Союз застрял на таможне
Владимир Путин выслушал все претензии и предложения партнеров России по Таможенному союзу (фото: Сергей Мамонтов/"Известия")
Источник: "Известия.ру"
С 1 июля Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не сможет начать работать в полную силу. Таков неутешительный итог многочасовых, но, увы, безрезультатных переговоров премьеров Владимира Путина, Сергея Сидорского и Карима Масимова. Мелочи давно согласованы, а вот в ключевых вопросах вроде размера пошлин на нефть для Белоруссии или ввоза иномарок в Россию единой точки зрения нет. Так что придется собраться еще раз. А пока у экспертов есть две недели, чтобы найти компромисс.
В конце недели Санкт-Петербург стал площадкой сразу для трех форумов стран СНГ - заседания Высшего органа Таможенного союза (ВОТС), Межгоссовета ЕврАзЭС и Совета глав правительств стран СНГ. Все разговоры крутились вокруг одной темы - Таможенного союза.
В Петербурге Владимир Путин старался решить сразу две сверхзадачи - заставить махину Таможенного союза заработать по
полной и прирастить ее новыми странами-участниками.
Настроение у всех было в буквальном смысле солнечным. Прибывающие в Константиновский дворец чиновники бодро шутили: мол, на такой жаре (плюс 26) все разногласия должны растаять.
- Самое интересное, как вы смогли такую погоду обеспечить? - смеясь, спрашивал Путина казахстанский премьер Карим Масимов.
- Наизнанку вывернулись, старались, - довольно разводил руками тот и тоже смеялся.
Потрудиться чиновникам предстояло ударно. Целый блок документов должен был быть введен в действие одновременно с Таможенным кодексом с 1 июля 2010 года. Речь в том числе шла о вступлении в силу соглашений о правилах определения происхождения товаров из развивающихся стран, о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе, о протоколах по порядку передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, о статусе центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза.
- Только по Таможенному союзу необходимо подготовить 18 проектов договоров. Из них восемь уже одобрены Комиссией Таможенного союза, еще три - на подходе. Остальные обсуждаются, - рассказывал Путин. - И вчера, я знаю, коллеги здесь работали почти до двух часов ночи.
- Важно, что мы движемся по пути создания единого таможенного тарифа, единой таможенной территории, - одобрительно кивал белорусский премьер Сергей Сидорский. - Пусть наши вице-премьеры и заседают порой до ночи, но по многим вопросам они выравнивают позиции и находят компромиссные решения.
- Сейчас мы и посмотрим, что им удалось сделать, - ответил на это российский премьер и предложил своим разомлевшим на солнце гостям от светской болтовни перейти к делу.
И поговорить им было о чем. Хотя формально Таможенный союз существует без малого пять месяцев и ставки таможенного тарифа были согласованы еще в прошлом году, разногласий внутри "таможенной тройки" огромное количество. И в первую очередь они касаются общего Таможенного кодекса. А без него не может быть и общей таможенной границы. И если Казахстан по большому счету не жалуется, то Белоруссию не устраивает буквально все.
Прежде всего - нефть. Минск требует беспошлинных поставок, Москва, естественно, против. Ведь Белоруссия после переработки отправит эту нефть на экспорт. Легковые иномарки тоже стали камнем преткновения в российско-белорусских переговорах.
Пошлины на импортные "бэушки" были унифицированы еще в прошлом году по настоянию российской стороны. Так мы защищали свой дышащий на ладан автопром. А в итоге пострадал белорусский авторынок - машины подорожали, спрос упал на 31%. Но штука в том, что для физлиц льготная растаможка легковушек в Белоруссии действует до сих пор. Получается в четыре раза дешевле, чем у нас. Понятное дело, что перекупщики и перегонщики спят и видят, когда откроется общая граница. Ведь чтобы растаможить не очень старую среднестатистическую иномарку, в России придется заплатить тысяч 15 долларов, а по белорусским расценкам ввоз обойдется автолюбителю всего лишь в тысячу евро. На это Москва никогда не пойдет, ведь получится, что антикризисные костыли, которыми весь прошлый год мы заботливо подпирали своих автостроителей, уже никого не спасут. А так, по идее, Казахстан и Белоруссия должны стать основными рынками сбыта для продукции АвтоВАЗа по выгодным ценам.
Есть и еще один дискуссионный вопрос. Это газ. Официально цена на "голубое топливо" для Минска составляет $169,22 за тысячу кубометров. Но белорусы считают, что это дорого и не по-братски. С этого года они самопроизвольно в одностороннем порядке установили себе скидку и платят по $150 за тысячу "кубов". "Газпром" уже направил Белоруссии предупреждение, что прекратит поставки, если та не расплатится, ведь ее долг уже сейчас составляет $137 млн, а к концу года перевалит за полмиллиарда.
Как бы то ни было, первый раунд петербургских переговоров никаких ощутимых сдвигов по всем этим вопросам не принес. Но Владимир Путин не растерял оптимизма и уже в рамках Межгоссовета ЕврАзЭС пригласил вливаться в Таможенный союз и другие страны постсоветского пространства.
- Вы знаете, мы уже начали работать в рамках Таможенного союза, и я не сомневаюсь, что по мере продвижения на этом треке мы будем расширять число участников этого Таможенного союза прежде всего за счет членов ЕврАзЭС, - заявил он. - Насколько я знаю из контактов со своими коллегами, нет ни одного практически члена ЕврАзЭСа, который не хотел бы присоединиться в дальнейшем к работе и Таможенного союза.
Не стремились в "союз нерушимый таможни и торговли", похоже, только его нынешние участники. Вторая попытка договориться по ключевым вопросам сильно затянулась, но результатов тоже никаких не дала. Уставшие главы правительств "таможенной тройки" вышли к прессе, когда над Константиновским дворцом уже повисла тяжелая луна.
- Мы должны вас проинформировать о том, что согласовать все вопросы нам пока не удалось - есть чувствительные позиции для экономики Казахстана, для экономики Белоруссии, для экономики Российской Федерации, - объявил вердикт Владимир Путин. - Вопросы серьезные, и, безусловно, от качества принятия этих решений будет зависеть реальное самочувствие целых секторов экономик наших стран. Поэтому здесь суета недопустима. Будем работать. Мы договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса. В течение двух недель на эксперт-ном уровне.