Саммит, от которого ничего не ждали
В Хабаровске в обстановке взаимного недовольства прошел саммит Россия-ЕС. Как и ожидали аналитики, хотя взаимных претензий накопилось много, существенного прогресса в отношениях сторон достигнуто не было. Количество часов, проведенных в воздухе делегацией из Брюсселя, не сопоставимо с результатами этого "холодного" саммита, пишут европейские СМИ.
Саммит Россия-ЕС, призванный уладить взаимоотношения, прошел в обстановке взаимного недовольства сторон, утверждает The Guardian. Москва раздражена недавними попытками ЕС сманить восточноевропейские страны с орбиты Москвы, а ЕС - январской "газовой войной" с Украиной и нежеланием Медведева вывести войска из Южной Осетии и Абхазии, отмечает корреспондент Люк Гардинг.
Аналитики сомневались, что на саммите будет достигнут прогресс. "В отношениях между Россией и ЕС наблюдается большой дефицит взаимопонимания, желания понять друг друга и стратегических общих ценностей", - утверждал в интервью Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". По его мнению, с 1990-х годов отношения между Россией и ЕС основывались на предположении, что Россия пойдет по европейскому пути, не подавая заявки на вступление в Евросоюз. "Теперь эта модель исчерпала себя, необходима новая", - заметил Лукьянов.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая на открытии саммита, заострил внимание на взаимозависимости России и ЕС и важности координированных действий в условиях финансово-экономического кризиса, пишет газета.
Сегодняшняя Der Tagesspiegel называет встречу представителей ЕС и России "холодным саммитом". Количество часов, проведенных в воздухе делегацией из Брюсселя, не сопоставимо с результатами двухдневного саммита, отмечает корреспондент издания Альбрехт Майер. Журналист останавливается на основных моментах дискуссий.
ЕС опасается прежде всего повторения газового спора между Россией и Украиной, который уже не раз приводил к приостановке поставок российского газа в Европу. После последнего газового конфликта между двумя странами Брюссель предложил Киеву поддержку в модернизации украинской газотранспортной системы, что вызвало протесты со стороны Москвы.
Вторым не менее значимым вопросом, стоявшим на повестке дня саммита, является Соглашение о сотрудничестве и партнерстве, переговоры о котором безрезультатно ведутся уже несколько лет. В Хабаровске также не ожидалось особого прогресса, добавляет корреспондент.
Война в Грузии в августе прошлого года, продолжает Альбрехт Майер, негативно отразилась на отношениях между Москвой и Брюсселем. Несмотря на устранение напряженности в отношениях, Евросоюз продолжает настаивать на окончательном выводе российских войск с территории провозгласивших свою независимость от Грузии Южной Осетии и Абхазии.
Шеф Кремля ожидал от европейцев поддержки своего проекта по созданию евроатлантической архитектуры безопасности.
Устранить все разногласия в ходе рабочих встреч было сложно, подчеркивает автор материала.
На саммите Россия-ЕС "первым пунктом повестки дня" стал синдром смены часовых поясов, иронично замечает The Financial Times, поясняя, что встречи проходили в далеком Хабаровске и европейские делегаты мучались от бессонницы.
"Неужели проведение саммита в этом месте - коварная уловка, попытка перед сложными переговорами о российском газе затуманить разум европейцев, которые и без того склонны ссориться между собой?" - задается вопросом корреспондент Чарльз Кловер и сам же отвечает: "По-видимому, нет". Кремль, опасаясь обидеть губернаторов, устранился от выбора города. Хабаровск, по некоторым данным, приглянулся президенту Чехии Клаусу. "Хотя Хабаровск расположен близ китайской границы, у местных жителей европейская внешность, а китайский ресторан всего один", - пишет автор.
Одной из главных тем саммита являлось недовольство России Европейской Энергетической хартией, где затронут важнейший вопрос доступа к нефте- и газопроводам. "России хотелось бы, чтобы Европа перешла на российский вариант хартии, но этого, как выразился один представитель ЕС, "не будет никогда", - отмечает автор. Со своей стороны, ЕС пристально занимается вопросом трубопроводов с января, после российско-украинского газового спора.