишком сдержанно; да и сама обвиняемая не слишком тщательно выбирает выражения. Как следствие, милиция открывает уголовное дело по факту хулиганства, взявшая на себя задачу общественного обвинителя Инна Богославская рассказывает о том, какие переживания за собственную жизнь у нее вызывает чтение интернета, а сама Юлия Тимошенко поясняет причины своего поведения особенностями украинского правосудия. "…Судья Киреев - это не судья, это человек, уполномоченный, поставленный Януковичем для того, чтобы провести расправу с оппозицией, это не судья, это просто Киреев, который выполняет заказ. Именно поэтому я не воспринимаю этого человека как суд, я не встаю перед этим судом, потому что это не суд, и я не говорю "ваша честь", потому что это бесчестный человек, который нарушает закон", - стоит на принципах неуважения к суду Юлия Владимировна.
Для фигурантки громкого дела пока еще публичный суд предоставляет не только возможность объявить во всеуслышание о своей гражданской позиции и неприятии поведения судьи. В этом случае срабатывает шоу-правило: чем ярче картинка, тем выше рейтинги. И речь может идти не только о личных рейтингах самой яркой представительницы оппозиции, хотя, пока шоу не приелось зрителям, возможно и это. Пожалуй, главная задача оппозиции на сегодня – любой ценой привлечь как можно больше внимания к тем деталям процесса, которые могут нанести ущерб позиции властей.
Стоит заметить, что сторона обвинения прилагает немалые усилия для того, чтобы выглядеть в глазах многочисленных наблюдателей не лучшим образом. Начиная с организационных моментов, которые шокировали посла Евросоюза в Украине, и заканчивая спешным отклонением суда большей части ходатайств защиты – имидж отечественной Фемиды происходящее отнюдь не красит. "Должен был дело вести опытный судья с безупречной репутацией, чтобы оппозиция не могла упрекнуть за то, что человека вчера перевели специально под рассмотрение дела Тимошенко. Во-вторых, должны были быть соблюдены все условия для работы суда, чтобы это было соответствующее помещение с кондиционерами, без провокаторов с обеих сторон. В-третьих, в суде не должно быть спешки, чтобы не было видно, что власть стремится побыстрее осудить Тимошенко и дать ей любой срок, закрыв эту тему", - перечисляет огрехи обвинителей политолог и член "Единого центра" Вадим Карасев, поясняя, что "такие судебные процессы нужно готовить, чтобы в обществе не возникало никаких сомнений в юридической чистоте".
Между тем, сильные страны сей, похоже, полагают немалой уступкой уже сам факт открытости процесса, а на его деталях уже не сосредотачиваются. "… Украинское общество имеет возможность непосредственно наблюдать за ходом судебного разбирательства, которое свидетельствует о соблюдении всех законодательных требований относительно гласности, равенства прав и состязательности сторон. Органы прокуратуры выступают за максимальную непредвзятость, открытость и прозрачность судебного процесса в рамках действующего законодательства", - кажется, гордится происходящим Генпрокуратура, которая не спешит вспоминать о том, что "открытость и прозрачность" пока обеспечивается благодаря инициативе далеко не государственного "5 канала". При этом в Партии регионов уже усомнились в правильности публичного пути. "Начало рассмотрения дела, по сути, подтвердило, что главная задача Тимошенко - превратить судебный процесс в политическое шоу, а не подготовить веские аргументы и доказать свою невиновность", - критикует происходящее Инна Богословская, успевшая поучаствовать уже не в одном "подсудном" скандале. Да и сам президент, который не забывает напомнить о том, что он заинтересован в "открытости и гласности", сожалеет по поводу того, что "у нее (Юлии Тимошенко, – "Подробности".) только политический способ защиты"…
Дорогие зарубежные зрители…
Обвинения в "политизации" происходящего сторонники экс-премьера отметают без долгих сомнений. Сам процесс в оппозиции называют "фарсом", "персональной расправой", "киреевщиной" (по фамилии председательствующего) и рассчитывают "искать правду не в украинских судах". Опасаясь той самой избирательной юстиции, о которой уже много говорят на Западе, Юлия Тимошенко и ее окружение изначально готовились делать ставку на решение международных судов. Но мнение "заграницы" важно не только для них, но и для власти.
Пресловутый Запад продолжает следить за разворачивающимися событиями. Наблюдения Жозе Мануэля Пинту Тейшейры уже сыграли против Украины. Кроме того, к началу предварительного рассмотрения МИД успел обменяться "комплиментами" с руководством Европейской народной партии. Напомним, внешнеполитическое ведомство огорчилось из-за того, что "мощная и уважаемая политическая европейская структура" играет роль "клуба сочувствующих Юлии Тимошенко". Но в Брюсселе к чувствам отечественных дипломатов отнеслись без должного понимания… Одной только Европой грозный Запад не ограничивается: свой интерес к происходящему не отрицают и Соединенные Штаты Америки. "Мы призываем правительство Украины воздержаться от действий, которые создают такое впечатление, и подрывают верховенство права в Украине. Мы и дальше будем внимательно следить за ходом суда и следственных действий против Юлии Тимошенко и других оппозиционных лидеров", - говорится в заявлении Госдепартамента.
Эксперты не устают напоминать о том, что заангажированное рассмотрение дела Тимошенко в суде может сильно ударить по репутации руководства государства. Пока представители оного старательно пытаются сберечь лицо. Так, министр юстиции уже успел заявить о том, что любое решение Страсбурга по делам Тимошенко и Луценко будет беспрекословно выполнено. Не устает рассказывать о святости принципов верховенства закона и глава государства. Ведь если суд над Юлией Тимошенко будет выглядеть убедительно – это послужит лучшим аргументом в поддержку властей… Но все же в последние дни складывается все более определенное впечатление, что от излишнего внимания западных товарищей правящий лагерь начинает уставать. Довольно резкое заявление МИД – тому подтверждение. А в Партии регионов, тем временем, уже тоже меньше стесняются в формулировках. Не исключено, что смелое предложение нардепа Василия Киселева послу Евросоюза "Ехать в Португалию" было первой ласточкой. Во всяком случае, другой парламентарий-"регионал" Леонид Кожара успел заподозрить ЕНП в тяге к двойным стандартам.
Нервная реакция отдельных представителей власти на внимание ЕС и США к "газовому делу" их не украшает – особенно в свете стремления как можно быстрее подписать соглашение об ассоциации. Как бы благожелательно ни был настроен Брюссель поначалу, как раз жесткие намеки на существование неоднократно поминаемой "избирательной юстиции" могут сыграть с намерениями нашего государства злую шутку. Но ситуация с делом, возбужденным против Юлии Тимошенко, своеобразна еще и тем, что в ходе его рассмотрения могут быть за живое задеты интересы еще одного стратегического партнера.
Стремление некоторых политиков обострить положение дел и обвинить экс-премьера не только в превышении полномочий, но и в государственной измене, хоть и оживит судебное шоу еще больше, но чревато для Украины дипломатическими проблемами в еще одном направлении. "Мы обязательно будем настаивать на допросе премьер-министра России Путина… по делу о государственной измене Тимошенко, в котором действительно показания Путина будут очень важными доказательствами государственной измены Тимошенко", - заявляет председатель временной следственной комиссии ВРУ по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых контрактов 2009 года Инна Богословская. Российская оппозиция, к слову, процесс восприняла с энтузиазмом. "Я считаю абсолютно беспрецедентным сам факт судебного дела в отношении премьер-министра. Я считаю, что это грандиозный прогресс для Украины, что действительно нет неприкасаемых... (…) Поскольку это уникальный абсолютно опыт, который дружественная нам страна проходит, то я бы очень хотел, чтобы этот опыт был успешным", - надеется на лучшее Борис Немцов. А специалисты, тем временем, предупреждают, что желание даже не суда, но парламентариев пообщаться с главой российского правительства в таком контексте могут до добра не довести. "Теперь любого премьера, вице-премьера можно посадить за превышение полномочий, создается прецедент. А превышение полномочий очень легко перетекает в государственную измену. А здесь уже Путин не может понять. Получается, все, что он делал с Тимошенко в 2009 году, это не что иное, как формирование государственной измены, а он - сообщник. Это весьма недипломатично", - отмечает директор Социологической службы Украинский барометр, политолог Виктор Небоженко.
И снова-таки – в свете стремления Киева пересмотреть в июле все те же газовые контракты мысль о том, чтобы справиться о подробностях заключения договоров у Владимира Путина выглядит почти оригинально. Хотя, может быть и так, что судебный вердикт не в пользу Юлии Тимошенко отечественное правительство попробует использовать как еще аргумент в пользу разрыва контрактов. Но пока же попытка упомянуть "всуе" имя российского премьера работает больше на рейтинги стартовавшего "суд-шоу". Того самого, из которого все желающие пытаются извлечь как можно большую пользу. И не только в пиар-смысле этого слова.
Ксения Сокульская, Подробности