С победой Виктора Януковича Фемида стала избирательно благосклоннее
Признаками победы Виктора Януковича служат не только массированные кадровые перемены и "газовый" оптимизм правительства. На фоне других символов эпохи ярко выделяется и та стремительность, с которой рассыпаются когда-то резонансные дела. "Жертв режима" Ющенко ожидает поголовная реабилитация?
После успеха Виктора Януковича на президентских выборах украинские реалии ожидала предсказуемая трансформация. Перемены долго скучать не заставили. Вслед за некоторым затишьем, обусловленным коалиционными затруднениями и отсутствием поначалу лояльного Кабинета министров, страну накрыла буря перестановок на всех этажах власти. За полторы-две недели такой активности внимательная аудитория смогла вспомнить массу знакомых если не по президентству Леонида Кучмы, то хотя бы по второму премьерству нового гаранта имен, увлечься вычислением процента "донецких" кадров среди "силовых" назначений, подивиться отдельным ярким кадровым решениям, как в правительстве, так и на местах. Упорное претворение в жизнь принципа "Все новое – это хорошо забытое старое" привело к тому, что политика президента и его окружения стабильно (и что более интересно – повсеместно) характеризуется своеобразными эпитетами. К примеру, в употреблении вариаций на тему "нафталина" были замечены и антипатики главы государства, вроде "бютовца" Андрея Шевченко, и его формальные союзники - в лице крымского коммуниста Леонида Грача… Недавно воцарившиеся власть имущие, похоже, действительно спешат вознаградить по заслугам всех давних и недавних соратников. И милосердие это, по всей видимости, распространяется и за пределы Украины.
Не успела Центральная избирательная комиссия официально огласить о победе Виктора Януковича, как мечта о приближающемся реванше всколыхнула среду "эмигрантов совести" – украинских политиков, пребывающих за рубежом (преимущественно в России) в силу того, что на родине они являются фигурантами уголовных дел и, зачастую, объявлены в розыск. Роль первой ласточки исполнил экс-мэр Одессы Руслан Боделан. Еще 12 февраля прессу облетели цитаты из, якобы его, блоговой записи, где политик объявляет о своем намерении побороться за оставленное им кресло на приближающихся (но впоследствии – отложенных парламентом на неустановленный срок) местных выборах. Спустя некоторое время пресс-служба бывшего градоначальника недавнее заявление опровергла, но взамен поделилась другим – вполне официальным, - сквозь текст которого красной нитью проходила центральная мысль "Хочу ли я вернуться в Украину? Конечно же, хочу".
Одним только Русланом Боделаном, поддерживаемом в своем намерении другим известным одесситом – экс-главой ЦИК нардепом-"регионалом" Сергеем Киваловым, число потенциальных "возвращенцев", как и можно было догадаться, не ограничилось. В середине марта своим желанием вернуться и "может быть остаться в Киеве" поделился с журналистами экс-глава МВД Николай Билоконь. А еще ранее список кандидатов на приезд, по всей вероятности, пополнил бывший глава Госуправления делами (ДУС) Игорь Бакай, адвокаты которого в середине февраля начали очередную попытку добиться в судебном порядке отмены постановлений прокуратуры о возбуждении против своего клиента семи уголовных дел.
Подобная активность "политэмигрантов" не прошла незамеченной. В политикуме мнения ожидаемо разделились. Нынешние оппозиционеры убеждены, что без такого элемента реванша, как торжественный приезд на родину опальных политиков, новая власть, скорее всего, не обойдется. Ну, а сторонники президента убеждены, что в кратчайшие сроки вынужденные персоны нон грата смогут по праву вернуться в страну. "Поэтому их возвращение (Игоря Бакая, Руслана Боделана, Николая Билоконя, возможно, и экс-заместителя главы СБУ Владимира Сацюка, - "Подробности"), если таковое состоится, будет для меня символом окончания репрессий 2004 - начала 2010 гг. со стороны "помаранчевой" власти и лично Ющенко", - считает Леонид Грач. То, что беглецы скрывались за границей от правосудия по собственной воле и небезосновательно, большинство симпатиков президента и его команды ничуть не смущает. Впрочем, обвинения, как показывает практика, могут успеть подвергнуться существенной коррекции.
Если "беженцы" продолжают помнить о родине (хотя большинство из них уже успело обзавестись российскими паспортами), то и родина, в лице новой власти, решила о них вспомнить. В последние недели информационное пространство время от времени бороздили новости о закрытии резонансных уголовных дел. Некоторые из них, как снятие обвинений в избиении участников "свободовского" митинга с лидера партии "Родина" Игоря Маркова, прошли почти незамеченными. Другие случаи, напротив, сопровождала заметная огласка. В первую очередь, пожалуй, это касается вывода Генпрокуратуры о том, что Василий Цушко не превышал служебных полномочий во время памятного штурма в 2007 году. Особую пикантность этому известию добавило то, что вскоре после снятия обвинения Василий Петрович вернулся в Кабмин – в качестве министра экономики. После этого сообщение о том, что Печерский райсуд Киева закрывает все уголовные дела против Игоря Бакая, назвать сенсацией уже было трудно. Защита "жертв" фемиды времен правления Виктора Ющенко скользит по накатанной колее.
После судебного успеха экс-главы ДУСи можно ожидать, что и другие "эмигранты" будут быстро реабилитированы. Некоторые сомнения у экспертов вызывает разве что потенциальное возвращение Владимира Сацюка – одного из основных фигурантов расследования отравления экс-президента. Но, с учетом того, что давний парламентский сторонник теории о фальсификации этого дела Владимир Сивкович теперь курирует силовые структуры с позиций "профильного" вице-премьера, возможно, и для бывшего первого главы СБУ путь в Украину закрыт не так уж и наглухо.
Какими бы ни были планы одного из главных свидетелей дела об отравлении, власть пока обещает приложить все усилия для того, чтобы ни одно резонансное расследование не осталось бы безрезультатным. Пока к успехам свежего "режима" можно отнести явку с повинной Виктора Лозинского. Поводов проверить свои силы у "новых метел" более чем достаточно, среди которых и продолжение расследования убийства Георгия Гонгадзе, что несколько оживилось с арестом Алексея Пукача, и "артековский" скандал… Но в оппозиции допускают, что в ближайшее время большая часть внимания будет уделена просчетам бывшей власти. На фоне постепенной реабилитации действий ряда весьма неоднозначных политиков подобный вариант развития событий выглядит не так уж и фантастично. Все рискует вернуться на круги своя – не только "политические" беженцы, но и желание атаковать проигравших конкурентов из-под полы фемиды. Принцип "Кто при власти – тот и суды заказывает" при всей своей эффективности в идеале не должен превращаться в оружие. Во-первых, это несправедливо, во-вторых – выбивает из рук власти козыри в пользу позиции "Наших сторонников не за коррупцию преследовали, а из-за политических взглядов репрессировали". Хотя, безусловно, поведение а-ля "Поступай с человеком так, чтобы он уже не смог поступить с тобой аналогично" в украинских реалиях в логику реванша вписывается неплохо. Но все равно хотелось бы, чтобы в борьбе за свое представление о справедливости, ее участники не забывали "вдруг" и о законе.
Ксения Сокульская