Сергей Тигипко: последний из молдаван

16.05.2009 в 16:50

Фраза

Весна 2001 г. Главная интрига мая – имя сменщика Виктора Ющенко на посту Премьер-министра. Основных претендентов два. В этой связи Вахтанг Кипиани в «Киевских ведомостях» рассказывает «свежий политический анекдот»: «Знаете, что такое «Букет Молдавии»? Это когда основными номинантами в украинские премьеры являются уроженцы солнечной республики — Сергей Тигипко и Анатолий Кинах».

Не смешно, зато по сути. Как известно, победителем из этого противостояния, несмотря на изначально проигрышную позицию, вышел Кинах. Собственно, с этого момента Тигипко из разряда перспективных политиков перешел в категорию «вечноперспективных». Парадоксально, но опытный к тому моменту бизнесмен и карьерист так и не смог правильно определиться с приоритетами. Более того, при детальном рассмотрении весь политический путь нашего героя можно охарактеризовать как разброд и шатание.

Начало тысячелетия Украина встретила жарким противостоянием: политическая арена страны активно делилось на два противоборствующих лагеря – тех, кто пребывал у президентской кормушки, и тех, кого от нее отодвинули. Причем причислить относительно молодого предприимчивого банкира ко вторым, казалось, было никак нельзя. Уж слишком хорошие и давние у него были отношения с самим Леонидом Данилычем - якобы еще со времен его руководства «Южмашем».

Впрочем, как водится, не дружбой единой. В середине 90-х годов прошлого столетия в киевском филиале «Приватбанка», возглавляемого нашим героем, работала дочь Кучмы Елена Франчук. По официальной информации – всего два года. Однако именно к этому времени относится фактически единственный, компрометирующий Сергея Леонидовича, факт, который, впрочем, лишь поспособствовал его карьерному росту. В 1996 г. Министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко отправил Президенту докладную записку, в которой шла речь о фактах отмывания через корреспондентские счета «Приватбанка» $150 млн. В ответ Кучма поручил тогдашнему Премьер-министру Евгению Марчуку и Председателю Правления Нацбанка Виктору Ющенко принять соответствующие меры.

В результате принятых мер Сергей Леонидович оказался в кресле вице-премьер-министра по вопросам экономики. В августе 2003 г. «Украина криминальная» опубликовала письмо одного из бывших сотрудников ГУБОП МВД Украины, который рассказывал о том, как в 1996 г. он якобы ехал в Днепропетровск арестовывать руководителя «Приватбанка» по обвинению в «отмывании» денег в Латвии. Однако в итоге арест не состоялся в связи с назначением подозреваемого на важный государственный пост.

Тем не менее, начиная с президентских выборов 1999 г., Тигипко близко сближается с… лидером тогда еще Украинского Народного Руха Юрием Костенко. Да настолько, что, не в последнюю очередь благодаря этому, оказывается в кресле Министра экономики Правительства Виктора Ющенко. А, когда в Верховной Раде образовалась вакансия по одному из днепропетровских округов, и Сергей Леонидович решил попытать депутатского счастья, то Костенко прямо заявлял, что тот может войти во фракцию УНР и стать ее сопредседателем!

С теми довыборами, кстати, связана одна полумистическая история. Дело было в Павлоградском избирательном округе #36 Днепропетровской области – двумя годами ранее здесь победил будущий пламенный бютовец Иван Кириленко. Однако после назначения на пост Министра сельского хозяйства он, не раздумывая, сложил депутатские полномочия, посему были назначены новые выборы. Тигипко развернул здесь широкую кампанию – организовывал шоу, бесплатно раздавал продукты, много и со вкусом выступал, демонстрируя молодость, прогрессивность и успех. Правда, незадолго до окончания голосования председатель избирательной комиссии на одном из участков сначала внезапно пропал, а спустя два часа был обнаружен в туалетной комнате без признаков жизни, висящим на собственном ремне. По странному стечению обстоятельств, на этом участке наш герой проиграл…

Однако в итоге Сергей Леонидович почему-то оказался во фракции «Трудовой Украины», и осенью 2000 г. возглавил эту весьма мощную на тот момент политическую силу. Через год именно она и двинула его в Премьер-министры. И все бы было хорошо, если бы в последний момент он не начал нести всякую коалиционную околесицу. В апреле 2001-го он зачем-то стал рассказывать о том, как будет просить первоочередной поддержки у сторонников уволенного Виктора Андреевича, и убеждать Украинский Народный Рух, Народный Рух Украины и Партию «Реформы и Порядок» принять участие в формировании нового Правительства. Через месяц, вопреки всем прогнозам, он остался не у дел.

Еще через полгода Тигипко снова оказался вторым, уступив первенство в блоке «За Единую Украину!» Владимиру Литвину. Впрочем, в данном случае это совсем не мешало, а даже способствовало тому, чтобы после формирования нового большинства взять реванш у Анатолия Кинаха и обрести премьерский портфель, открывающий в нашей стране путь к президентству. Но тут наш герой опять сплоховал - когда президентский блок развалился на мелкие кусочки, он стал бегать по парламенту с утопической идеей объединения разрозненных «единоукраинцев» с объединенными «нашеукраинцам» в одно большое и мощное большинство. Затея эта, естественно, провалилась. После чего Сергей Леонидович, встречаясь с Виктором Ющенко, сакраментально воскликнул: «Я проиграл!»

Секрет этой необъяснимой, но постоянно присутствовавшей в то время латентной тяги к Виктору Андреевичу, вероятно, как и в большинстве подобных случаев, следует искать в сфере психоаналитики - Сергей Тигипко родился в семье заведующего пасекой. И, хотя его дальнейшая деятельность не имела ничего общего с медом, в 2001 г. подсознательное ненадолго вылезло наружу, когда он заявил о планах завести пчел. Удалось ли их реализовать на практике, история умалчивает.

Все это, конечно, не ушло от всевидящих глаз «Большого Брата». Поэтому, когда в 2002 г., когда на повестке дня опять встал вопрос о кандидатуре Премьер-министра, имя Тигипко снова оказалось во первых строках. Экспертам и аналитикам казалось, что он не только способен возглавить Правительство, но и стать достойным преемником Кучмы. Когда же в парламенте огласили список кандидатов, его имени там не оказалось.

В качестве утешительного приза он был назначен главой Национального банка. Причем сделано это было в лучших традициях украинского парламентаризма – с жестким блокированием трибуны, потасовками в президиуме, позиционными драками по всей территории парламента, ломанием системы голосования, созданием счетной комиссии, и выбиванием дверей в кабинет представителя Президента. 

Но в ходе президентской гонки он снова оказался вторым – на подхвате у Виктора Януковича. Собственно, эти две должности и стали для нашего героя фатальными. В разгар президентских баталий Тигипко позорно бежал с поля боя, оставив и Виктора Федоровича, переживающего наверное самый тяжелый период в своей политической карьере, и Национальный банк, который с таким большим трудом был для него отвоеван.

И этого шага уже не понял совсем никто – ни свои, ни чужие.

Виктор Янукович, комментируя уход Тигипко из штаба и назначение на его место Тараса Чорновила, весьма осторожно, но не без обиды заявлял: «Разница в том, что Тарас Чорновил - самостоятельный человек, имеющий собственное мнение, и во многих направлениях оно совпадает с моим; а Тигипко делал только то, что ему подсказывали его политологи». Что касается Виктора Ющенко, то у того с Сергеем Леонидовичем были свои счеты в лице отставленного в его пользу Владимира Стельмаха. «Я думаю, что Тигипко повел себя как шкодливый кот, и я не Леопольда имею в виду», - ерничал будущий Президент, говоря о том, что глава НБУоставил свою должность, когда привел банковскую систему государства «к очень большим испытаниям». «И когда понял, что не может этим руководить, потому что пять месяцев на работе не был (в связи с работой в штабе – ред.), то решил сбежать от ответственности. Но я убежден, что ответственность будет ходить за ним по пятам», - пророчески заключил Виктор Андреевич.

Наконец, параллельно Тигипко предал еще и жену, с которой прожил 22 года, скрывшись в направлении Альп с любовницей, ставшей впоследствии второй женой.

В 2002 г. Сергей Леонидович, вспоминая свою комсомольскую молодость, меланхолично размышлял: «Если бы девчата в комсомоле не цеплялись, это было бы странно (тем более что я был абсолютно здоровым и достаточно активным), но я уже состоял в браке. Вы знаете, в комсомоле все говорили, что «сгорают» на двух вещах: на водке и на женщинах ... И не только в комсомоле».

Казалось, что уж после таких перипетий у нашего активного комсомольца нет никаких шансов на реванш. Ан нет, оказалось, что есть еще порох в пороховницах. После реанимации, проведенной на скорую руку лично Юлией Тимошенко, он напару с ней стал сопредседателем Совета инвесторов при Кабинете Министров. Потом ненавязчиво стал намекать на возможность своего участия в президентских выборах, и, наконец, объявил о намерении возглавить новую партию. Судя по всему, искал по названию, так как оно практически не отличается от предыдущего – Трудовая партия Украины. Как для банкира, у Сергея Тигипко просто какое-то сублимированное влечение к пролетарскому.

По данным газеты «Коммерсантъ-Украина» политсовет Трудовой партии Украины намерен рекомендовать съезду поддержать избрание Тигипко на пост главы ТПУ. Как объяснил нынешний лидер партии Дмитрий Сирота, цель предложения – сделать более значимым старт его президентской кампании. Впрочем, как сообщил один из членов политсовета, когда вопрос встал ребром, Тигипко опоздал на неформальную встречу на два часа, а его выступление продлилось всего 20 минут. В результате чего в партии начались сомнения: «С одной стороны, все думают, что вот пришел спаситель, а с другой - все же опасаются, что партия пропадет». И их опасения можно было бы понять, если бы было чему пропадать...

Сам же Сергей Леонидович пока никак не определится. Еще 21 марта он утверждал, что «мне не нужны рейтинги. Баллотироваться в президенты я не собираюсь!». А спустя месяц уже подчеркивал: «Я заканчиваю свою работу в банке и сразу после этого буду объявлять об этом (решение идти в Президенты – ред.) официально». Одним словом, цитируя Президента, «молдаванин».

*Специально для товарища Костицкого, страдающего манией поиска аморальности, разъясняем: слово «прос…шие» в заголовке материала – не что иное, как слово «проспавшие» с авторским отточием. А то, что вам показалось, Василий, - свидетельство, увы, вашей распущенности.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив