Россия выбрала ХАМАС
Израиль недоволен встречей главы российского МИДа Сергея Лаврова с лидером радикального движения ХАМАС Халедом Мешаалем. Россия продолжает настаивать, что с лидерами организации, признанной террористической, можно и нужно иметь дело.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров встретился с главой палестинского радикального движения ХАМАС Халедом Мешаалем в субботу. Беседа произошла в Дамаске, куда министр прибыл на совещание глав МИД стран – членов Организации Исламская конференция, – там Мешааль живет в изгнании с 1999 года.
Правительство Израиля указало, что испытывает «глубокое разочарование решением российского правительства поддерживать связь с террористической группировкой» ХАМАС. Эта организация, напоминают в Тель-Авиве, признана террористической «на международном уровне, в том числе квартетом» по ближневосточному урегулированию, членом которого наравне с США, Евросоюзом и ООН является Россия.
До сих пор Россия оставалась единственным членом международных посредников, который не чурается общения с ХАМАС, и руководство движения несколько раз приезжало в Москву, где встречалось с тогдашним президентом Владимиром Путиным.
И на этот раз, считает директор израильского Института евразийских исследований Цви Маген, решение встретиться с Мешаалем «было принято с холодной головой». «Россия сделала свой стратегический выбор – не вставать на сторону Израиля в вопросе об отношениях с ХАМАС, хотя в израильском истеблишменте и рассчитывали на компромиссы со стороны Москвы», – заметил эксперт в беседе с «Газетой.Ru».
Из слов Лаврова можно заключить, что особые контакты с ХАМАС могут ставить российскую делегацию в привилегированное положение в посреднических переговорах.
С 2006 года, когда ХАМАС победил на выборах и пришел к власти, Запад отказывался вести с ним переговоры, заметил Лавров.
В любом конфликте все влиятельные стороны «надо не изолировать, а вовлекать». «Это относится и к ХАМАС, и к «Хезболле», и к Сирии», – считает глава российского МИДа.
Негласные переговоры между израильским правительством и Сирией шли какое-то время при посредничестве Турции, однако завершились безрезультатно.
Случилось это, утверждают в Дамаске, не из-за неудачного посредничества Анкары, а из-за радикализма нового израильского правительства. «Заявления Израиля о безрезультатности турецкого посредничества – попытка скрыть свои радикальные намерения», – заявила в субботу на заседании ОИК советник президента Сирии по политическим вопросам Бусейна Шаабан.
Министр после встречи с Мешаалем объявил, что ХАМАС стал занимать более взвешенную позицию в вопросе о переговорах с Израилем. «Мы почувствовали более реалистичную оценку ситуации, ответственность, которую ХАМАС ощущает за то, что происходит в секторе Газа, и за судьбы палестинского народа», – прокомментировал Лавров. Глава МИДа заметил также, что обстрелы Израиля с территории Газы почти прекратились и в регионе установилось затишье. «Мы призвали руководителей ХАМАС к тому, чтобы такое положение сохранялось», – указал он.
Министр и лидер сирийской организации ХАМАС обсудили также вопрос межпалестинского примирения. После парламентских выборов 2006 года радикалы из ХАМАС и наследники Ясера Арафата из движения ФАТХ не поделили власть, в результате чего первые захватили контроль над сектором Газа. Две фракции палестинского национального движения оказались на грани полномасштабной гражданской войны.
Лавров надеется на «скорое» восстановление единства палестинцев и возможное создание правительства национального согласия. Затем после парламентских и президентских выборов, считает министр, можно будет говорить о создании «единой делегации, которая будет представлять не какую-то одну группировку, а всех палестинцев без исключения».
По словам Магена, добиться этого будет непросто и, скорее всего, «для Москвы это даже не самоцель». «Выступить как эффективный посредник на межпалестинских переговорах означает ответить на кивки Соединенных Штатов в сторону Ирана, сохранить в регионе свой паритет как ведущего внешнеполитического игрока», – полагает израильский эксперт.
Ранее Москва указывала, что усилия, которые предпринимает ХАМАС для примирения с противниками, недостаточны. Радикальное движение в ответ было подчеркнуто скептичным в отношении российской инициативы провести в Москве международную конференцию по ближневосточному урегулированию на манер той, что в конце прошлого года организовали в Аннаполисе США. Встреча Лаврова с Мешаалем исправила положение дел. «Все (стороны) подтвердили свою поддержку конференции», – заметил министр.
Согласия на участие в саммите, куда будут приглашены и хамасовцы, осталось добиться у Израиля. В январе этого года в разгар военной операции в Газе против ХАМАС Тель-Авив уже отклонял предложение российского посредничества на переговорах с палестинским движением. Тогда и.о. главы израильского правительства Ципи Ливни утверждала, что еврейское государство «серьезно в своих намерениях нанести удар по ХАМАС и не собирается давать им легитимацию и передавать им послания».
После прихода к власти правого правительства Биньямина Нетаньяху позиция Израиля только ужесточилась. Лавров попытается переубедить своего израильского коллегу Авигдора Либермана при личной встрече, которая запланирована на начало июня в Москве.